Народные промыслы
план-конспект занятия (старшая группа)

Грузинская Наталья Александровна

Формирование основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_narodnye_promysly_1.docx691.16 КБ

Предварительный просмотр:

 В музыкальном зале оформлена выставка «Народные промыслы России», звучит русская народная музыка, дети входят в музыкальный зал.

Воспитатель: Слава нашей стороне, слава нашей старине!

                        И про эту старину, я рассказывать начну.

                        Что бы дети знать могли, о делах родной земли!

Воспитатель подводит детей к выставке. Предлагает определить понятие «декоративно- прикладное изделие».

Вместе с детьми рассматривает изделия (декоративное – украшенное, прикладное – используется в быту), все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни. И еще это искусство называется народным, так как все это создавалось и создается народом.

Рассказывает историю: «Был такой чудо – мастер. Разное про него старики рассказывали.  Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Кашу варил, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как –то к его порогу жар – птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. Это сказка, да в ней намек, а не из этой сказки появилась удивительная красота?»

 Воспитатель загадывает загадку:

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой,

Красоту  такую люди называют … (хохломой)

Воспитатель вместе с детьми рассматривает хохломские изделия, из чего они сделаны,

Какие использованы цвета, элементы узора.

(Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листиком», «кудриной».)

Воспитатель продолжает рассказ: «Скоро сказка сказывается…

Один купец поехал путешествовать по России с алой розой, которую подарила ему жена. Но от мороза роза замерзла и посинела. Увидели мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своих изделиях. И купец отвез жене в подарок эту посуду».

Просит найти на выставке изделия с таким рисунком.

Воспитатель загадывает загадку:

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпение

Дружная звонкая … ( гжель)

Воспитатель предлагает вспомнить стихотворение «Гжель».

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.DSC07038.jpg

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из – под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели?

Педагог рассматривает с детьми изделия с рисунком гжели ( элементы, цветовую гамму, материал изготовления; гжельские керамические изделия изготавливают из белой глины. У Гжели собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Узор украшает вазы для цветов, чайники, сахарницы, чайные сервизы).

 Педагог продолжает рассказ:

 Возле Вятки самой Дымково поселок,

Окаймлен лесами, уголок веселый,

Там живут знатные мастера и мастерицы,

А село то знаменито,

Угадай-ка, чем, скорей? (игрушками)DSC07041.jpg

 Игрушки эти не простые, а волшебно – расписные: белоснежны как березки, кружочки, клеточки, полоски (дымковские игрушки), предлагает подойти к и рассмотреть (изготавливали из красной глины, использовали красную, желтую, зеленую, оранжевую, синюю, черную краску; элементы узора  - клеточки, кружочки, точки, волнистые линии, полоски).

DSC07020.jpg

 Воспитатель  предлагает  детям стать народными мастерами, художниками, и отправиться в художественную мастерскую, где можно выбрать себе изделие и раскрасить его .

Дети подходят к столам, где лежат принадлежности для рисунка. На доске образцы росписей, отдельных элементов.

 Но прежде, чем приступить к работе, предлагает поиграть в игру п «Мы дружные ребята».

Дети образуют круг. Воспитатель читает стихотворение:

Мы ладонь к ладошке положили,

И всем дружбу предложили (соединяют руки)

Будем дружно мы играть (топают ногами)

Чтобы добрыми, умными стать!  (поднимают руки вверх)

Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет (мотают головой)

Мы друг друга уважаем? Да, да, да (кивают  головой)

 Повторяют все сначала.

Педагог предлагает детям приступить к работе, вместе оформляют выставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Март, 2-я неделя: «Народные промыслы»

Цели: расширять представление детей о народном искусстве и художественных промыслах; знакомить с народными песнями и плясками, в том числе и коренного населения; воспиывать интерес к промыслам родного...

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...

Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...

Обобщающее занятие по теме: «Народное творчество» «Ярмарка народных промыслов»

Цель занятия: закрепить знания о народных промыслах, о хохломской, дымковской, филимоновской, гжельской, каргопольской и русской матрешках.Продолжать развивать художественный вкус у детей. Воспит...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...