«Виртуальная экскурсия в «Музей истории игрушки».
план-конспект занятия (старшая группа)

Петросян Лилит Артуровна

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_hudozhestvenno.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе

«Виртуальная экскурсия в «Музей истории игрушки».

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

Образовательные: формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Познакомить с историей игрушки (Соломенная, глиняная, деревянная, тряпичная игрушки) и видами народных тряпичных кукол.  Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь, активизировать в речи прилагательные.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с игрушками.

Ход НОД:

-Ребята, в каких музеях мы с вами уже побывали? (Дети перечисляют: в музее динозавров и в картинной галерее). Где вам больше понравилось и почему?

-А сегодня мы отправимся с вами еще в один музей. (Под веселую музыку дети двигаются по группе и присаживаются на ковер). Около одного из стеллажей вывеска.

- «Музей истории игрушки». Название есть, а экспонатов нет.

- Вспомните, что такое экспонат?

- Давайте с вами сами создадим музей и на полках расставим экспонаты. (Воспитатель приносит коробку, где спрятаны экспонаты для музея).

- Как вы думаете, в давние-давние времена, когда не было фабрик по изготовлению игрушек, во что же играли дети?

(Воспитатель достает из коробки соломенную куклу). Игрушки были из соломы, из сухой травы. Как вы думаете, удобно ли было детям играть в таких кукол, долговечны ли они были? (Дети рассуждают и соломенные куклы занимают свое место на полочке).

Потом появились глиняные игрушки (Показ глиняных Дымковских и Филимоновских игрушек). Из голубой и белой глины лепили мастера игрушки для ребятишек. Это были лошадки, барышни, козлики и т.д. Затем их обжигали в печи и расписывали красками. А потом на ярмарке продавали.

- Как вы думаете, чем неудобны были эти игрушки? (их можно было разбить, и они тоже были недолговечны).

Потом появились тряпичные куклы (Рассмотреть несколько вариантов таких кукол). Это куклы из ткани.

 - Это действительно куклы – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются? (Их делали сами).

 - Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала (тряпочек, травы, соломы, бересты). - Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал?

(Подручный, это значит материал, который всегда под рукой).

- ДАВНЫМ давно на Руси была такая присказка:

В каждом доме, в каждой хате,

на крылечке, на полатях

кукла сидит во все стороны глядит.

И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. С ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Мастерили не только игровые куклы, но и куклы обереги. С некоторыми из них играли, а какие-то оберегали своего хозяина.

 - Ребята, а как вы думаете, почему называют кукла-оберег? (Ответы детей).

 - Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.

 - Сейчас дети играют с такими куклами? (Нет, с такими куклами играли очень давно).

- А что необычное есть во всех этих куклах? (У них не нарисовано лицо).

 - Как вы думаете, как называлась такая кукла без лица? (Ответы детей).

 - Таких кукол называли «безликая». Обратите внимание куклы на картинках, все «безликие». В старину считали, что в такую куклу не может вселиться нечистая сила и она будет небезопасна для ребенка. По народным поверьям, через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ.

Каждая куколка обладала собственным характером, она была многоликой, могла плакать и смеяться.

 – Как только в семье появлялся маленький ребенок, к нему в люльку подкладывали маленькую куколку-оберег «Пеленашку». Когда малыши подрастали, они играли с этой куколкой.

 – А у этих полненьких куколок внутри зерно, они так и назывались – «Зернушки». Такую куколку делали после сбора урожая для того, чтобы в доме был достаток, Зернушка оберегала дом.

 – А это кукла - колокольчик. Считалось, что эта куколка оберегает хорошее настроение, если она есть в доме, значит, здесь всегда будут радость и веселье.

 – Посмотрите, какая интересная куколка. Как вы думаете, как ее называли? Ее называли многоручка.

 - Это Десятиручка. Эту Многорукую куклу "Десятиручку" дарили на свадьбу, затем помещали на видное место в доме там, где женщина проводила много времени в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах, в частности в рукоделии.

 ДЕНЬ – НОЧЬ оберегала жилище, была двуликая, то есть имела

два лица. Рано утром поворачивали светлой стороной на «день», а вечером – тёмной «на ночь», приговаривали: «День прошёл спокойно, слава богу, пусть ночь так же пройдёт»

Физкультминутка «Мы устали, засиделись».

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх- вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись.

И в последний раз присели,

А теперь на стульчик сели.

(Тряпичные куклы занимают свое место на полках музея).

-А потом появились игрушки деревянные. (Показ курочек, которые клюют зернышки; и игрушек «дергунчиков»). Вырезать игрушки из дерева было сложно, работа эта была кропотливой и долгой. Вскоре мастера придумали необычную игрушку из дерева.

Отгадайте: «Есть для вас игрушка: не лошадка,

                       Не Петрушка – красна девица!

                       У нее есть сестрицы – каждая сестрица

                       Для младшей в темнице.

                       Что это за игрушка?»      (Матрешка).

Похожа она была на простую крестьянскую девочку. А крестьянских девочек часто называли именем Матрена. И куклу стали ласково называть  - Матрешка. Один мастер вытачивал из дерева куклу, а другой красиво расписывал.

(Деревянные игрушки занимают свое место на полках).

- Вот и готов наш «Музей истории игрушек».

- А теперь давайте представим, что мы древние мастера, которые расписывали матрешек. У меня есть матрешки, у которых не расписаны платочки, нет узоров на фартуках. Давайте распишем их (Дети рисуют).

- Замечательные матрешки получились! Прошло много лет, а матрешка не надоела людям. Дети любят играть с матрешками, а взрослые украшают ими свои квартиры. Люди, которые приезжают в Россию из других стран, обязательно увезут на память о нашей стране русскую матрешку.

- Понравилось вам в «Музее истории игрушек». Какие игрушки вам понравились больше и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

виртуальная экскурсия "Путешествие в историю игрушки"

материал для детей погготовительной группы. воспитывает положительное отношение к игрушкам, уважение к труду людей....

Виртуальная экскурсия в музей с детьми старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель: приобщение детей к художественной культуре...

Конспект занятия с использованием ИКТ "В гостях у сказки" (виртуальная экскурсия в музей сказки)

Конспект занятия с использованием ИКТ в рамках игры "Танграмм". Виртуальная экскурсия в музей сказки....

Виртуальная экскурсия по музею истории Рязанского леденца

Виртуальная экскурсия по музею истории Рязанского леденца ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, но взрослым тоже будет интересно....

Виртуальная экскурсия в музей. "Игрушки старинные и современные"

Цель: выявить объем знаний, представлений и навыков по изученной теме. Развивать внимание, умение слушать другого, радоваться успехам своих и сверстника. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.Закр...

Виртуальная экскурсия в музей. "Игрушки старинные и современные"

Цель: выявить объем знаний, представлений и навыков по изученной теме. Развивать внимание, умение слушать другого, радоваться успехам своих и сверстника. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.Закр...