Проект по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет»
проект (младшая группа)

Тимушева Екатерина Алексеевна

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Сроки реализации: 2020 – 2021 учебный год.

Тип проекта: познавательно-творческий, социально-коммуникативный, практико-ориентированный.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта:

- воспитатели группы: Тимушева Е.А., Игнатьева Т.Н.

- дети второй младшей группы №7 «Улыбка»

- родители.

Возраст детей: 3-4 года.

Актуальность:

      Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Если на традиционных занятиях рисованием ребёнок учится держать кисть, рисовать с её помощью точки, линии, штрихи, закрашивать контуры предметов, то нетрадиционное рисование даёт ребёнку больше свободы, больше идей для творчества, больше вдохновения и радостных эмоций. Так, нетрадиционные техники рисования позволяют ребёнку рисовать пальцами, ладошками, с использованием  вспомогательных средств: поролона, штампов, ватных палочек.

Благодаря использованию нетрадиционных техник рисования, у ребёнка развивается мелкая моторика рук, тактильное восприятие, умение ориентироваться на листе бумаги, внимание и усидчивость, наблюдательность, формируются навыки самоконтроля. Нетрадиционные техники рисования позволяют создать атмосферу непринуждённости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка.

Таким образом, считаем важным развитие всех вышеперечисленных качеств и навыков у детей 3-4 лет, именно поэтому мы выбрали тему «Использование разнообразных техник  нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет» для самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_samoobrazovaniyu_vtoraya_mladshaya_gruppa.docx37.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №13»

Проект по самообразованию

«Использование разнообразных техник  нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет»

Воспитатели: Тимушева Е.А.

Игнатьева Т.Н.

Сыктывкар, 2020г

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Сроки реализации: 2020 – 2021 учебный год.

Тип проекта: познавательно-творческий, социально-коммуникативный, практико-ориентированный.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта:

- воспитатели группы: Тимушева Е.А., Игнатьева Т.Н.

- дети второй младшей группы №7 «Улыбка»

- родители.

Возраст детей: 3-4 года.

Актуальность:

      Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Если на традиционных занятиях рисованием ребёнок учится держать кисть, рисовать с её помощью точки, линии, штрихи, закрашивать контуры предметов, то нетрадиционное рисование даёт ребёнку больше свободы, больше идей для творчества, больше вдохновения и радостных эмоций. Так, нетрадиционные техники рисования позволяют ребёнку рисовать пальцами, ладошками, с использованием  вспомогательных средств: поролона, штампов, ватных палочек.

Благодаря использованию нетрадиционных техник рисования, у ребёнка развивается мелкая моторика рук, тактильное восприятие, умение ориентироваться на листе бумаги, внимание и усидчивость, наблюдательность, формируются навыки самоконтроля. Нетрадиционные техники рисования позволяют создать атмосферу непринуждённости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка.

Таким образом, считаем важным развитие всех вышеперечисленных качеств и навыков у детей 3-4 лет, именно поэтому мы выбрали тему «Использование разнообразных техник  нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет» для самообразования.

Цель работы: развитие художественно-творческих способностей детей 3-4 лет посредством использования нетрадиционной техники рисования с привлечением родителей

Задачи для детей:

  1. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов
  2. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности
  3. Развивать творческие способности детей.

Задачи для родителей:

  1. Создавать условия для повышения активности родителей воспитанников в участии в различных формах партнёрства с ДОУ.
  2. Пополнить знания родителей о техниках нетрадиционного рисования.
  3. Способствовать становлению и сплочению детского коллектива, семьи.


Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:   1-30 сентября 2020 г.

- Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.

- Формулирование цели и задач проекта.

- Знакомство родителей с проектом на 2020-2021 год, с целями и задачами проекта.

- Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта.

- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

II этап – основной: октябрь 2020 г. – май 2021 г.

III этап – заключительный май 2021г.

I этап – подготовительный:   1-30 сентября 2020 г.

Список литературы

  1. 1. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.
  2. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
  3. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
  4. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
  5. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
  7. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  8. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
  9. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2
  10. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml 
  11. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
  12. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет».
  13. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст».
  14. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
  15. Интернет-ресурсы.

- Анализ изученной литературы в плане по самообразованию.        

- Знакомство с проектом на родительском собрании

- Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Определение интереса к изобразительной деятельности.

1.Чем любит заниматься дома?

-рисовать

-лепить

-клеить

-другое

2.Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной изобразительной деятельности?

Бумага, краски, кисти, пластилин, тесто для лепки, цветные карандаши, фломастеры.

3.Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?

-берет,  когда сам пожелает

-по разрешению взрослых

4.Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним?

Часто            иногда               никогда

5.Как вы реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?

- предлагаете порисовать самому

-обещаете порисовать позже

-включаетесь в творческий процесс по его просьбе

6.Используете ли нетрадиционные техники рисования?

Да          нет

7.С какими нетрадиционными техниками рисования вы знакомы?

8.Рассказывает ли ребенок о своем рисунке?

Да         нет

9.Как используются детские работы?

-собираются

-выбрасываются

-вывешиваются (на стену, холодильник)

-просматриваются с ребенком

Перспективное планирование проекта «Использование разнообразных техник  нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет»

Месяц

Задачи

Программное содержание

оборудование

Работа с родителями

Октябрь

Учить технике пальчикового рисования, Развивать мелкую моторику рук. Учить анализировать натуру, выделяя ее признаки  и особенности. Воспитывать эстетически- нравственное отношение к природе.

Ветка рябины

Рисование пальчиками

Лист, гуашь

Папка - передвижка «Как  воспитать у детей интерес к рисованию».

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (ладонью); учить самостоятельно, придумывать композицию рисунка; развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.

Осеннее дерево

Рисование ладонью

Гуашь, ватман

Выставка детских работ

Познакомить со способом изображения «штампование

Раскрыть возможности использования в изобразительной деятельности различных предметов.

Компот из яблок

Отпечаток яблоком

Штампы из яблок  на каждого, салфетки для рук, гуашь красного, желтого, зеленого цвета, эскизы банок, губки для гуаши.

Помощь в приобретении материалов: бумага различной фактуры и цвета, ножницы, краски и т. д.

Показать детям возможность получения изображения с помощью картофельного штампа;  развивать творческое мышление и воображение;

воспитывать интерес  к художественному творчеству.

воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.

Осенний сад

Отпечаток картофелем

лист формата А4, гуашь, вода, кисть, карандаш, картофель, салфетки для рук.

Ноябрь

Познакомить детей с новой техникой рисования;

показать детям возможность получения изображения с помощью листьев;

развивать творческое мышление и воображение;

воспитывать интерес к художественному творчеству;

воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Осень на опушке краски разводила

Печать листьев

Лист бумаги, гуашь, кисть, вода, листья березы, принадлежности для рисования.

Мастер - класс «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (ладонью); учить самостоятельно, придумывать композицию рисунка; развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.

Ежик

Рисование ладошкой

Бумага, гуашь коричневого и зеленого цвета, кисти, заготовки силуэта ежика без иголок. Влажные и бумажные салфетки.

Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

Познакомить детей с рисованием тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, осваивать палитру (желтый, красный, зеленый, синий цвета). Развивать эстетическое восприятие.

Салют

Методом тычка

½ часть листа с нарисованными простым карандашом кругами, гуашь четырех цветов, принадлежности для рисования, иллюстрация салютов.

Выставка детских работ

Показать детям возможность получения изображения с помощью листьев;

развивать творческое мышление и воображение;

воспитывать интерес к художественному творчеству;

воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Букет для мамы

Отпечаток листьев

Листья клена

Гуашь

Нарисованные вазы для каждого ребенка

Декабрь

Познакомить с техникой рисования с помощью трафарета. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

«Пушистый зайчонок»

(рисование по трафарету)

Цветная бумага голубого цвета, белая и черная гуашь, кисть, трафарет зайчика, салфетки. Поролоновый тампон.

Консультация «Уроки рисования: с чего начать уроки рисования».

Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. Развивать чувство композиции, коллективизма.

«Украсим елочку»

Рисование пальчиками

листы белого цвета с силуэтом елочки; гуашь разных цветов салфетки. Белая гуашь.

Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике».

Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного).

«Мишка косолапый».

Методом тычка

Лист, краска коричневого цвета

Силуэт медведя

Выставка детских работ

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза.

Развивать внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

«Дед Мороз»

рисование ладошками

- листы светло-голубого цвета;

- белая гуашь в плошках,

- салфетки.

Заготовки лица деда Мороза

Январь

Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования

«Звездное небо» (Фотокопия)

Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватный тампон, клеенка или газета, свеча.

Буклет «Виды нетрадиционного рисования».

Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы .Развивать зрительную наблюдательность ,способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве . Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Помочь детям освоить метод спонтанного рисования.

Морозный узор

Рисование свечей

Альбомный лист , кусочек свечи, акварельные краски, кисть с широким ворсом, стаканчик с водой.

Выставка детских работ

Метель

Рисование свечой

Альбомный лист , кусочек свечи, акварельные краски, кисть с широким ворсом, стаканчик с водой.

Мастер – класс для родителей по теме: «Рисуем без кисточки».

Выставка работ «Рисуют родители».

Февраль

Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приемы изображение круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования поролоном.

Снеговик

Тампонирование

Лист,  гуашь, две кисточки, поролон, принадлежности для рисования

Гостиная для родителей «Творим вместе».

Выставка совместных работ «Творим вместе».

Продолжать учить детей создавать ритмические композиции, рисовать пальчиками сложенными щепоткой

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь

Кто здесь прошел?

Рисование пальчиками

лист бумаги белого цвета; краска синего цвета в чашечке; салфетки.

Выставка детских работ

Активизировать и разнообразить технику работы с бумагой, ватой, пластилином: учить наклеивать вату на бумагу, размазывать пластилин по бумаге, наклеивать изображение соответственно замыслу.

«Кораблик для папы»

(Рисование смятой бумагой и пластилином)

Бумага белого цвета, синий пластилин, ватные диски, желтая краска, парус из красной цветной бумаги, клей, салфетки.

Март

Ма

продолжать учить детей работать с гуашью, воспитывать интерес к творчеству,  способствовать развитию  творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания; развивать интерес  к изобразительному творчеству.

Золотые рыбки

Рисование мыльными пузырями

Гуашь ,стаканчики с водой, трубочки для сока, кисточки, альбомные листы, шампунь или средство для мытья посуды.

Выставка семейного творчества

Конкурс «Мы рисуем всей семьёй!»

Дать ребенку самому экспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребенка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.

Букет (тюльпанов коллективная работа)

Рисование- ладошка

Гуашь, салфетки, ватман

Выставка детских работ

Апрель

Дать ребенку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребенка воображать и фантазировать.

Цветы

Рисование ладошкой

Гуашь, кисти, салфетки.

Открытый показ образовательной деятельности «Разноцветные рыбки».

День открытых дверей.

Совершенствовать умение правильно держать кисть во время работы. Осваивать цветовую палитру (оранжевый, коричневый цвет). Закреплять умение подбирать цвета, рисовать кончиком кисти мелкие детали рисунка. Обогащать словарь детей (слова: оранжевый, рыжий, пестрая). Развивать мелкие мышцы рук в процессе изобразительной деятельности. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие. Воспитывать чувство любви к животным

Воспитывать желание заниматься изобразительной деятельностью.

Щенок

Рисование методом тычка

Половина альбомного листа с нарисованным контуром щенка (на каждого ребёнка), гуашь коричневого, красного, оранжевого, черного цвета, по 2 кисточки (жесткая, мягкая), небольшой лист бумаги (палитра) на каждого ребёнка для проверки тычка и правильности выбранного цвета, стаканы с водой.

Консультация для родителей «Рисовать - это важно!»

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.

«Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница)»

(Рисование пальчиками, карандашом, пробкой)

 

Белый лист бумаги; разноцветные краски; салфетки; карандаши, пробки.

Выставка детских работ

Май

Учить комкать бумагу; познакомить с приемом рисования смятой бумагой; развивать мелкую моторику рук.

«Воздушные шарики»

(Оттиск смятой бумагой)

Альбомные листы; разноцветная гуашь в мисочках; кисточки; надутые воздушные шарики на каждого ребенка.

Фотоотчёт по итогам года на итоговом родительском собрании.

Познакомить детей с праздником «День победа» и неотъемлемой частью празднования – салютом. Упражнять детей в  рисовании методом тычка. Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

«Салют»

(Рисование методом тычка)

иллюстрации с изображением салюта; листы бумаги синего цвета; гуашь разных цветов в чашечках; салфетки. На листах бумаги нарисована пушка из которой выпускают большой праздничный салют.

Выставка детских работ

Продолжать совершенствовать технику рисования пальчиками, ватными палочками. Формировать чувство композиции и ритма

Черемуха

Рисование ватными палочками, пальчиками

Цветная бумага голубого цвета; ватные палочки; белая и зеленая краска, влажные и бумажные салфетки.

Презентация проекта на педагогическом совете.

Продолжать знакомить детей со способом получения изображения. Развивать творческие способности, воображение.

«Желтые одуванчики»

(Рисование мыльными пузырями, или пальчиками)

Бумага, трубочки, гуашь, жидко разведенная шампунем

Анкетирование родителей

III. Заключительный этап  – май

Обобщение результатов работы, анализ, анкетирование, закрепление полученных знаний, выводы. 

Предполагаемый результат:

- формирование у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

- овладение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

- активное участие родителей в проекте

- становление и сплочение детского коллектива и семьи

- Пополнение знаний родителей о техниках нетрадиционного рисования.

Список литературы:

  1. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.
  2. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
  3. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
  4. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
  5. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
  7. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  8. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
  9. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2
  10. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml 
  11. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
  12. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет».
  13. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст».
  14. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
  15. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ»

Основная  цель  работы с детьми с ОВЗ - улучшение качества их жизни, формирование элементарных практических навыков, адаптация к окружающей среде. Все обучение в группе «особый ребенок» несе...

План по самообразованию «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».

Перечень литературы, которую планируется изучить; срок завершения работы; предполагаемые результаты...

Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в развивающе — коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в развивающе — коррекционной работе с детьми с ОВЗ»...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет».

Дата начала работы над темой: с 1.09.2020г Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2021г ТЕМА: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет». ЦЕЛ...

Использование разнообразных техник рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста

   Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень ин...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 6-7 лет».

ТЕМА: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 6-7 лет». ЦЕЛЬ: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. ЗАДАЧИ: 1. Продолжать ...