Развлечение "День Наума Грамотника"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Развлечение-досуг для детей подготовительной к школе группы, приуроченное к празднику Дня Наума Грамотника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_nauma-gramotnika.docx20.42 КБ
Файл den_nauma_gramotnika.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:

День Наума Грамотника

Развлечение для детей подготовительной к школе группы

Звучит музыка в народном стиле, дети входят в зал, рассаживаются на стульчики

Ведущий: Собрались мы не случайно. Сегодня мы отмечаем День Наума Грамотника. Такой праздник на Руси отмечался 14 декабря. С этого дня детей начинали учить грамоте. Наши предки издавна придавали большое значение обучению грамоте. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников.  Вот и поговорки про это сложили: “Батюшка Наум, наведи меня на ум”, «Пророк Наум – наставит на ум».

 В старинных русских книгах есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки и, прежде всего, научиться читать и писать.

Сегодня на наш праздник обещал прийти гость, а кто это, узнаете, если отгадаете загадки.

Дети отгадывают загадки, называют первый звук в отгадке, ведущий прикрепляет на мольберт соответствующую букву.

Мы на них стоим и пляшем. 
Ну, а если им прикажем, 
Нас они бегом несут. 
Подскажи, как их зовут? 

(Ноги).

Этот летний месяц жаркий
Дарит всем свои подарки:
Сливы, яблоки и груши.
Фрукты варим, фрукты сушим.
Он - последний месяц 
лета,
Осень рядом, близко где-то. 
(Август)

Вот спешит с нектаром пчелка

В этот теремок

И летит с жужжаньем в щелку –

Узенький леток.

Тот, кто любит сладкий мед,

Теремок мне назовет.

(Улей)

С кошкой дружбу не вожу,
Стороною обхожу.
Даже маленький котенок,
Злейший враг еще с пеленок.
Хоть я ростом и мала,
Все достану со стола,
Если шорох странный слышен,
Значит в вашем доме…

 (Мыши)

- Прочитайте, что за слово получилось?

- Правильно – Наум. Он-то и пришел сегодня к нам в гости.

Звучит музыка в народном стиле. Входит Наум.

Наум:

- Здравствуйте, ребята.  Долгий путь проделал, у многих ребят побывал. С давних времён путешествую. Вот и к вам пришел, рассказать вам про старину да посмотреть, чему вы научились, можно ли вас в школу отпускать.

Ведущий:

- Присаживайся, уважаемый Наум, на лавочку да расскажи-ка нам сначала про старые школы.

Наум:

- Ну, слушайте да смотрите. Сейчас мы с вами побываем в старорусской школе.

Слайд 1

Это школа, какой она была более ста лет назад.

Внимательно рассмотрите убранство классной комнаты.  

Занятия в этой школе начинались в семь часов утра, о начале занятий извещал школьный колокол. Ученики были одеты в длинные, до пят, рубахи. На ногах – лапти, сплетенные из лыка. Входя в школу, все снимали шапки и занимали каждый свое место за общим столом. Об этом в букваре говорилось так: "Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй".

Ведущий:

- Как вы понимаете это выражение? Высказывания детей.

- Правильно, Наум?

Наум:

Первый урок – азбука.

"Аз, буки, веди, глаголь, добро", – хором нараспев тянули ученики вслед за бородатым учителем. Так назывались в те времена буквы. После букваря все принимались читать книгу молитв – часослов. За чтением этой книги время тянулось долго. Наконец ровно в полдень переменка. Перерыв на обед! Ели то, что из дома принесут, что мама дала. Потом снова в класс – и уроки продолжались: письмо, арифметика.

Слайд 2 Обратите внимание на розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей.

За непослушание ставили и на колени (на горох). В старой школе была очень строгая дисциплина. Дети боялись плохо себя вести.

Ведущий:

- Наши дети тоже кое-что знают о старой школе. Дети читают стихотворение, в сопровождении показа слайдов.

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз и Буки,

В как Веди, Г – Глаголь,

И учитель для «науки»

По субботам их порол.

Слайд 3

Вот какой чудной вначале

Наша грамота была.

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла.

Слайд 4

Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»,

Очиняли им перо,

Если не было остро.

 Слайд 5

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Слайд 6

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

На распев читал им книжки

На славянском языке

Наум:

- Хорошо стихи читаете, но вот пришло время проверить чему еще вы научились.

Ведущий:

- Наши ребята знают много разных слов и умеют с ними играть.

Игра «Скажи наоборот»

Ведущий называет слова, а дети слова-антонимы.

Игра «Назови ласково»

Ведущий называет слова, обозначающие большой предмет, а дети - маленький.

Игра «Прятки»

Ведущий показывает карточку, где нарисовано много предметов, просит назвать детей, что это. Затем убирает карточку и спрашивает: «Нет чего?».

Ведущий:

- А еще мы знаем, что слова бывают длинные и короткие.

Наум:

- Чем же вы их измеряете, линейкой что ли?

- На этот вопрос тебе ……. ответит.

Измерить длиннющее слово –

Да это же проще простого!

Сколько частей в нем надо узнать?

Хлопать в ладоши пора начинать.

Ведущий показывает картинку, дети с помощью хлопков определяют сколько в слове частей.

Наум:

- Ну, молодцы! Сделал дело – гуляй смело. Русский народ не только был работящим, но умел ещё и хорошо отдохнуть. Я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру. “Золотые ворота”.

Игра

Наум:

- Я вот тоже много разных слов знаю. Только слова эти состарились уже и только в сказках встречаются. Теперь по-другому говорят. Подскажите-ка мне, как?

Наум называет слова. Дети подбирают современное слово.

Хоромы -  деревянное жилое строение , перст-палец, палица - палка, дубинка, уста - губы, десница – правая рука, чело- лоб, кочет - петух, око- глаз.

Наум:

- Молодцы, а как вы еще со словами играть умеете?

Ведущий:

- Мы из слов умеем предложения составлять.

Задает определенное количество слов. Дети составляют предложения.

Наум:

- А буквы  вы знаете?

Ведущий:

- Наши дети знают буквы, а некоторые уже умеют читать и писать их.

- Сейчас мы тебе покажем наши буквы.

Открывает коробку с буквами, буквы просыпаются на пол.

Что, такое, что случилось?

Наша азбука свалилась!

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М,

Г – ударилась немножко

И рассыпалась совсем.

Потеряла буква Ю

Перекладину свою.

Очутившись на полу,

Поломала хвостик У.

Буква С совсем сомкнулась,

Превратилась в букву О,

Буква А, когда очнулась,

Не узнала никого.

- Ой, ребята, что же делать? Надо помочь буквам.

Дети из элементов собирают буквы.

Наум:

- Молодцы!

- О грамоте да об ученье народ много пословиц придумал. Вот я сейчас проверю, знаете ли вы их. Я начну, а вы заканчивайте.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Корень ученья горек, да плод сладок.

Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Неученый, что слепой – веди куда хочешь.

Век живи, век учись.

Наум:

- Может вы еще какие-нибудь пословицы знаете?

Дети рассказывают пословицы.

- Ну, молодцы! Вижу, что вы серьезно к школе готовитесь.

Ведущий:

- Да, Наум, наши ребята хотят хорошо учиться в школе, чтобы потом получить профессию и стать полезными для своей Родины людьми.

- Нам, было очень интересно узнать от тебя о старинной школе, а мы на прощание споем тебе песню о нашей, современной школе.

Дети исполняют песню «Чему учат в школе».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: