Тематическая беседа "День Наума Грамотника"
план-конспект занятия (младшая группа)

Загретдинова Валерия

Конспект тематической беседы "День Наума Грамотника" во второй младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_nauma_gramotnika.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 124»

Советский район город Воронеж

Конспект тематического беседы «День Наума Грамотника»

Воспитатель: Загретдинова Валерия Валерьевна

                                                                           2 младшая группа

Воронеж 2020

Цель: Воспитание любви и уважения к православной культуре и образованию.

Задачи:

1. Познакомить с пророком Наумом Грамотником и его житием;

2. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь воспитанников;

3. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию;

Форма проведения: беседа с презентацией

Ход мероприятия:

Воспитатель: (Слайд 1) Сегодня отмечаем День Наума Грамотника. 14 декабря – отмечался такой праздник на Руси.

(Слайд 2) Наши предки издавна обучению грамоте предавали большое значение. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников.

(Слайд 3) Вот и поговорки про это сложили: «Батюшка Наум, наведи меня на ум», «Пророк Наум – наведет на ум», «Пророк Наум наставит на ум».

(Слайд 4) Святой пророк Наум – один из двенадцати малых пророков. По преданию, он умер на 45-ом году жизни.

(Слайд 5) В русских книгах XVII века есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки и, прежде всего, научиться читать и писать.

(Слайд 6.) Почему именно живущий в VII веке до н.э. пророк, стал покровителем грамотеев? Причины здесь две – созвучие слов (ум и Наум) и крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а времени для освоения грамоты – больше.

Воспитатель: (Слайд 7) А роль учителей тогда исполняли дьяки. В доме, где был хоть мало-мальский достаток и где задумали «наумить», т.е. научить сына грамоте, разыгрывался самый настоящий спектакль. С поклонами и радушными приветствиями встречали чадолюбивые родители «учителя», усаживали его в передний угол, а затем отец проводил к нему отрока и, положив на скамью возле учителя плетку, почтительно отходил в сторону. Будущий ученик трижды кланялся наставнику до самой земли, а тот ударял его три раза плеткой по спине. Потом вступала в «игру» мать. Усаживалась она за стол вместе с сыном и учителем, а тот доставал букварь. Начиналось учение, и пока разучивали «аз» - первую букву алфавита, - матушка, причитая и обливаясь слезами, уговаривала наставника «очень уж сильно сына грамотой не морить». Учитель, якобы вняв мольбам матери, тут же прерывал обучение. Затем, получив в подарок шматок сала, яйца, а чаще всего ситный пирог, завернутый в расшитое полотенце, выходил из дома в сопровождении родителей и уже у ворот наказывал им, чтобы отрок теперь ходил к нему сам.

(Слайд 8) В старину, когда заканчивался раздел учения, мама варила кашу, складывала ее в горшочек, ученик приносил и отдавал учителю. Кашу ставили на стол и все ученики каждый своей ложкой по очереди ели, а после они назывались «однокашниками».

Славянская азбука была создана известным просветителем и проповедником христианства Кириллом.

(Слайд 9) Еще в 863 г. его вместе с братом Мифодием византийский император направил в Моравию (историческая область на территории современных Чехии и Словакии) для проповеди христианства на славянском языке.

(Слайд 10) Перед самым отъездом Кирилл составил Славянскую азбуку и с помощью брата перевел с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг – избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, пластырь и др.

Воспитатель: (Слайд 11): Вот сегодня мы и предлагаем перенестись в прошлое и побывать в старорусской школе, да и знания свое показать. А для этого представителей от каждой группы прошу занять свои места. Теперь на секунду закройте глаза, по счету «три» откроете и окажетесь в прошлом. Сейчас мы с вами в старорусской школе. Внимательно рассмотрим убранство классной комнаты. Занятия в этой школе начинались в семь часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Ученики были одеты в длинные, до пят рубахи. На ногах – лапти, сплетенные из лыка – внутренней части коры липы. На голове – островерхие шапки. Все снимали шапки и занимали свои места за общим столом.

(Слайд 12) Об этом в букваре говорилось так: «Дружнего места не занимай и товарищей не утесняй». Первый урок-азбука. «Аз, буки, веди, глаголь, добро», - хором нараспев тянули ученики вслед за бородатым учителем. Так назывались в те времена буквы. После букваря все принимались читать книгу молитв – часослов. За чтением этой книги время тянулось долго. Наконец ровно в полдень переменка. Перерыв на обед.

(Слад 13) Потом снова в класс – и уроки продолжались: письмо, арифметика.

(Слайд 14) Обратите внимание на розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. За непослушание ставили и на колени (на горох). В старой школе была очень строгая дисциплина. Дети боялись плохо себя вести.

(Слайд 15) Теперь вы немного знакомы с правилами поведения в старорусской школе. Можно начинать занятия. Звонит в колокольчик.

(Слайд 16) Делу время - потехе час!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Наум - грамотник"

Развлечение для старшего возраста 5-7 лет....

Развлечение "День Наума Грамотника"

Развлечение-досуг для детей подготовительной к школе группы, приуроченное к празднику Дня Наума Грамотника...

СЦЕНАРИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ДЕНЬ НАУМА ГРАМОТНИКА»

На занятии в увлекательной форме дети знакомятся детей с традициями русских праздников,  с  красотой и   величием  русского  языка  и  культуры....

Праздничная викторина "День Наума Грамотника"

14 декабря Православная церковь отмечает память пророка Наума — одного из 12 малых пророков. Этот праздник пришёл к нам из глубины веков. По старой русской традиции со дня Наума (с 1 декабря по старом...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ по теме: «ПРАЗДНИК НАУМА – ГРАМОТНИКА»

Знакомиться с русской стариной, жизнью и культурой предков,воспитывать эмоционально-целостное отношение и интерес к прошлому своего народа, активизировать творческие способности у детей с ОНР, воспиты...

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста "День Наума Грамотника"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «День Наума Грамотника» Цели:·         познакомить детей с историей возник...

методическая разработка: конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Наум Грамотник».

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Наум Грамотник».ОО: (социально-коммуникативное, речевое)Используемые технологии: игровая, ИКТ, арт-терапия, здоровьесбереж...