Развитие интереса у детей старшего дошкольного возраста к народному творчеству во взаимодействии ДОО и детской библиотеки в дистанционном формате.
статья (подготовительная группа)

Статья из опыта работы ДОО и библиотеки в дистанционном формате по развитию у детей старшего дошкольного возраста к народному творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Малик Евгения Андреевна

Старший воспитатель МБДОУ города Мурманска № 156

Развитие интереса у детей старшего дошкольного возраста к народному творчеству во взаимодействии ДОО и детской библиотеки в дистанционном формате.

Дошкольная образовательная организация города Мурманска № 156 давно и плодотворно взаимодействует с центральной библиотекой филиалом № 15 в области развития интереса дошкольников к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям и традициям русского народа.

В настоящее время Интернет создал возможности для дистанционного, т.е. внешнего библиотечного обслуживания и формирования эффекта присутствия. Это обстоятельство открыло новые формы для сотрудничества детского сада с  библиотекой по приобщению детей к сказке, как к жанру фольклора.

Дошкольный возраст - возраст сказки. В этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Сегодня сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Одновременно с этим в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции, через сказку учили законам добра и красоты.

Благодаря знаниям компьютерных программ и навыкам пользования ими, креативности и энтузиазму  специалист библиотеки Татьяна Ивановна Ануфриева в образе доброй бабушки Яги создала цикл эффективных авторских видеопрезентаций, медиапродуктов «Сказки в избушке», «Сказки ученого кота» высокого качества для детей старшего дошкольного возраста, способных привлечь интерес современных пользователей к русскому народному творчеству.

Сказочные видеовстречи отвечают следующим возрастным требованиям и учитывают индивидуальные особенности восприятия информации.

А именно:

  • фон слайдов не  слишком яркий;
  • изображения на слайдах презентации высокого качества, не допускается использование нечетких или размытых иллюстраций;
  • изображения  достаточно крупные, хорошо и четко видные;
  • на каждом слайде размещено не более 5-7 объектов;
  • для усвоения содержания слайда изображение не  перегружено малосущественными деталями, отвлекающими внимание детей от главного;
  • объекты иллюстраций изображаются в их естественных положениях;
  • учитывается соразмерность объектов относительно друг друга при одновременном размещении на слайде (например, волк больше зайца);
  • надписи не  раскрывают содержание слайда в подробностях;
  • использование анимации всегда оправданно;
  • если в качестве музыкального сопровождения используется песня, то она соответствует теме презентации;
  • в заключительной части презентации в качестве стимулирующего момента включается небольшой видеофрагмент по теме (например, мультфильм);
  • смена слайдов осуществляется по щелчку мыши, чтобы педагог имел возможность управлять презентацией;
  • общее количество слайдов, демонстрируемых дошкольникам, не превышает 7-8.

При демонстрации презентации очень важно помнить:

  • презентация должна быть хорошо видна всем воспитанникам;
  • иллюстративный материал должен сопровождаться пояснениями воспитателя;
  • в процесс восприятия можно включить все органы чувств: зрение, слух, осязание;
  • после просмотра презентации можно провести физкультминутку.

При создании видеороликов автор  стремится построить эпизод не только доходчиво для детей, но и занимательно, использовать выразительные крупные планы, определенный ритм музыки.

Быстрая утомляемость, повышенная возбудимость, недостаточное произвольное внимание малышей предъявляют высокие требования к использованию экранных и звуковых средств. При большом объеме информации увеличивается нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. Для сохранения у дошкольников высокого уровня внимания и работоспособности надо правильно определять продолжительность просмотра или прослушивания. Время просмотра видеороликов, телепередач не должно превышать 10-15 мин.

Дети с нетерпением ждут каждой встречи со сказкой, вместе с родителями выполняют задания Бабущки Яги 2 раза в месяц. Работа еще только в начале пути, но результат уже есть:

1.Знание фольклора расширило кругозор детей, что необходимо для успешного усвоения многих произведений искусства и литературы на последующих этапах обучения.

2. Русская народная сказка с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступила сильным средством развития образной речи детей, фантазии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для детей старшего дошкольного возраста по народному творчеству "Культура Вепсов"

Основная цель программы заключается в том, чтобы приобщить детей к культурам своей страны, в большей степени к вепсской культуре. Тем самым развивать в детях чувство патриотизма ,знания своей страны ...

Развитие познавательных стратегий детей старшего дошкольного возраста в художественном творчестве (декоративная лепка).

План исследовательской работы на 2014 учебный год Ф.И.О. воспитателя Веретенник Наталья МихайловнаНазвание темы эксперимента: Развитие познавательных стратегий детей старшего дошкольного возраста...

Развитие интереса у детей старшего дошкольного возраста к подвижным играм «нашего двора

Дворовые игры почти исчезли из их жизни. Те самые игры, в которые играли не только Вы, но и Ваши родители, дедушки и бабушки. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали реш...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством народных игр с пением

Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка, сословия. Народные игры – это яркое выражение народа в них ...

Разработка программы развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства

Современное общество нуждается в творческих людях. Развитие творческой активности начинается с дошкольного детства. Это определяет актуальность данной программы. Программа включает цикл занятий по дек...

Статья на тему: «Развитие интереса у детей старшего дошкольного возраста к истории Санкт-Петербурга» (из опыта работы)

Рассмотрен опыт работы по развитию интереса детей старшего дошкольного возраста к истории Санкт-Петербурга как форма развития гражданско-патриотических чувств....