Культурные практики
электронный образовательный ресурс

Гасанова Татьяна Владимировна

Культурные практики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_praktiki.docx19.88 КБ
Файл kulturnye_praktiki.pptx102.21 КБ
Файл kulturnye_umeniya.docx10.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 6»

Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Организация разных видов культурных практик

в образовательной деятельности с учетом реализации

основной образовательной программы дошкольного образования»

2019 год

1 слайд. ФГОС ДО и примерная основная образовательная программа дошкольного образования гласят: «Миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе».

2 слайд. Откуда появился этот термин в основной образовательной программе дошкольного образования.

В пункте 2.11.2 ФГОС ДО указывается, что в содержательном разделе образовательной программы дошкольных образовательных организаций должны быть представлены «особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик».

        3 слайд. Для того, чтобы качественно реализовать программу, необходимо задуматься о том, что означает понятие «культурная практика», что нового она несет в образовательную деятельность.  Перед тем, как начать рассуждение о том, что такое культурная практика, как ее реализовать, где место ее в образовательной деятельности, предлагаю вам посмотреть интервью с И.А. Лыковой, в котором она достаточно понятно рассказывает об этом явлении.

        4 слайд. А теперь предлагаю, уважаемые коллеги, сформулировать каждый для себя понятие «А что такое культурная практика?» (воспитатели высказывают свое понимание, предлагают свои формулировки).

        5 слайд. Итак, культурные практики – понятие, объясняющее, как ребенок становится субъектом активного отношения, восприятия, выбора, пробы сил, принятия или непринятия чего-либо в своей жизни. Недостаточно показать ребенку правила, способы поведения, взаимодействия. Практика является культурной только тогда, когда опыт становится активным, осмысленным, самостоятельным, прожитым и прочувствованным самим ребенком.

6 слайд. Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.

        7 слайд. Говоря о культурных практиках, мы употребляем несколько ключевых понятий: культурная память, культурные умения, культурный опыт. Культурная память – это то, чем питаются культурные практики. Где формируется так называемая культурная память? (это те знания, тот опыт, которые дети приобретают в процессе ООД, в семье). Культурные умения формируются в процессе реализации культурных практик. И культурный опыт остается в результате культурных практик, это содержание деятельности ребенка, регулятор его поведения.

        8 слайд. Где место культурных практик в образовательной деятельности? В режимных моментах, игре, на самых разных страничках ООП ДО. Но это не организованная образовательная деятельность, которая лишь только поддерживает культурную практику.

        9 слайд. А теперь обратимся к ООП ДО, где обозначены разные культурные практики. Какие это культурные практики?

  • Совместная игра педагога и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
  • Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
  • Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.
  • Музыкально-театральная и литературная гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение педагога и детей на литературном или музыкальном материале.
  • Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги, посвященные особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте).
  • Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно-полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
  • Детский совет подразумевает общее собрание группы детей вместе с педагогическим работником, где каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, а также получить новую информацию от других; принимать участие в определении дневных дел - «что я буду делать сегодня?», подводить итог в середине дня или после сна - «что я сделал?» «что мне понравилось, не понравилось делать?», играть разного рода игры и упражнения (речевые, артикуляционные, элементы психогимнастики, совместные чтения, пение, разучиваются новые упражнения). В этих обсуждениях педагогический работник гибко предлагает темы, подталкивает детей, на основе их свободного выбора, решать общую проблему.
  • Мини-музей является действенным модулем развивающей предметно-пространственной среды. Основу мини-музея составляет коллекция, экспозиция, которая имеет практическое значение. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы педагогического работника, детей и их семей.

10 слайд. Практическая работа в группах – развитие универсальных культурных умений в культурных практиках.

11 – 16 слайды. Культурные практики – краткое описание – универсальные культурные умения.

17 слайд. Культурные практики ребенка выполняют роль стержня,
позволяющего ему выстраивать и осмысливать
содержание и формы его жизнедеятельности, в том числе:

  • Опыт самостоятельного творческого действия.
  • Ситуативное общение, плодотворную коммуникацию и взаимодействие (сотрудничество) с взрослыми и детьми.
  • Эмоции и чувства, отношение к себе и другим людям.
  • Сферу собственной воли, желаний и интересов.
  • Понимание своего «Я», которое можно определить как само-осознание, само-бытие.
  • Самостоятельность, ответственность и зависимость, дающие ребенку право на выбор и обеспечивающие самоопределение.

 

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Детский сад №6»

Слайд 2

В пункте 2.11.2 ФГОС ДО указывается, что в содержательном разделе образовательной программы дошкольных образовательных организаций должны быть представлены «особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик »

Слайд 3

Культурные практики. Интервью с Ириной Александровной Лыковой , доктором педагогических наук https://www.youtube.com/watch?v=9aU_MnVvh98

Слайд 4

Что такое культурные практики? Это обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности. Это обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации , тесно связанные с жизненным содержанием его бытия и события с другими людьми. Это апробация (постоянные и единичные пробы ) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов. Это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии , помощи и т.п.

Слайд 5

разнообразные , основанные на текущих и перспективных интересах и привычные для ребенка виды его самостоятельной деятельности , поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта. Культурные практики -это

Слайд 6

Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям: Культурные практики на основе инициатив самих детей Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми Самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со взрослыми Направляются воспитателем на развитие самостоятельной активности детей, основываются на поддержке детских инициатив и интересов

Слайд 7

Культурная память – это основа культурных практик Культурные умения – формируются в процессе культурных практик Культурный опыт – результат реализации культурных практик

Слайд 8

Где место культурных практик в образовательной деятельности? Игра Режимные моменты !!!Но это не организованная образовательная деятельность.

Слайд 9

Культурные практики в ООП ДО Совместная игра педагога и детей Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта Творческая мастерская Музыкально-театральная и литературная гостиная Детский досуг Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность Детский совет Мини-музей

Слайд 10

Формирование универсальных культурных умения в культурных практиках (работа в группах) Краткое описание КП Универсальные культурные умения

Слайд 11

Совместная игра педагога и детей Краткое описание КП Универсальные культурные умения Направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры Владеет разными формами и видами игр; Подчиняется правилам и социальным нормам; Принимает на себя разные роли, разыгрывает события из личной жизни; Различает условную и реальную ситуации и т.д.

Слайд 12

Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта Краткое описание КП Универсальные культурные умения Носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие Подчиняется правилам и социальным нормам; Использует различные речевые формы – описания, повествования, рассуждения; Избирателем в выборе партнеров; Договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других детей и т.д.

Слайд 13

Творческая мастерская Краткое описание КП Универсальные культурные умения предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями Владеет орудиями и инструментами, использует схемы четрежи ; Выражает свои мысли, желания; Способен к волевым усилиям; Стремится к достижению хорошего качества; Умеет договариваться и т.д.

Слайд 14

Музыкально-театральная и литературная гостиная Краткое описание КП Универсальные культурные умения форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение педагога и детей на литературном или музыкальном материале Проявляет интерес к устному народному творчеству, художественной литературе; Различает жанры литературных и музыкальных произведений; Импровизирует; Высказывает свое отношение к произведениям, образам; Выразительно исполняет литературные произведения; Владеет навыками игры на музыкальных инструментах и т.д.

Слайд 15

Детский совет Краткое описание КП Универсальные культурные умения общее собрание группы детей вместе с педагогическим работником, где каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, а также получить новую информацию от других; принимать участие в определении дневных дел, подводить итог в середине дня или после, играть разного рода игры и упражнения Инициативен в общении; Договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других; Подчиняется правилам и социальным нормам; Использует различные речевые формы – описания, повествования, рассуждения; Рассказывает о себе, своих увлечениях, переживаниях и т.д.

Слайд 16

Мини-музей Краткое описание КП Универсальные культурные умения является действенным модулем развивающей предметно-пространственной среды. Основу мини-музея составляет коллекция, экспозиция, которая имеет практическое значение. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы педагогического работника, детей и их семей Инициативен в общении; Рассказывает о себе, своих увлечениях, переживаниях; Проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений; Задает вопросы, высказывает предположения; Подчиняется правилам и социальным нормам и т.д.

Слайд 17

Культурные практики ребенка выполняют роль стержня, позволяющего ему выстраивать и осмысливать содержание и формы его жизнедеятельности, в том числе: Опыт самостоятельного творческого действия. Ситуативное общение, плодотворную коммуникацию и взаимодействие (сотрудничество) с взрослыми и детьми. Эмоции и чувства, отношение к себе и другим людям. Сферу собственной воли, желаний и интересов. Понимание своего «Я», которое можно определить как само-осознание, само-бытие. Самостоятельность , ответственность и зависимость, дающие ребенку право на выбор и обеспечивающие самоопределение.



Предварительный просмотр:

Культурная практика_______________________________________________________________________________

Краткое описание

Универсальные культурные умения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Культурные практики ребенка в дошкольном образовании"

В статье раскрывается смысл понятия "культурные практики", а также пути воплощения в педагогику принципа  «Ребенок – центр сферы образования» посредством использования культурологического подхода...

Познавательно-исследовательская деятельность, как культурная практика в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Под познавательно-исследовательской деятельностью ребенка-дошкольника понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их уп...

Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности

Методический материал дает возможность педагогам ДОО рассмотреть возможность использования различных культурных практик в развитии детской  самостоятельности и инициативе...

Достижение целевого ориентира через культурные практики

Целевой ориентир:žРебёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.ž Обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со...

Программа практико - ориентированного семинара «Культурная практика как форма взаимодействия детей в разновозрастных сообществах»

quot;Не ребёнок должен готовиться к школе, а  школа должна готовиться к ребёнку" А. Асмолов...

Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.

В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...

Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»

В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...