Формирование и совершенствование профессиональных компетентностей старших воспитателей по введению духовно-нравственной основы в содержание образования
материал

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и совершенствование профессиональных компетентностей старших воспитателей по введению духовно-нравственной основы в содержание образования

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования.

Слайд 2

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п.2) указывает, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.

Слайд 3

Огромным потенциалом в этом направлении обладает программа «Социокультурные истоки» (автор И.А. Кузьмин), которая основывается на культурно-исторической теории Л.С. Выготского и ведущей роли эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира ребенком-дошкольником. Программа способствует решению ряда важнейших задач по развитию духовно-нравственных основ образования, по интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе традиционных ценностей отечественной культуры.

Педагог в ДОУ должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребенка; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление.

От педагогического мастерства педагога зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.

Целью работы ДОО  является – повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством внедрения технологии «Социокультурные истоки».

Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обратимся к основным понятиям «компетенции» и «компетентность». 
         В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». В педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на содержание понятий «компетенция», «компетентность». 
Слайд 4

Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. 
Под компетентностью подразумевается - обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенции являются структурными компонентами компетентности.

Слайд 5

Профессиональная компетентность педагога – это единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности (В.А. Сластенин).

Слайд 6

Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности.

Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию.

Информационная компетентность -  объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях,  коллегах.

ИКТ – компетентность - использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Правовая компетентность - знание основ нормативно-правовых документов образовательного процесса в контексте идей модернизации.

Рефлексивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Слайд 7

Для повышения уровня педагогического мастерства необходимо использовать самые разнообразные формы и методы работы с педагогами:

Традиционные:

  • Педагогический совет;
  • Семинары-практикумы;
  • Педагогическая гостиная;
  • КВН;
  • Круглый стол;
  • Педагогический ринг;
  • Наставничество;
  • Творческие микрогруппы;
  • Тренинг;
  • Педагогический кроссворд.

Новые:

  • Деловая игра;
  • Выставки – ярмарки педагогических идей;
  • Банк идей;
  • Мастер-класс;
  • Творческий час;
  • Творческие конкурсы;
  • Проектная деятельность;
  • Мозговой штурм;
  • Презентация.

Новейшие:

  • Педагогическая мастерская;
  • Коучинг-сессия;
  • Союз единомышленников;
  • Квик настройка;
  • Кружки качества.

Слайд 8

«Тот, кто обучает, должен всегда продолжать учиться сам»  

Ричард Генри Данн

Правила для педагогов и родителей

 «Посеять в детских душах доброту»

  1. Будьте хорошим примером для детей и окружающих взрослых.
  2. Будьте внимательными к чужим проблемам.
  3. Будьте вежливы, приветливы ко всем. Оказывайте каждому ребенку каждый день максимум внимания, ласки, доверия и любви.
  4. Никогда не унижайте достоинство ребенка, не высмеивайте его неудачи, не критикуйте. Во всех проблемах умейте найти справедливое решение.
  5. Умейте понимать, чувствовать и принимать каждого ребенка.
  6. Всегда эмоционально откликайтесь на проблемы каждого ребенка, какими бы мизерными они не казались.
  7. Искренне радуйтесь успехам и достижениям малыша.
  8. Умейте видеть и отмечать в ребенке его лучшие качества и достижения.
  9. Часто, но обосновано, хвалите ребенка в присутствии родителей (педагогов).
  10. Действуйте исключительно в интересах ребенка.
  11. Помните, что каждый ребенок не повторим. Научитесь видеть и выявлять возможности и способности каждого ребенка.
  12. Верьте и доверяйте ребенку.
  13. Избегайте принуждения, насилия, подавления воли ребенка, предоставляйте ему свободу выбора в той или иной ситуации.
  14. Смотрите на происходящее с ребенком и вокруг него глазами ребенка, с его детской индивидуальной позиции.
  15. Ласково и только по имени называйте детей.
  16. Добейтесь, чтобы дети заботились об обитателях в живом уголке детского сада.
  17. Читайте сказки, рассказы, учите с детьми стихи о доброте.
  18. Не обсуждайте поступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других детей.
  19. Не унижайте ребенка.
  20. После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте понять, что вы ему сочувствуете.
  21. Создавайте ситуации, зовущие к добру и состраданию.
  22. Обсуждайте с детьми ситуации положительного характера, например: «Как нас выручил Миша», «За что я люблю свою подругу», «Наши добрые дела».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное начало – основа национального воспитания и образования

В системе дошкольного образования увеличилось количество татарских групп в детских садах, повысилось качество обучения на татарском и русском языках. Выявился положительный опыт работы педагог...

Совершенствование профессиональной компетентности работников образования в условиях стандартизации дошкольного образования.

Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессионально...

Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС дошкольного образования  

Современному детскому саду нужен педагог, способный вжиться в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми, самостоятельно плани...

Совершенствование профессиональной компетентности работников образования в условиях стандартизации дошкольного образования.

Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессионально...

План по повышению профессионального уровня воспитателя на тему: " Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях введения в ФГОС ДОУ"

План по повышению профессионального уровня целью которого является создание условий для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей и общественными организациями....

Доклад на тему: «Эффективные механизмы формирования профессиональных компетентностей педагогов в условиях введения ФОП ДОО»

Одной из важнейших задач современного образования является формирование функционально грамотного человека. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей...