Характеристика театрализованных игр
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Губанова Надежда Николаевна

Театрализованная игра — это действия в заданной художественным

произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она мо-

жет носить репродуктивный характер. Причем роль требует большего, чем

в сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему

фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов

окружающего мира, но не исключает творчества (И.Г.Вечканова).

В театрализованной игре нет отношений состязания (если они не за-

ложены в сценарии) в отличие от игрыс правилами.

Вместе с тем театрализованная игра сохраняет все структурные ком-

поненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: роль (оп-

ределяющий компонент), игровые действия, игровое употребление пред-

метов, реальные отношения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_teatralizovannyh_igr.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика театрализованных игр

Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.). Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффек-

тивно происходит речевое развитие ребенка. В театрализованной игре дети

знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмо-

ционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с

окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют

развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображе-

ния, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное

определение театрализованной игры. Л.С.Выготский детское театральное

творчество рассматривает как драматизацию, Е.Л.Трусова применяет как

синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая дея-

тельность и творчество» и «игра-драматизация», В.Н.Всеволдовский-

Генгросс - драматические игры, которые характеризуются «наличием ху-

дожественного образа и драматического действия». Большинство исследо-52

вателей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее

близки к искусству и часто называют их «творческими» (М.А.Васильева,

С.А. Козлова, Д.Б.Эльконин и др.).

Игры-драматизации «представляют собой намеренное произвольное

воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образ-

цом — сценарием игры» (О.А.Карабанова). В отличие от театральной по-

становки театрализованная игра не требует обязательного присутствия

зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно

внешнего подражания.

И.Г.Вечканова понимает театрализованную игру как деятельность

по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сю-

жету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характе-

ристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (пе-

реодеванием или куклой) и выражается различными символическими сред-

ствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т. п.).

Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с прави-

лами (Л.С.Выготский, Н.Я.Михайленко, Д.Б.Эльконин). Исследователи

(П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров и др.) выделяют семь различных форм

игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую,

коллективную, массовую и планетарную. Театрализованная игра как сю-

жетная по существу является групповой, но может быть индивидуальной.

Театрализованная игра — это действия в заданной художественным

произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она мо-

жет носить репродуктивный характер. Причем роль требует большего, чем

в сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему

фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов

окружающего мира, но не исключает творчества (И.Г.Вечканова).

В театрализованной игре нет отношений состязания (если они не за-

ложены в сценарии) в отличие от игрыс правилами.

Вместе с тем театрализованная игра сохраняет все структурные ком-

поненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: роль (оп-

ределяющий компонент), игровые действия, игровое употребление пред-

метов, реальные отношения.

В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, кос-

тюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ре-

бенком роли, определяющей выбор игровых действий. Игровое действие

может носить разный характер. В режиссерской игре ребенок одновремен-

но «актер», исполняющий последовательно роли каждого персонажа, и

«режиссер», управляющий поворотами сюжета «сверху».

«Роль» обозначает человека или животного, для которого характер-

ны типичные проявления; игровой образ, скорее, сам результат изоб-

ражения конкретного человека в конкретной игре и в определенное время. 53

Характерными особенностями театрализованной игры являются ли-

тературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей

(Л.В.Артемова, Л.В.Ворошина, Л.С.Фурмина и др.). Театрализованные иг-

ры представляют собой «рубежный» вид деятельности, связанный с лите-

ратурным и художественным творчеством (А.Н.Леонтьев), в которой про-

исходит перенос акцента с процесса игры на ее результат. Это разновид-

ность художественной деятельности, состоящей из трех этапов: воспри-

ятия, исполнения и творчества (Н.А.Ветлугина).

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия,

переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка

проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять,

каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние,

чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зави-

сит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей

жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

Подготовленность к театрализованной игре можно определить как

уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается по-

нимание художественного произведения, возникает эмоциональный от-

клик на него, происходит овладение художественными средствами пере-

дачи образа (С.А.Козлова, Т.А.Куликова).

В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены

ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность

объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе инте-

ресной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, инди-

видуальность, творчество.

Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем цен-

нее театрализованная игра (педагогически направленная) для становления

самодеятельных форм поведения, где появляется возможность самим на-

мечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров,

выбирать средства для реализации своих замыслов (Д.В. Менджерицкая).

Театрализованные игры дошкольников нельзя назвать искусством в

полном смысле слова, но они приближаются к нему. Б.М.Теплов видел в

них переход от игры к драматическому искусству, но в зачаточной форме.

При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов

много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, они

думают о воздействии на людей, их заботит результат (как изобразили). В

активном стремлении к творческому исполнению заключается воспита-

тельное значение театрализованных игр (С.А.Козлова, Т.А.Куликова).

Привлекая внимание родителей к этим играм, подчеркивая успехи

ребенка, можно способствовать возрождению семейной традиции устрой-

ства домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций,

билетов-приглашений для родственников сплачивают членов семьи, на-54

полняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями.

Целесообразно посоветовать родителям использовать опыт артистической

и театральной деятельности ребенка, приобретенный им в дошкольном уч-

реждении. Это повышает уровень самоуважения ребенка, он чувствует

свою значимость в семье, эрудицию

Классификация театрализованных игр

Существует множественность точек зрения на классификацию игр,

составляющих театрально-игровую деятельность.

Предметные и непредметные игрыв классификации Л.С.Фурминой.

Дифференциация театрализованных игр по замыслу, по литератур-

ному тексту, по предложенным взрослым обстоятельствам

(Е.Л.Трусова).

В ряде исследований театрализованные игры классифицируются по

средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональ-

ной выразительности сюжета (Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова).

Театрализованную игру Л.В.Артемова делит на две группы: драма-

тизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает об-

раз с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика,

пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-55

драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого

заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в

пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касать-

ся не только текста, но и сценического действия.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить ха-

рактер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной теат-

ральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме

массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, ли-

тературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки

произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произве-

дениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предваритель-

ной подготовки.

Драматизации основываются на действиях исполнителя, который

может использовать куклы.

Л.В.Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошко-

льников.

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на

пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на

руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими

пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за

ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки

надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой сто-

ит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя

старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной под-

готовки.

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творче-

ским, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, дей-

ствует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и ре-

жиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятель-

ность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего

формирования игры и воображения (Е.Е.Кравцова). «Озвучивая» героев и

комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной вырази-

тельности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являют-

ся интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок дейст-

вует с неподвижной фигурой или игрушкой.

Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного

объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том,

что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам56

исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.

В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше

частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова, является основной

особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.

Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки

в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концер-

та, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замы-

слов и сюжетных действий.

Л.В.Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соот-

ветствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо,

пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.).

Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, ко-

торые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки.

Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается

интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что соз-

дает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают

при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы

стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображаю-

щие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран.

Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона кар-

тинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархат-

ной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из ста-

рых книг, журналов или создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бума-

ги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благо-

даря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно

получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответст-

вующим звучанием.

Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр

как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой

игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как вооб-

ражаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирова-

ние реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогене-

тически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее ор-

ганизации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходи-

мого для сюжетно-ролевой игры (С.А.Козлова, Е.Е.Кравцова).

Содержание работы по организации театрализованной

деятельности с дошкольниками на разных возрастных этапах

Раскроем особенности содержания работы по развитию театрально-

игровой деятельности в разных возрастных группах детского сада.

Младшая группа. Занятия организовываются так, чтобы детям са-

мим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют опреде-

ленное действие. Текст читает педагог, лучше 2—3 раза, это способствует

повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возник-

новению самостоятельности.

З.М.Богуславская и Е.О.Смирнова считают, что малыши, действуя в

соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и легче

справляются со многими задачами, учатся незаметно для себя. Игры с ро-

лью активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной твор-61

ческой игре. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в

знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их

важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. Обра-

зец показывает воспитатель. О.С.Лапутина рекомендует с этой целью про-

водить игры «Наседка и цыплята», разыгрывать сценки по литературным

произведениям «Игрушки» А.Барто, «Котик и козлик» В.Жуковского, ис-

пользовать потешки: «Кошкин дом», «Расти коса до пояса» и др. Чтобы

создать повод для возникновения самостоятельной игры, можно раздать

детям игрушки, предметы. Образец показывает воспитатель.

Формирование интереса к театрализованным играм складывается в

процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспита-

тель, стимулирующий желания ребенка включиться в спектакль, дополняя

отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концов-

ки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кла-

няются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Театрализованные

куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица

взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход заня-

тий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переоде-

ваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

Педагог постепенно расширяет игровой опыт за счет освоения раз-

новидностей игры драматизации, что достигается последовательным ус-

ложнением игровых заданий, в которые включается ребенок. Ступени:

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и

имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадо-

вались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с

передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали

танцевать).

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей

(неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»).

• Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам

стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши...»).

• Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и сти-

хов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка).

• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»).

• Инсценирование фрагментов сказок оживотных («Теремок»).

• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказ-

кам («Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»).

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской

театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного пло-

скостного театра, плоскостного театра на фланелографе, пальчикового те-62

атра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и

авторских стихов, сказок («Этот пальчик-дедушка...», «Тили-бом»).

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития

специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (уме-

ние быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца,

похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции

«артист» (умение использовать некоторые средства выразительности (ми-

мики, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи об-

раза героя, его эмоций и переживаний, правильно держать и «вести» куклу

или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре).

Третья группа - умение взаимодействовать с другими участниками

игры; играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по

очереди и т.д.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирова-

ние интереса к творчеству и импровизации. Постепенно они включаются

и процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные

с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Раз-

говор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание

участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика театрализованной деятельности как средства коррекции связной речи.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Уча...

«Психологическая характеристика театрализованной игры в дошкольном возрасте и её развитие»

Психологическая характеристика театрализованной игры в дошкольном возрасте и её развитие Значение и специфика театрализованной игры заключаются в сопереживании, творчестве, познавательности, эмоц...

театрализованная игра у дошкольников.характеристика и значение

значение театрализованной игры для развития детей дошкольного возраста-исследовательская работа по самообразованию педагога...

"Характеристика театрализованных игр"

Консультации для воспитателей...

Характеристика театрализованной игры

Театрализованные игры - это игры-представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение, т.е. воссозда...