Конспект занятия психолого-педагогического клуба "ОтДушиНа" по теме: "Самопознание"
материал

Содержание встреч психолого-педагогического клуба 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_samopoznanie.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

САМОПОЗНАНИЕ

Введение правил группы.

Работа группы невозможна без правил, поэтому перед тем как перейти к сути самопознания я хочу познакомить вас с правилами работы:

1. Каждый отвечает за свое собственное обучение.

Для чего это правило? Мы взрослые люди, и мы сами творим свое настоящее, и от нас зависит насколько полезным будет наше здесь присутствие.

Как это выглядит? Вы активны на наших занятиях и исполнительны в выполнении домашних заданий.

2. Говорить «я», а не «мы» или «все».

Для чего это правило? Когда участник говорит «мы», «все» то вы прячетесь и тем самым не несете ответственность за то, что свами сейчас происходит.

Как это выглядит? Я не говорю: «Мы думаем, что…», я говорю от первого лица: «Мне кажется…», «Я считаю…».

3. Слушать других и уважать мнение каждого.

4. Каждый имеет право сказать «нет», или «Вы не обязаны делать то, что не хотите».

Для чего это нужно? Цель психологической работы состоит в том, чтобы каждый мог глубже осознать, что он свободен в выборе решений, что предполагает его личностную ответственность. У вас либо есть ресурс для чего то нового и если ресурса нет, вы вправе обозначить это.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение 1 «Мой образ»

Цель: формирование интереса к работе в группе, создание настроя на работу по теме занятия, повышение активности участников, расширение представлений о себе и других.

Ведущий: Мы живем в мире людей и в мире вещей. И многое знаем о качествах вещей, например, что хрустальная ваза хрупкая, может разбиться, а шерстяная вещь – мягкая и согревает в холода. Мир людей не менее сложен. А потому важно знать как свои особенности, так и то, каковы качества других людей.

Сейчас представьте себе, что у вас есть возможность попасть на другую планету. Но не в своем теле, а в виде предмета, растения или птицы. В качестве кого вы видите себя на этой планете, из какого материалы вы сделаны, какого цвета? Какими свойствами, качествами обладаете? Каково ваше предназначение?

Если вы представили свой образ, нарисуйте его. Время выполнения рисунка 10 минут.

Обсуждение: Покажите друг другу свои рисунки и расскажите о них от первого лица. Например так: «Я настольная лампа, вот такая вот необычная, очень прочная. Я здесь для того, чтобы светить всем желающим».

Вывод: вы не только показали насколько глубоко вы можете себя чувствовать и расширять границы представлений о себе, но и в какой мере вы осознаете свое предназначение, свой потенциал, что вы готовы дать миру».

Упражнение 2 «Кто я?»

Цель: актуализация представлений о себе, выделение среди них того, что участники хотят знать о себе и что прячут от себя.

Ведущий: что означает для вас выражение «знать себя?»? В течение 5 минут вам предстоит ответить на вопрос «Кто я?», используя для этой цели 20 слов или предложений. Не старайтесь отобрать правильные и неправильные, важные и не важные ответы. Пишите их так, как они приходят к вам в голову.

Шаг 1.

Обсуждение:

1. Количество используемых слов или предложений (уровень самопрезентации). Чем больше слов и предложений, тем выше ваш уровень самопрезентации. Очень важно хватило ли вам пяти минут, или может вам хватило 1 минуты. Это говорит о  вашем самоограничении, вы не используете все ваши возможности в полном объеме. Перестаньте себя сдерживать. Обратите внимание, нет ли повторяющихся ответов: «Я толстая», «Маленькие глазки» и т.д. Эти ответы мы объединяем в один блок и на сегодняшний момент это вас волнует больше всего. Почему?

- если в сумме ответов не более 8-ми, это значит, что вы не хотите себя предъявлять даже самому себе (почему? что такого неприятного и страшного вы скрываете от себя?), или – что чаще всего вы просто не думаете о себе, либо ставите свои интересы и себя не на первое место. Но, если вам комфортно и вас это устраивает, то пусть будет так, а если нет, то добро пожаловать на консультацию.

- от 9 до 17 ответов – средний уровень. Вы и знаете себя, но не очень хорошо; вы думаете о себе и своих хотелочках, но не много.

- когда ответов 18 и более, это говорит о высоком уровне самопрезентации. Это значит, что вы смотрите на себя с разных сторон, не стесняетесь себя, стараетесь удовлетворить свои потребности в первую очередь.

- если ответов больше 22, может вы решили, что главная задача в том, чтобы написать как можно больше и стали писать все подряд? Подумайте, не вступили вы на путь соревнования «А кто больше?» Такое свойственно людям с «синдромом отличницы». Пересмотрите свой список, что действительно из него относится к вам?

Отмечу, что у неуверенных в себе людях как правило списки либо слишком низкий уровень самопрезентации, либо наоборот чрезмерно высокий.

2. Содержание ответов.

Ведущий: если ваш список начинается со слов – жена, дочь, мама, воспитатель, живу на такой-то улице, то вы используете формально-биографические характеристики.  Сколько у вас таких характеристик? Если их большинство, то получается, что вы это всего лишь сумма социальных ролей? Но где же вы? В чем проявляется ваша индивидуальность?  Если вычеркнуть все эти ответы, то что останется?

3. Время ответов.

Ведущий: К какому времени относятся ваши ответы? К прошлому, настоящему или будущему, а может они вне времени? Если большинство ответов относятся к прошлому, то почему? Вы считаете, что прошлое гораздо интереснее настоящего? Или напротив, в прошлом произошло что-то что мешает вам жить настоящим? Или вы живете будущим? Вот встречу я принца на белом коне? Или большинство ответов вне времени? То есть они относятся к прошлому, настоящему и будущему, это говорит, что у вас нет ощущения динамики и изменений. Как в сказке «Что воля, что не воля все равно».

Если вы полноценно ощущаете себя в своей жизни, то в вашем списке должны прослеживаться все ваши линии времени.

Шаг 2.

Ведущий: «Еще раз посмотрите на свои ответы. Поставьте около каждого из них + , если названное качество вам в себе нравится, - если не нравится, 0 если вам все равно и ? если вы не можете решить, нравится вам это в себе или не нравится. Посчитайте количество. Чего у вас больше?  Это ваше отношение к себе – принимаете вы себя или нет, любите или нет, безразличны или сами не знаете, как вы к себе относитесь.

Шаг 3.

Ведущий: «Разделите ответы на 4 категории.

1. Я такой, потому что это зависит от меня – обозначьте этот ответ буквой «Я».

2. Я такой, потому что это зависит от других – буква «Д».

3. Я такой, потому что это зависит от случая, судьбы, рока – буква «Р».

4. Я такой, потому что просто так получилось, это ни от кого не зависит – буква «Н».

Посчитайте , сколько у вас букв в каждой категории. Каких ответов у вас больше Д или Р, может вы считаете себя игрушкой в чьих то руках. Если у вас преобладает Я, то вы точно хозяин своей судьбы. Но если у вас свыше 75% процентов этих Я, то не вините ли вы во всем только себя. Не приводит ли это к тому, что вы стараетесь все контролировать и всех? Не пришло вовремя такси – это потому что я такой невезучий. Потеряла ключи – это потому что я такая не внимательная. Повысила голос заведующая – это я плохо сработала.  

Если чаще буква Н, возможно вы опять от кого-то прячетесь, убегаете лишая себя возможности проанализировать что для вас важно в жизни, чего вы хотите?  Чего вы боитесь? Кто вас обидит  опять? Или эта защитная маска просто у вас уже по инерции? Но вот в чем вопрос, вы тратите жизненную энергию на выстраивание защиты и удержание ситуации вот в таком положении, поверьте на это уходит гораздо больше сил, если бы вы позволили себе развиваться и раскрыться, двигаться вперед.

Теоретическая часть. Что такое рациональные и иррациональные суждения?

Американский психотерапевт Альберт Эллис разработал концепцию, целью которой являлось изменение внутренних убеждений, становящихся причиной возникновения эмоциональных проблем. Суть ее состояла в следующем. Все люди имеют три цели: выжить, не испытывать боль, быть удовлетворенным или довольным. Люди хотят быть счастливыми:

- сами по себе;

- в общении с другими;

- интимно, с некоторыми избранными другими;

-в сфере информации и образования;

- профессионально и экономически;

- в сфере отдыха и развлечений.

Упражнение 4. «Мои суждения».

Цель упражнения: обнаружение иррациональных суждений у членов группы.

Ведущий: я раздаю вам листки, на которых написано 9 утверждений. Прочитайте утверждения. В случае согласия – поставьте рядом знак +, в случае не согласия – знак -.

1. Меня должны любить и поддерживать те, кто мне не безразличен (близкие, друзья, коллеги), а если нет, то это – ужасно.

2. Когда люди поступают нечестно и плохо, они отвратительные личности.

3. Это ужасно, когда все идет не так, как я хочу.

4. Мне следует быть осторожной, избегать в отношениях двойственных ситуаций.

5. Я неудачница, если не добиваюсь успеха всегда, когда мне этого хочется, или не всегда компетентна.

6. Мир должен быть честным и справедливым.

7. У меня не должно быть дискомфорта и боли.

8. Мне рядом нужен кто-то более сильный чем я, чтобы на него можно было положиться.

9. Прошлое – причина всех моих проблем.

Обсуждение: посчитайте количество плюсов. Положительные ответы указывают на то, что ваше мышление подвержено иррациональности.

Теоретическая часть (продолжение).

Рациональная жизнь – это значит, что ваше мышление, ваши чувства и ваше поведение организованы таким образом, что достижение поставленных целей неизбежно, в то время как нерациональная жизнь предполагает, что все наше мышление, чувства и поведение препятствует достижению ваших целей.

Иррациональные убеждения ведут к возникновению эмоциональных проблем. Наиболее важные из них – это то, что для того чтобы вы чувствовали себя хорошо, вам нужно социальное одобрение всех, с кем вам так или иначе приходится считаться, и убеждение в том, что человек, состоявшийся как личность должен вести себя адекватно всегда и всегда со всеми быть компетентным и решать все проблемы на раз.

Это действует на вас разрушительно, приверженность иррациональным суждениям – это гарантия бесконечных разочарований.

Определить рациональное и иррациональное суждение можно по нескольким признакам.

Признаки рационального суждения

1. Истинность и подтверждение опытом. Например если я не буду держать этот планшет он упадет вниз.

2. Относительность. Оценка 4 кого-то устроит, а кого-то нет. Хотя сама 4-ка это просто цифра, и лишь наши суждения ведут к тому радуемся мы этому или нет.

3. Умеренность. То есть суждение не вызывает сильных эмоций.

4. Эффективность (помогает достичь цели).

Признаки иррационального суждения

1. Неистинность. Например: «Я не переживу, если я забуду текст выступления, это будет такой позор, что обо мне подумает Наталья Павловна! Кошмар!».

2. Категоричность: Например: «Я должна вызубрить текст», «Вы должны все активно принимать участие», «Мир должен».

3. Связь с сильными эмоциями (бурные слезы, смех, яростный гнев и т.д.)

4. Неэффективность (не помогает достичь цели).

Умный дядька Эллис  представил связь между мышлением, эмоциями и поведением следующим образом: во – первых, мышление и эмоции связаны. Во-вторых мышление превращается в эмоцию, а эмоция становится мыслью, вот такой круговорот. Мышление и эмоции связаны с поведением. Рассмотрим такую ситуацию Людмила Алексеевна гневается на вас и это для вас активирующее событие, вы потеряли одобрение своих действий.  Если по этому поводу у вас имеет убеждение: «Было бы конечно хорошо, если бы она меня похвалила, за то что я работаю за десятерых в две смены и не хожу на больничные, но раз нет, то и ничего страшного, я классная», то это событие не расстроит вас сильно.  Но если у вас убеждение: «Я так много всего делаю для детского сада, живу тут практически, меня должны отметить, я не пустое место», то вы замечание в свой адрес от руководителя воспримите как оскорбление. И в дальнейшем его действия будут следующими, он начнет избегать руководителя и тех кто может доставить ему такой дискомфорт.

Что же следует делать с иррациональными убеждениями? Все просто их следует заменять рациональными и вырабатывать эффективную жизненную философию.

Давайте рассмотрим еще раз более подробно иррациональные суждения:

1.  Мы уже обсудили ошибочность этого суждения.

2. Здесь мы переносим оценку поступка на личность, в результате чего портим с человеком отношения, вместо того чтобы обсуждать поступок, мы переходим на личности.

3. Здесь человек не готов решать проблему, он хочет получать только удовольствие.

4. В основе данного суждения – страх нового, личных изменений, связанного с этим дискомфорта).

5. В основе этого суждения – я должен быть совершенным, я должен все контролировать – путь к неврозу.

6. Претензии к миру обычно сопровождаются обидой и агрессией. В данной ситуации все что с вами случается и что вы считаете не справедливым воспринимайте как жизненные уроки, ради которых вы и появились на этом маленьком шарике, болтающемся в космическом пространстве.

7. Я бог – все должны мне, мне, мне, мне. Очень часто те, кто следует этой установке скатываются в болезнь.

8. Отказ от ответственности, душевный инфантилизм.

9. Опять же снятие с себя ответственности. Но раз проблема есть в настоящем, значит и решать ее нужно в настоящем, находить способы.

Таким образом, ситуации в которых мы находимся – оцениваются нами. Наличие у человека проблем – означает, что у него имеются иррациональные установки, ему обходимо их находить и переработать в рациональные, тем самым вырабатывая эффективную философию жизни.

Отмечено, что позитивный и негативный настрой мыслей, негативное и позитивное отношение к жизни действует как своего рода магнит, притягивая к хозяину положительные или отрицательные события.

Я хочу напоследок познакомить вас с одним открытием, сделанным  американскими нейробиологами: «Оказывается счастье находится в левом полушарии мозга. Такие качества, как умение радоваться жизни, оптимизм, бодрость и надежда хранятся в левом полушарии мозга. В правом же находится грусть, разочарования и сожаления. Поэтому у всех пессимистов и скептиков доминирует правое полушарие, а у оптимистов – левое.  Но оказывается, что людей с доминирующим правым полушарием 30%. Для ученых это было неожиданным. Последние 50 лет врачей мучает вопрос, почему пациент, который, казалось бы излечившись от депрессии по всем параметрам,  находится по прежнему в ней, а потому что его мозг не умеет ощущать состояние радости жизни. И чтобы узнать причины того, почему люди способны это делать, ученые обратили внимание на тех людей, которые легко справляются с трудностями. Их интересовал вопрос, почему на одну и ту же ситуацию мы реагируем по разному? Почему на долю одних выпадают одни не простые сложности и человек не ломается, в то время как с других из-за какой-нибудь ерунды готов впасть в депрессию? Оказалось, что вопреки природе можно воспитать в себе оптимиста. Это доказал опыт, который проводился на несчастных добровольцах.

В течение месяца их просили выполнять задания, стимулирующие ощущение счастья:

Для этого они:

- каждый день делились с кем-нибудь из своего окружения приятной новостью;

- делали физические упражнения по 20 минут в день;

- по две минуты в день улыбались себе в зеркало, тренируя мимику счастья;

-по 10 минут в день проводили аутотренинг по полной релаксации;

- на третьей неделе они каждый день по 30 минут занимались любимым делом;

- на 4 неделе каждый вечер ходили на танцы.

В итоге после повторного сканирования мозга, оказалось что характер их мозговой активности изменился: кривая счастья поползла вверх. Вообщем тренируем свой мозг коллеги и будет нам счастье.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. В течение следующей недели рассматривайте все, что с вами происходит так, как если бы все события требовали от вас выбора или сознательного решения о наиболее удачной стратегии поведения. Так, прежде, чем что-либо сделать, спросите себя: «Действительно ли я хочу сделать это сейчас или же я сделаю что-то другое?». Только ответив на этот вопрос, принимайте решение. Таким образом вы сэкономите время и совершите более необходимые для себя действия.

Вечером перед сном проанализируйте эффективность такой стратегии, опираясь на свои впечатления.

2. Как можно дольше живите с положительным отношением к жизни, то есть с чувствами уверенности, активности и оптимизма. Помочь вам в этом могут самые разные упражнения. Например, те, которые выполнялись добровольцами в вышеприведенном исследовании. Можно посмотреть в зеркало, подмигнуть себе, и либо улыбнуться и сказать утверждение, которое вызовет у вас чувство уверенности, например: «Я могу!», «Я способен добиться того, чего хочу!», «Я победитель!», «Моя жизнь принадлежит мне!», «Мне нравится мир и люди вокруг!» - любую формулу, которую вы найдете для себя сами и которая в наибольшей степени поможет сохранить веру в себя.

3. Действуйте, сохраняя на губах улыбку, а в душе – ощущение собственной силы и возможностей. Для этого используйте следующий прием: вспомните ситуацию, когда вы чувствовали себя уверенно и почувствуйте энергию этого состояния в теле. Сохраняйте ощущение уверенности как можно дольше. Пусть это поначалу будет лишь коротким эпизодом в течение дня, главное, чтобы вы поняли и почувствовали это состояние.

Всякий человек может и должен жить с ощущением уверенности в своих силах, которая рождает доброжелательное и открытое отношение к окружающему миру.

Прочитайте утверждения.

В случае согласия – поставьте рядом знак «+», в случае не согласия – знак «-».

1. Меня должны любить и поддерживать те, кто мне не безразличен (близкие, друзья, коллеги), а если нет, то это – ужасно.

2. Когда люди поступают нечестно и плохо, они отвратительные личности.

3. Это ужасно, когда все идет не так, как я хочу.

4. Мне следует быть осторожной, избегать в отношениях двойственных ситуаций.

5. Я неудачница, если не добиваюсь успеха всегда, когда мне этого хочется, или не всегда компетентна.

6. Мир должен быть честным и справедливым.

7. У меня не должно быть дискомфорта и боли.

8. Мне рядом нужен кто-то более сильный чем я, чтобы на него можно было положиться.

9. Прошлое – причина всех моих проблем.

Прочитайте утверждения.

В случае согласия – поставьте рядом знак «+», в случае не согласия – знак «-».

1. Меня должны любить и поддерживать те, кто мне не безразличен (близкие, друзья, коллеги), а если нет, то это – ужасно.

2. Когда люди поступают нечестно и плохо, они отвратительные личности.

3. Это ужасно, когда все идет не так, как я хочу.

4. Мне следует быть осторожной, избегать в отношениях двойственных ситуаций.

5. Я неудачница, если не добиваюсь успеха всегда, когда мне этого хочется, или не всегда компетентна.

6. Мир должен быть честным и справедливым.

7. У меня не должно быть дискомфорта и боли.

8. Мне рядом нужен кто-то более сильный чем я, чтобы на него можно было положиться.

9. Прошлое – причина всех моих проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия психолого-педагогического сопровождения социально – личностного развития детей старшего дошкольного возраста «Мы вместе».

Цели:- совершенствовать навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимикой) – средствами человеческого общения; - развивать  культуру речи в ситуациях приве...

Занятие психолого-педагогического сопровождения социально – личностного развития детей старшего дошкольного возраста

Цели: - содействовать умению устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к темпу движения партнёра;- формировать взаимопонимание;- создать атмосферу доверия, психологического комфорта;- закреп...

Конспект комплексного психолого-педагогического занятия в средней группе с применением нейропсихологического подхода на конкурс "Педагог года" "Путешествие на заколдованный остров".

Занятие комплексное, основная идея - интеграция психологического материала и объединение различных направлений деятельности педагога-психолога. Это развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений...

Конспект открытого психолого-педагогического занятия «Путешествие в страну Знаний»

Методическая разработка психолого-педагогического занятия, направленного на формирование положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению. Показ открытого занятия...

Конспект открытого психолого-педагогического занятия для смешанной группы ДОУ

Занятие направлено на формирование дружеских связей и конструктивных форм взаимодействия дошкольников в смешанных группах....

Конспект открытого психолого-педагогического занятия во второй младшей группе. Тема: «Навстречу друг другу»

Конспект открытого психолого-педагогического занятия во второй младшей группе. Тема: «Навстречу друг другу»Открытое психолого-педагогическое занятия во второй младшей группе.Тема: &la...

Цикл занятий психолого-педагогической деятельности по развитию педагогического просвещения родителей первоклассников

1.Роль семьи в воспитании ребенка2.Психологическая готовность ребенка к школе3.Выстраиваем комфортные взаимоотношения с ребенком4.Решаем проблему школьной дезадаптации.5.Положительные и отрицательные ...