Характеристика театрализованных игр
статья

Анна Игнатьева

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_teatralizovannyh_igr.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

                  Характеристика театрализованных игр

          Игра представляет собой особую деятельность, которая появляется в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Именно поэтому, ведущая деятельность должна составлять  основное содержание жизни самих детей. То есть, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребёнок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует всестороннему  развитию. А театрализованная деятельность является разновидностью игры.

          Театр - это средство эмоционально-эстетического воспитания детей. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Именно театр  научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

          В современном обществе, в век информатики, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Все педагогические установки направлены в первую очередь, на развитие мышления. Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально  сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Информатика принесла множество инновационных решений для развития и воспитания ребёнка. Дети быстрее решают логические задачи, но, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость. И разрешить эти проблемы может помочь театрализованная игра.

       

         Понятие театрализованных игр

            Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их события жизни, приключения, изменённые детской фантазией, - сюжетом игры. Нетрудно понять, что театрализованные игры имеют готовый сюжет, поэтому деятельность ребёнка во многом предопределена текстом произведения.

          Театрализованная игра, по словам О.Акуловой, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре также осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Автор выделяет значение театрализованной игры и для речевого развития – совершенствования диалогов и монологов, освоение выразительности речи.

          Как считает И.Г. Вечканова, театрализованная игра - деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненная сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами. И.Г. Вечканова также отмечает, что театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Причем роль требует большего, чем в сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает творчества.

          И.В.Штанько отмечает, что особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу, т.к. театрализованные игры являются мощным инструментом развития коммуникативных навыков, познавательных и психических процессов, учат управлять своим поведением, вниманием, восприятием. Дети учатся коллективно работать над замыслом будущего представления, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (изготовление декораций, работа над ролью и т.п.) и координировать функции, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними. Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле деятельности для творчества детей. Ведь текст произведений для детей – это только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, изменяют концовку.

         

Виды театрализованных игр

           Существует много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности.

           По мнению Л.С. Фурминой - это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль).

           Исследователь Л.В. Артёмова делит театрализованные игры на две группы: игры-драматизации и режиссёрские.

В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища - их называют театрализациями.

Виды драматизации:

- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

           В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

          Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.

           Л. В. Куцакова и С. И. Мерзлякова предлагают такую классификацию театрализованных игр:

1.Игры в кукольный театр:

- настольный театр;

- театр на руке;

- напольные куклы;

- стендовый театр;

- верховые куклы;

- театр живой куклы.

2.Игры – драматизации:

- инсценирование потешек;

- инсценирование песен, сказок;

- творчество детей;

- инсценирование небольших литературных текстов.

3.Игры – спектакли:

- драматический спектакль;

- музыкально – драматический спектакль;

- детская опера;

- спектакль на хореографической основе;

- спектакль ритмопластики;

- пантомима;

- мюзикл.

4.Театрализованное действие:

- праздники;

- развлечения;

- театрализованные шоу.

          Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что в одних играх дети представляют спектакль как артисты, то есть каждый ребёнок выполняет свою роль. А в других дети действуют, как в режиссёрской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.

 

         Театрализованные игры как художественная деятельность

         Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребенку много радости от переживания его содержания и, особенно от собственного актерства. Театрализованные игры дошкольников еще нельзя назвать искусством в полном смысле этого слова, но они приближаются к нему. Прежде всего, тем, что при разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Так же, как артистов волнуют впечатления, реакция зрителей, так и дети в театрализованной игре думают о воздействии на других людей. Для маленьких артистов важно, как у них получилось, понравилось ли окружающим. Другими словами, их заботит результат, которого они добились. А результат - это то, как изобразили, как разыграли произведение. На достижение этого результата направлено внимание педагога и детей. Собственно в активном стремлении к творческому исполнению произведения заключается воспитательное значение театрализованных игр.

          В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение, и т. д. Возможности приобщения дошкольников к творческой художественной деятельности в процессе подготовки театрализованной игры и ее хода чрезвычайно высоки. Причем тем выше, чем способнее педагог, потому что в деятельности, которая у него хорошо получается, которая помогает раскрыться его индивидуальным особенностям, легче увлечь детей, развить их таланты.

          Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам, и зрителям. Позже это послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества.

           Условия для развития театрализованных игр

          Среди условий, благоприятных для развития театрализованных игр, можно отметить следующие:

- во-первых, с раннего детства следует учить детей вслушиваться в художественное слово и эмоционально откликаться на него;

- во-вторых, воспитывать у детей интерес к драматизации. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;

- в-третьих, заботиться об оснащении театрализованных игр. То есть, приобретать театральные игрушки, создавать фонд костюмов, обновлять декорации;

-в-четвёртых, уделять серьёзное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр.

          Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом. Тематика театрализованных игр должна быть:

- содержательной и разнообразной;

- обеспечивать каждому ребенку максимальное проявление творческих сил и возможностей;

- поддерживать и обогащать эмоциональную природу детей, формировать устойчивый интерес к театральному искусству, его основным компонентам и видам;

- развивать эстетическое восприятие, чувства, пластику движений, выразительность речи, фантазию, образное мышление, художественно-творческие способности;

- формировать активность, самостоятельность, инициативность, способность к совместным действиям;

- побуждать к сотрудничеству детей со взрослыми и между собой на всех этапах игры.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика театрализованной деятельности как средства коррекции связной речи.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Уча...

Характеристика театрализованных игр

Театрализованная игра — это действия в заданной художественнымпроизведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она мо-жет носить репродуктивный характер. Причем роль требует большего, че...

«Психологическая характеристика театрализованной игры в дошкольном возрасте и её развитие»

Психологическая характеристика театрализованной игры в дошкольном возрасте и её развитие Значение и специфика театрализованной игры заключаются в сопереживании, творчестве, познавательности, эмоц...

театрализованная игра у дошкольников.характеристика и значение

значение театрализованной игры для развития детей дошкольного возраста-исследовательская работа по самообразованию педагога...

"Характеристика театрализованных игр"

Консультации для воспитателей...

Характеристика театрализованной игры

Театрализованные игры - это игры-представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение, т.е. воссозда...