Характеристика театрализованной игры
консультация по развитию речи на тему

Казанова Наталья Евгеньевна

Театрализованные игры - это игры-представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение, т.е. воссоздаются конкретные образы.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей.

Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т.д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_teatralizovannoy_igry.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика театрализованной игры (по заданным вопросам форума).

Театрализованные игры (М.Д. Маханева) - это игры-представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение, т.е. воссоздаются конкретные образы.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина и др.).

Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т.д.).

Главный акцент в педагогическом руководстве театрализованными играми делается не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе.

Организация театрализованной игры начинается с отбора произведения. Педагог должен сознательно выбирать художественные произведения для работы, они должны быть небольшие по объему и желательно из программы образовательного учреждения.

К отбору произведения обязательно привлекаются дети. Младших дошкольников воспитатель увлекает эмоциональным рассказом о том, как хорошо, например, поиграть в сказку «Колобок». Старшие дети активно обсуждают, во что лучше поиграть, согласовывают свои замыслы и желания.

Критериями отбора являются:

  • художественная ценность произведения
  • педагогическая целесообразность его использования
  • соответствие возрасту, жизненному и художественно-творческому опыту ребенка
  • яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных).
  • Должны быть действия
  • Должен быть диалог и монолог
  • Доступность понимания детьми
  • Произведение должно быть ценно в воспитательном отношении
  • Наличие атрибутов: костюмов, декораций, игрушек
  • Знание литературного текста

Основная цель педагогического руководства - побудить воображение ребенка, создать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами.

Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Наблюдая за играми старших дошкольников, Д.Б. Менджерицкая отмечала: такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения.

Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Но можно обойтись и без заучивания ролей детьми, если предложить, например, разыграть сказку по памяти.

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, с которой дети импровизируют: сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. Детям необходимо предоставить больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры.

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

В основу руководства театрализованными играми следует положить работу над текстом литературного произведения. Р.И. Жуковская советовала педагогу преподносить детям текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в беседу по содержанию текста, детей необходимо подвести к осознанию мотивов поступков персонажей, их чувства, состояние.

Педагог помогает детям разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности поведения персонажей. Например, в сказке «Теремок» каждая смысловая часть связана с появлением нового персонажа (создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей).

Внимание детей заостряется на том, что делали герои, как делали, почему так делали, как можно оценить их поступки.

Для лучшего усвоения текста рассматриваются иллюстрации, устраивается просмотр мультфильма по произведению или прослушивается грамзапись.

С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется разнообразная художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Важно, чтобы в этой работе раскрылись возможности всех детей. Старшие дошкольники могут работать подгруппами (не более 6 человек). Каждая подгруппа получает задание, например, вылепить фигурки персонажей так, чтобы можно было с их помощью разыграть сказку. Внутри подгруппы дети сами договариваются, кто что будет делать. Закончив лепку, рисование, аппликацию каждая подгруппа представляет по своим работам сказку. Таким образом отпадает необходимость в специальном запоминании текста.

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

•освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

• самостоятельная творческая деятельность.

Первые театрализованные постановки ставятся мной уже со второй младшей группы. Роли распределяются между детьми, учитывая их индивидуальные особенности. Как правило это более коммуникативные дети. Если ребёнок боится или стесняется благоразумнее оставить его в роли зрителя. Именно «роль», так как в театре все имеют роли, кто-то актёр, кто-то зритель. С каждой возрастной ступенькой усложняется репертуар и количество детей в актёрской труппе.

Распределение ролей среди детей не представляется сложным, но если возникают конфликтные ситуации, то воспитатель должен убедить детей, что игра будет повторяться несколько раз, поэтому у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли. В старших группах обычно договариваются о двух-трех составах «артистов», занятых в игре. Для разрешения конфликтных ситуаций в игру вводятся и другие роли – режиссер, сценарист, оформитель, зритель и др.

Театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль.

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. З.М. Богуславская и Е.О. Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.

Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. О.С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского.

В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например, «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».

С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведения, в которых небольшое количество действий (потешка «Кисонька-мурысенька»).

В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка - все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.

Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды (игры-имитации мимики, жестов). Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц - лубяную. В сказке об этом говорится всего в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем - проиграть. В другом случае требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные - зрители -угадывают, какой эпизод представлен. Интересны этюды, в которых дети выполняют движения под фрагменты музыкальных произведений. Благодаря таким комплексным игровым импровизациям у ребенка постепенно развиваются художественные способности, без которых театрализованная игра лишена красок и выразительности.

Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что-то хорошо получается: удачно сказал реплику зайца, выразительно передал огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной избушки, и т. п. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.

Обязательно нужно помогать юным артистам продумать каждую роль, каждую реплику из роли, выстроить линию диалога, понять суть роли и передать характер героя.

1. Интонацией – предложить детям произносить отдельные слова и предложения различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и самостоятельно, без подсказки. Цель работы над интонацией – добиться выразительности и естественности речи.

2. Позами — предложить детям поиграть в знакомые игры типа «Море волнуется», затем предложить им позой выразить кого-нибудь (каратиста, паука, березу и т.д.) и объяснить, почему они выбрали именно эту позу; найти одно наиболее яркое движение, которое бы сделало образ, легко узнаваемый (Баба – Яга, толстяк, дерево).

3. Жестами — начать работу с простых сценических заданий: как жестами показать состояние или ощущение человека (очень горячо, я замерз, мне больно), приветствие (носом, плечом, спиной и т.д.).

4. Мимикой —предложить детям по выражению лица (глазами, бровями, губами) определить настроение человека, а затем с помощью мимики выразить свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфетку, кислый лимон, горький перец).

5. Пантомимой, в которой сочетаются пластические позы, жесты, мимика. Предложить детям с помощью указанных образных средств, например, представить следующие ситуации: «Я мыл посуду и случайно уронил чашку», «Изобразить распускающийся цветок», прыгающую лягушку, засыпающего ребенка, качающееся на ветру дерево

По ходу самой игры педагог, замечая бедность выразительных средств у кого-то из играющих, напоминает о чувствах, настроении героя в данной ситуации, указывает на допущенные неточности («Лиса, ты обрадовалась, когда тебя Журавль в гости пригласил?»; «Вспомни, как Лягушка в теремке трудилась не покладая лапок»). Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика театрализованной деятельности как средства коррекции связной речи.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Уча...

Характеристика театрализованных игр

Театрализованная игра — это действия в заданной художественнымпроизведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она мо-жет носить репродуктивный характер. Причем роль требует большего, че...

«Психологическая характеристика театрализованной игры в дошкольном возрасте и её развитие»

Психологическая характеристика театрализованной игры в дошкольном возрасте и её развитие Значение и специфика театрализованной игры заключаются в сопереживании, творчестве, познавательности, эмоц...

театрализованная игра у дошкольников.характеристика и значение

значение театрализованной игры для развития детей дошкольного возраста-исследовательская работа по самообразованию педагога...

"Характеристика театрализованных игр"

Консультации для воспитателей...