Конспект НОД "Одежда русичей"
материал (старшая, подготовительная группа)

Нор Елена Николаевна

   Цель НОД: создание условий для  приобщения воспитанников  к культуре русского народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД "Одежда русичей"36.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение -  детский сад комбинированного вида №6 «Сказка» Барабинского района Новосибирской области

НОД

«Одежда русичей»

по патриотическому воспитанию детей старшей группы

Подготовила и провела:

Нор Е.Н., воспитатель  ВКК

2020г.

Познавательный досуг «Одежда русичей»

по патриотическому воспитанию детей старшей группы

Цель: создание условий для  приобщения воспитанников  к культуре русского народа.

Задачи:  

Образовательные:                                                                                                              

  • расширить представления воспитанников о русской народной одежде, познакомить с деталями русского костюма, техникой и  особенностями изготовления, способами украшения;
  • формировать умение детей отвечать на вопросы полными предложениями, активизировать и  обогащать словарный запас с помощью слов (глашатай, князь, грамота, косоворотка, оберёг, опоясок, сарафан, лапти, кокошник, картуз), умение сравнивать, делать выводы, составлять описательный рассказ.

Развивающие:

  • развивать творческий потенциал и самостоятельную творческую активность дошкольников;
  • развивать образное восприятие цвета, моторику рук, аккуратность в процессе продуктивной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к результатам детского творчества.

Интеграция образовательных областей:

познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое.

Методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации деятельности детей:

беседа, отгадывание загадок, экскурсия на ярмарку, рассматривание русского народного костюма, хоровод и исполнение песни «На горе-то калина…», русская народная игра «Лапти» (с музыкальным сопровождением», мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Материалы и оборудование:

ИКТ, предметы русской старины, русские  народные костюмы, народные инструменты, иллюстрации с изображением повседневной и праздничной одежды, куклы на каждого ребенка из картона, шаблоны русской народной одежды, цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши, салфетки.

Предварительная работа:

Рассматривание одежды на иллюстрациях к русским сказкам, на репродукциях картин русских художников, заучивание и разбор пословиц об одежде, рисование “Девочка в русском сарафане”, аппликация “Хоровод вокруг березки”.

Мотивация: игровая ситуация «Глашатай приносит грамоту с заказом князя»

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте! Мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

 Воспитатель: Ребята, а Вы знаете, в какой стране мы с вами  живем?

(Ответы детей)

 Воспитатель: Как называлась Россия в древние времена?

(Ответы детей)

 Воспитатель: Ребята, а Вы хотели бы отправиться в путешествие в Древнюю Русь?

(Ответы детей)

Динамическое упражнение «Дорога в Древнюю Русь»

Чтоб в Русь нам попасть,

(дети шагают на месте)

Всем сначала надо встать,

(Далее движения выполняются по тексту)

Хлопнуть, топнуть и нагнуться,

Распрямиться, улыбнуться,

Тихо сесть, глаза закрыть

Обо всем на миг забыть.

Играет музыка и вбегает мальчик в русской народной одежде (глашатый)

   Глашатай: Низкий поклон вам люди добрые!                                                                                                                      

   Воспитатель: Кто ты и откуда пришёл к нам?

   Глашатай: Я глашатай. Шёл к вам через горы и леса, через степи и поля и принёс от князя грамоту.  (Отдаёт грамоту и уходит)

Воспитатель с детьми рассаживаются на подушки для прочтения грамоты.

   Воспитатель: Ребята, кто такой глашатай, князь, и что такое грамота?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           (Ответы детей, пояснение воспитателя, что глашатай - человек, объявляющий народу известие. Князь - правитель какой-либо области на Руси. Грамота – документ, из него можно узнать о каком-нибудь приказе.)

  Воспитатель: Сейчас посмотрим, что в этой грамоте написано.

Воспитатель читает грамоту: «Всему народу старшей группы «Ромашка» повелеваю: изготовить к пиру великому, гулянию небывалому русские народные костюмы! Вы дети малые шейте и костюмы малые, для кукол».

  Воспитатель:  Вот так задача! Ребята, а Вы знаете, как выглядит русский народный костюм? Что делать? Где можно рассмотреть?

      (Ответы детей)

  Воспитатель: Ребята, а я вам предлагаю отправиться на народную ярмарку. На ярмарку съехались мастера со всей Руси, там  можно будет рассмотреть и узнать о русских народных костюмах.

 (Воспитатель вместе с детьми отправляется на народную ярмарку. Зал украшен,  оснащен предметам русской старины, русскими народными костюмами, народными инструментами.)

  Воспитатель: Одежда русских людей в старину была простой, удобной, красивой и шили её из ткани, а какой, знаете?

       (Ответы детей: русскую народную одежду шили из льняной ткани, а нити, из которых её ткут, спрядены из растения изо льна.)

   Воспитатель: Правильно, вот из этого растения – льна, получается льняная ткань. Вспомните, чем льняная ткань хороша и чем плоха?

       Ответы детей: Хороша, потому что эта ткань экологически чистая. Нити, из которых её ткут, спрядены из растения, изо льна, в одежде из этой ткани хорошо, приятно, она «дышит».  Плоха,  потому что эта ткань быстро мнётся и с трудом разглаживается.)

  Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель с детьми ходят по ярмарке и рассматривают русские народные костюмы (сарафаны, рубахи, косоворотки, головные  уборы).

  Воспитатель: Ребята, нравится ли вам вот эти наряды? Это и есть старинные русские народные костюмы. Как вы думаете, что в них является главным?

    (Ответы детей. Пояснение и объяснение воспитателя: главная в костюме – русская рубаха. Именно она по представлениям наших предков, оберегала человека от сглаза, злых духов. Все уязвимые места человеческого тела должны быть укрыты ей. Посмотрите, длина рубахи ниже колена.)

     Воспитатель с детьми подходят к столу, где расположены разные косоворотки.

     Воспитатель: Это мужская рубаха, она называется косоворотка. Рассмотрите её и скажите почему она так называется?

(Ответы детей и пояснение воспитателя: эта рубаха с невысоким стоячим воротником, короткой застёжкой, которая расположена не по центру, а смещена влево (показать косоворотку). Отсюда и название рубахи – косоворотка (косой ворот). Её носили на выпуск, с поясом, который назывался опояска. Опояска произошло от слова опоясываться (поясок).)

Чем косоворотка похожа на современную рубаху, а чем отличается?    

 (Ответы детей)

  Воспитатель: Все от мала до велика носили рубахи, но по крою и отделке они различались. У каждого были рубахи повседневные и праздничные. Повседневные  только обшивали по шву и краям красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам. В праздники наши предки надевали богато украшенные вышивкой рубахи. Посмотрите, какие узоры украшают рубахи (дети рассматривают рубахи).

   Воспитатель: Все эти красивые узоры русские женщины вышивали нитями. По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберёгом.

- Как вы думаете, что означает слово «оберёг»? Само слово говорит за себя.    (Ответы детей)

  Воспитатель: Оберёг – это защита от злых сил. Вышивки-оберёги располагались в определённых местах: на рукавах рубахи, у выреза. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость.

Воспитатель с детьми подходят на ярмарке к сарафанам.  

 Воспитатель: А следующая деталь женского костюма - сарафан. Сарафаны были как повседневные, так и праздничные. Посмотрите, ребята на сарафаны, чем они отличаются?

  (Ответы детей)

  Воспитатель: Каким цветом  сарафан этот?  А вот этот? Как вы думаете, что означает красный цвет ткани? Какого ещё цвета вы видели сарафаны и где?

  (Ответы детей. Пояснение воспитателя: знаете, каждый цвет что-либо олицетворял. Например, жёлтый цвет олицетворял солнце, богатство. Голубой был символом неба, молодости).

  Воспитатель: Посмотрите, и сарафан украшают вышивки. Вспомните, как они называются? Для чего оберёг нужен?

 (Ответы детей. Пояснение воспитателя: считается, что узоры на сарафане оберегали лёгкие и сердце, не давали злой силе подобраться снизу.)

  Дети рассматривают головные уборы.

 Воспитатель: Особое внимание женщины уделяли головному убору. Молодые женщины носили ленты, а по праздникам – кокошник.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Какой формы они были? Чем украшали кокошники?

(Ответы детей. Объяснение воспитателя: кокошники шили на жёсткой основе, украшали вышивкой, золотым шитьём, бисером, жемчугом, драгоценными камнями. Форма его была различной, от маленьких, похожих на короны, до полукруга - большого размера.)

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, а это что?  Мужчины на голове носили картуз. Ребята, а он вам ничего не напоминает?

 (Ответы детей. Делают вывод, что картуз – это  фуражка.

 Воспитатель: Все мы костюмы рассмотрели? Как вам кажется, ничего не упустили? Может чего-то не хватает.

 Дети: Обуви

Дети  рассматривают лапти.

 Воспитатель: В древние времена самой распространённой обувью на Руси были лапти (дети рассматривают). Лапти очень лёгкие и мягкие, ноги в них «дышат» потому, что через дырочки плетения проходит воздух. Лапти можно носить и с шерстяными носками, а чтобы они не сваливались с ног, к ним приделывали завязки. Лапти носили и летом и зимой.

Вот вам загадка «Два котика, четыре хвостика»

 (Ответы детей)

Воспитатель: А как ещё можно назвать лапти?

Дети: Лапоточки, лапотки.

Воспитатель: Из чего же плели лапти? Попробуйте отгадать загадку.

                                                 С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд,

А меня все обижают,

Шкурку тонкую сдирают.

(Липа)

 Грустная липка стоит, да и как же не грустить ей, ведь с её ствола снимают кору, или как говорили в народе «драли лыко», ещё плели лапти из бересты. Липка плачет, больно ей, ведь с её ствола дерут кору. Как можно помочь липе?

Дети: Нужно ранки замазать глиной.

  Воспитатель: Вот и все русские народные костюмы мы рассмотрели.  Понравилось, ребята?

  (Ответы детей)

Воспитатель: С давних времён до нас дошла весёлая русская игра «Лапти». Хотите поиграть?

   

Проводится народная игра «Лапти»

Дети встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый свой предмет. Повернувшись к водящему, спрашивают его: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет». Играющие спрашивают еще раз: «Сплели лапти?» — и слышат тот же ответ. Спрашивают в третий раз: «Сплели лапти?» — «Сплели!» — отвечает водящий. Тогда, дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает по кругу и пытается запятнать играющих. Тот, кого водящий запятнал, встает на его место. Играющие берут свои предметы, и игра начинается сначала.

                           

                                Проводится гимнастика  для глаз «Матрёшки»

 (гимнастика выводится на экран монитора компьютера и дети следят глазами за движущейся матрешкой)

 Воспитатель: Пора и за дело браться, помогать князю. Ребята, напомните, что за заказ был у князя для нас.

 Дети: шить народные костюмы куклам.

Воспитатель: Ребята, смотрите как мастерская тут у нас.

Дети проходят в мастерскую и рассаживаются за столы.

Продуктивная деятельность – аппликация.

      Воспитатель: Посмотрите, что вы видите на столах? (шаблоны одежды, цветная бумага, ножницы, клей…) Как из этого можно сшить русскую народную одежду?

      (Ответы детей)

 Воспитатель: Чтобы работа в руках спорилась, сначала пальчики разомнем.

Проводится пальчиковая гимнастика  «Дружные пальчики».

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну, а этот - средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот - указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся.

Вместе дело спорится.

 Сжатые в кулаки пальчики разгибать по одному, в соответствии с текстом.

  Воспитатель: Ребята, на столе несколько видов одежды, давайте рассмотрим и повторим, что это.

 (Дети рассматривают одежду для кукол, выполненную из бумаги.)

  Воспитатель:  Что из одежды носили мужчины? Что одевали женщины? Где располагались узоры? Какое они имели значение?

       (Ответы детей)

 Воспитатель: А теперь каждый выберите себе по кукле и нарядите её в русский народный костюм.

Воспитатель предлагает детям на выбор куклы, шаблоны элементов костюмов (рубаха, сарафан, штаны,  картуз, кокошник),  цветную бумагу.

Дети работают под тихо играющую музыку.                            

 Воспитатель: В старину мастерицы за работой пели. И слова, и мелодии песен как бы вплетались в узор вышивки. И мы с вами будем работать под русскую народную песню.

Дети моделируют русские народные костюмы для своих кукол (на цветной бумаге обводят по шаблону одежду, вырезают,  наклеивают на картонную куклу, наносят цветными карандашами узоры).

Воспитатель: Прекрасные русские народные костюмы для кукол вы сшили. Расскажите мне о своей работе, о выборе куклы, о созданном наряде для нее, разнообразие узоров на ее одежде. (Рассказ двух- трех  детей).

Воспитатель: Ребята, так мы выполнили заказ князя?

(Ответы детей)

Раздаётся звон. Дети выходят из-за столов. В зал входит князь (мальчик одетый в русский народный костюм).   

Князь: Здравствуйте, гости дорогие! С чем пожаловали?

Воспитатель: Кланяемся тебе, Великий князь! Мы выполнили твой приказ.  Принимай работу.  ( Дети показывают кукол).

Князь: Да, у вас руки золотые. Хороша работа!

Воспитатель: Князь, вот ребята не только работать, но и петь мастера. Послушай, князь, наши песни удалые.

Дети вместе с князем водят хоровод, поют песню «На горе-то калина…»

      Князь: Да, любо на вас смотреть, порадовали вы меня. Хочу я вас наградить и дарю вам шапку золота (конфеты для детей). До свидания.

Дети благодарят князя, и он  уходит.

Воспитатель: Ну вот, ребята, заказ выполнили и пора нам возвращаться в детский сад.

Динамическая пауза «Возвращение в детский сад»

Чтоб в детский сад вернуться,

(дети шагают на месте)

Нужно быстро повернуться,

(Далее движения выполняются по тексту)

Хлопнуть, топнуть, прямо встать,

И немножко постоять.

Рефлексия

     Воспитатель: Ребята, а куда мы сегодня с вами совершили путешествие?

 -Понравилось ли вам на ярмарке, в мастерской?

-Что вы нового сегодня узнали?

- Что у Вас получилось лучше всего? Что не получилось и почему?

-Где может это вам пригодиться?

-Кому можете рассказать про это?  

(Ответы детей)

Воспитатель с детьми проходят в другую группу, для того, чтобы дети поделились с детьми другой группы своими впечатлениями.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой ООД «Одежда русичей»

Конспект по ознакомлению детей с историей древней Руси....

План работы кружка по приобщению к истокам русской народной культуры «Русичи» (для детей старшего дошкольного возраста)

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формировани...

Сценарий выступления агитбригады "Русичи" (патриотическое воспитание).

Сценарий выступления агитбригады "Русичи" (паатриотическое воспитние)  рсссчитан на  детей средней группы, для участия в конкуурсе агитбригад....

Открытое занятие по музыке «РУСИЧИ»

Расширять  и уточнять  представления  детей  о богатырях  защитниках земли  русской...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе " Одежда Русичей"

Расширять представление детей об истории русского национального костюма....

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе " Одежда Русичей"

Расширять представление детей об истории русского национального костюма....

Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи в играх-драматизациях с детьми подготовительной группы на тему "Мы русичи"

Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи в играх-драматизациях с детьми подготовительной группы на тему "Мы русичи"...