Профессиональная деятельность педагога-психолога ДОУ
статья

Сургутанова Екатерина Николаевна

Для спецмалистов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Часть 1.678.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида

«Детский сад № 24 города Кызыла Республики Тыва»

Профессиональная деятельность

педагога-психолога в ДОУ

Педагог-психолог:

                                                                                                                          Е.Н. Сургутанова

Кызыл 2020

В профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ ключевым является психолого-педагогическое сопровождение. Это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.

Психолого-педагогическое сопровождение предназначено для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической,  психодиагностической,  психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания. А также социально-психологической адаптации.           

Эффективность работы по социализации, развитию, воспитанию и подготовки ребёнка к школе зависит от объединённых усилий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и семьи.             

Цель психологического сопровождения -   создание психолого-педагогических условий, способствующих охране и укреплению психического здоровья детей, достижению ими личностных образовательных результатов в процессе освоения  образовательных областей.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

1.        Предупреждать возникновение проблем развития ребенка.  
2.         Оказывать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации.
3.        Повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов.
4.         Создавать соответствующие психологические условия для успешного освоения дошкольниками образовательных областей.

           Главный принцип работы – оказание помощи руководству, педагогам, родителям, детям в создании обстановки доброжелательной к воспитанникам, уважение к их личности, создание ситуации успеха, формирование у воспитанников позитивного отношение к своим возможностям, формирование уверенности в себе.

В начале учебного года совместно с администрацией ДОУ определяется деятельность психолога в методической работе: участие в педсоветах и методических советах, проведение семинаров, педагогических консилиумов, лекций, консультаций и тренингов для педагогов и родителей. Определяются основные стратегии психологического сопровождения воспитанников.

Педагогу-психологу в начале учебного года в соответствии с целями и задачами ДОУ необходимо составить и утвердить:

  1. График работы педагога-психолога на учебный год
  2. Должностную инструкция педагога-психолога
  3. Циклограмму работы педагога-психолога на учебный год
  4. Расписание занятий педагога-психолога с детьми
  5. Годовой план работы педагога-психолога
  6. Годовой пан работы педагога-психолога с родителями ДОУ
  7. План работы педагога-психолога по самообразованию
  8. Рабочую программу педагога-психолога на учебный год
  9. Адаптированную психолого-педагогическую программу коррекционно-развивающих занятий с детьми (программ может быть несколько, в зависимости от направления)

     Также в работе педагога-психолога ДОУ пригодятся следующая документация, папки и журналы:

  1. Законодательно-правовые акты и нормативные документы
  2. Журнал педагога-психолога на учебный год (фиксируется деятельность специалиста по направлениям)
  3. Журнал консультационного пункта
  4. Журнал коррекционно-развивающих занятий
  5. Журнал связи с воспитателями ДОУ
  6. Журнал ППк (диагностика, методики, заключения)
  7. Журнал индивидуального маршрута развития дошкольников ДОУ
  8. Журнал кварцевания, проветривания и влажной уборки в кабинете педагога-психолога на учебный год
  9. Папка протоколов психолого-педагогического обследования детей
  10. Папка с отчетами педагога-психолога на учебный год
  11. Методические материалы для педагога-психолога
  12. Список детей ДОУ
  13. Список сотрудников ДОУ
  14. Папка с материалами «Типология нарушений в развитии ребенка дошкольного возраста»
  15. Папка с материалами «Возрастные особенности детей дошкольного возраста»
  16.  Папка психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОУ
  17. Папка развивающих игр и заданий для дошкольников
  18.  Папка с результатами психолого-педагогического обследования дошкольников
  19.  Папка с диагностическими материалами педагога-психолога
  20.  Папка с коррекционно-развивающим материалом педагога-психолога
  21.  Папка с материалами и консультациями для родителей дошкольников
  22.  Папка с материалами и консультациями для педагогов ДОУ
  23.  Папка заключений педагога-психолога ДОУ и другие

      

       Направления  деятельности педагога-психолога охватывают работу с воспитанниками, педагогическим коллективом, родителями и взаимодействие с другими службами и организациями города (психолого-медико-педагогической комиссией, методистами отдела образования).                                                        

       

        Основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ: психодиагностика, психопрофилактика, коррекционная и развивающая работа, психологическое консультирование, психологическое просвещение и обучение, организационно-методическая работа.

1. Психодиагностика

        Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

        Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

В рамках психодиагностического направления осуществляется:

  • Анкетирование родителей с целью определения степени готовности ребёнка к поступлению в ДОУ.
  • Наблюдение с целью определения эмоционального фона группы (в период адаптации).
  • Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
  • Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
  • Диагностика воспитанников в рамках психолого-педагогического консилиума (ППк) ДОУ, согласно положению о ППк.
  • Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
  • Диагностика воспитанников старших, подготовительных и логопедической групп  с целью определения уровня психологической готовности к обучению в школе для организации и координации коррекционно-развивающей работы с детьми.
  • Диагностика психического развития детей логопедической группы (старший возраст) для организации коррекционно-развивающей работы.
  • Диагностика детей «группы риска» (агрессивные, нерешительные, конфликтные, вспыльчивые дети) с целью учёта и  организации дальнейшей помощи по оказанию работы с детьми.
  • Психодиагностика детей "группы риска" заключается в изучение эмоционально – волевой и мотивационной сферы ("Кактус", М.А. Панфилова, "Страхи в домиках" А.И. Захаров, "Лесенка" В.Г. Щур), личностно – типологических особенностей (тест рисуночный "Рисунок человека", "Рисунок семьи" и др.).
  • Диагностика удовлетворённости родителями качеством услуг, предоставляемыми ДОУ.

        В данном направлении по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ проводится углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

2. Психопрофилактика

        Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед педагогом-психологом стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

В рамках психопрофилактического направления осуществляется:

  • Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

  • Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
  • Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
  • Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
  • Профилактика профессионального и эмоционального выгорания у педагогического коллектива.

          Психопрофилактическая деятельность с детьми заключается в коррекции утомления воспитанников; индивидуализации обучающей среды. Эта деятельность осуществлялась через следующие формы деятельности: индивидуальные и групповые консультации педагогов, создание ситуации успеха в образовательной деятельности, использование технологий личностно-ориентированного обучения.

3. Коррекционная и развивающая работа.

        Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

        Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка.

Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.

        В рамках коррекционно-развивающего направления осуществляется:

  • Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка, планирование работы.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми логопедической группы (старший возраст) с целью развития познавательных процессов и речевых навыков.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительных группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе).
  • Индивидуальные занятия с детьми имеющими ниже среднего и низкий уровни развития психических процессов, психологической готовности к школе.
  • Проведение занятий с детьми других возрастных групп (вторая младшая, средняя группы) с целью развития социального мира детей, умения понимать эмоции других людей, договариваться, развитие знаний о своём «Я».

        Психологическая коррекция детей "группы риска" традиционно включает: групповую коррекционную работу: тренинг "развитие навыков общения, формирования уверенности в себе", "снижение агрессивности, вспыльчивости", "снижение гиперакивности", сказочные тренинги.

4. Психологическое консультирование

        Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

        Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

        В рамках психологического консультирования осуществляется:

  • Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
  • Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
  • Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
  • Консультирование родителей и педагогов по вопросам развития детей раннего возраста: "Игровая деятельность", "Сенсорное развитие детей раннего возраста", "Контроль за нервно-психическим развитием", "Факторы риска в развитии ребёнка".

5. Психологическое просвещение и обучение

        Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

- актуализация и систематизация имеющихся знаний

- повышение уровня психологических знаний

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

        Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

        В рамках психологического просвещения и обучения осуществляется:

  • Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов.
  • Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей
  • Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».

       Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы.

Примерный перечень тем для психологического просвещения

    Педагоги:

1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.

2. Закономерности развития детского коллектива.

3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.

4. Стили педагогического общения.

5. Психологические основы работы с семьей.

    Родители

1. Адаптация ребенка к ДОУ.

2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.

3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.

4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.

5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.

6. Психологическая готовность к обучению.

7. Половое воспитание и развитие.

        В профессиональной деятельности педагога-психолога  ДОУ сформировались следующие (ставшие уже традиционными) формы работы с родителями:

1. Родительские собрания - ознакомление родителей:

  • с психологическими особенностями воспитанников на разных возрастных этапах;                         
  • особенностями подготовки детей к ДОУ;
  • с прохождением адаптационного периода детей младших групп;
  • особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферы воспитанников;
  • преодоление трудностей связанных с личностным развитием и особенностей поведения воспитанников.

2. Индивидуальные и групповые консультации родителей по различным вопросам.

3. Выпуск памяток для родителей,  связанные с воспитанием детей.

4.. Семинары, тренинги по эффективному взаимодействию с детьми.     

5. Консультативный пункт.                                                

6. Организационно-методическая работа

        Данное направление профессиональной деятельности
педагога - психолога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.

hello_html_m78a0ae03.jpg

     hello_html_m7ea04f80.jpg



        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание профессиональной деятельности педагога-психолога, претендента на высшую категорию

В материале представлены два файла. Один включает в себя написанное заявление на высшую категорию педагога-психолога, второй описание педагогической деятельности педагога-психолога...

Методическая разработка. Мини - сборник коллажей "ПЕДАГОГИ - ДЕТИ - РОДИТЕЛИ" (обзор профессиональной деятельности педагога - психолога)

В данном сборнике коллажей отражена работа педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса...

Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО

Деятельность педагога-психолога может рассматриваться в настоящее время как один из наиболее значимых факторов развития образования. Вместе с тем у него больше потенциальных ресурсов на этом пути, чем...

Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности педагога-психолога

Эффективное использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой. Сегодня педагог-психолог по любой дисциплине должен уметь подготовить и прове...

Методическая работа в МБДОУ по направлению "Эффективные формы взаимодействия с педагогами в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога"

Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентир...

Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога Варламовой Н.Б.

Горжусь профессией своей…За то, что душу человека согреваю,За то, что я могу понять детей.И детство вместе с ними проживаю.Кусочек сердца людям о...