Тренинг по телесно-ориентированной терапии: «Организация работы по профилактике профессионального выгорания педагога»
методическая разработка

Елсакова Диана Руслановна

Данный тренинг помогает найти связь между состояниями тела, разума и души  - соответственно, между ощущениями , эмоциями и убеждениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_pedagogov.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг по телесно-ориентированной терапии:

«Организация работы по профилактике профессионального

выгорания педагога»

Цели тренинга: помогает найти связь между состояниями тела, разума и души - соответственно, между ощущениями, эмоциями и убеждениями.

Задачи:

- осознание механизмов блокировки, подавляемых неотреагированных эмоций, таких как гнев, раздражение, обида, страх;

- негативные последствия, которых остаются как в подсознании, так и в теле, и проявляются различными хроническими мышечными напряжениями ("мышечные зажимы"), и следствие этого - нарушение подвижности осанки, болевыми синдромами и болезненными состояниями;

- безопасная для организма разблокировка подавленных эмоций, "сброс стрессовых состояний" оставшихся в теле, без вреда для окружающих (в быту некоторые часто свою злость на кого-либо сбрасывают, разряжают на близких, чаще на детей).

  1.  Приветствие со знакомством. Участникам предлагается выбрать имя  настоящее или игровое. Предоставляется полная свобода выбора. В дальнейшем на всем протяжении занятия мы будем обращаться друг к другу по этим именам. Так же вам необходимо сказать, как бы вы не хотели, чтобы ваше имя поизносили. Стоя в кругу, делая шаг, вперед пропойте свое имя.  А теперь вам необходимо поделиться своими ожиданиями и опасениями от этого тренинга. (5-7 минут).
  2. Разминка. Начните ходить по комнате при этом, ощутите свое тело, свои ступни и ноги, руки и кисти, позвоночник и голову…  Заметьте какие части тела вы ощущаете как бодрствующие, а какие как сонные. А теперь подумайте о настроении, с которым вы начали упражнение. И выразите это настроение походкой. Пожалуйста, при этом не разговаривайте и нем на кого не обращайте внимание на других участников группы.

А теперь вы должны походкой выразить другое настроение: представьте себе, что вы совсем обессилены, ходите какое-то время, как человек, который очень устал.

А теперь идите как совершенно счастливый человек, получивший  хорошее известие.

Теперь как очень пугливый человек.

Дальше идите как лунатик, бредущий во сне с открытыми глазами.

А теперь как тот, у кого не чистая совесть.

А сейчас идите как гений, вы только, что получили нобелевскую премию.

А теперь идите как предельно собранный человек, станьте канатоходцем, идущим по проволоке.

А теперь полетаем как пушинка.

Теперь как будто мы несем тяжелый груз.

 Вспомните, что вы снова пушинка, теперь сожмитесь в комок и занимайте, как можно меньше пространства.

А теперь, наоборот, как можно больше, теперь опять пушинка, но уже большая.

А теперь полетали как птицы…

И в заключении, придумайте, что вам хотелось выразить своей походкой. Остановитесь на минуту, попытайтесь понять, как вы себя чувствуете в данный момент. Возвращаясь на свое место, выразите своим телом  свое настроение.

Упражнение «Мое личное место». Сейчас вам необходимо завязать глаза. Начните ходить по комнате в поисках такого места, которое вам нравится. Не спешите, постарайтесь выбрать себе приятное местечко, не очень близко к другим участникам. Твое пространство находится сейчас там, где ты сейчас стоишь. Никто другой не может находиться на этом месте. Сядь на пол. Когда ты садишься, тебе надо чуть- чуть места, чтобы удобно разместиться,  и все это тоже твое пространство. Попробуй использовать его, ведь оно принадлежит тебе. Почувствуй почву под ногами, теперь вытяни руку и нарисуй воображаемый круг, охватывающий твое пространство. Сделай его таким большим, как  хочешь. При этом обрати внимание на то, чтобы ты мог дотянуться рукой до любой его части.  Вся территория, до  которой ты можешь, дотянуться принадлежит только тебе. А, теперь опустившись на колени, изучите пространство вокруг. Найдите пару, возьмитесь за руки тихонечко встаньте, прикасаясь только пальцами рук. Не отрывая рук, начните танцевать, как можно сильнее раскрепощаясь и двигая руками.  Снимите повязки и сядьте в кругу для обсуждения своих ощущений.

  1. Понравилось ли тебе упражнение?
  2. Что было трудно, что легко, что чувствовал?
  3. Что думаешь о своем пространстве?
  4. Узнал ли ты своего партнера, если нет, кого ты ожидал увидеть, почему?
  5. Комфортно ли тебе было работать с этим человеком в паре?

Упражнение «Рисунок моего тела».  Выберите себе пару. Вам предлагаются листы бумаги, на которых вы должны нарисовать контур своего тела. Это ты. Возьми цветные мелки и раскрась себя так,  чтобы было понятно, о каких своих частях ты заботишься больше всего, а о каких меньше. Какие болят, а какие требуют большей заботы и внимания. Расскажи о своем рисунке.

Дыхательные упражнения

Встаньте и образуйте круг. Поставьте ноги на расстоянии 90 см, перенесите вес на пальцы ног. Колени держите слегка согнутыми, дайте телу расслабиться, а тазу свободно провиснуть. Положите руку себе на живот и смотрите в глаза участнику, стоящему напротив вас. Сделайте глубокий вдох через рот, пропуская воздух по всему пути до живота. Сделайте глубокий выдох, давая вырваться звуку "ХУК". Поддерживайте звучание столько, сколько сможете без напряжения. Повторите 16 циклов глубокого дыхания, вдыхая и выдыхая медленно и глубоко. Не торопитесь, а то может закружиться голова. Не сдерживайте никакие звуки, которые вам захочется произнести, все время смотрите, друг другу в глаза, осознавайте любые помехи в процессе дыхания. Отмечайте все возникающие чувства во время полного дыхания и сохраняйте тело мягким и расслабленным. Закончив упражнение на совместное дыхание, встряхните все тело, свесив руки по сторонам, сгибая и выпрямляя колени. Затем несколько раз подпрыгните для энергитизации частей тела. Прыгайте медленно, едва отрывая ноги от  пола. Продолжайте ходить, пока не устанете, затем отдохните, слегка согнув колени, сместив вес вперед и выпрямив спину.

Упражнение "Напряженные позы"

Встаньте, расставьте ноги на расстоянии 45 см, носки слегка поверните вовнутрь, колени согните, насколько это, возможно, сделать, не отрывая пятки от пола, кулаки поставьте на поясницу и прогнитесь назад. Дышите животом, удерживайте позу в течение примерно 1 минуты. Отметьте области напряжения в своем теле. Напряжение может быть в пояснице или в передней части  бедер. руководитель группы может помочь определить какие сложности возникают при выполнении прогиба (возможно, это чрезмерная ригидность, или излишняя рыхлость). Если вы удерживаете правильный прогиб, продолжаете дышать и стоите расслабленно, ваши ноги начнут дрожать.

Упражнение "Кольцо Лоуна"

Расставьте ноги примерно на 25 см, слегка поверните носки вовнутрь и согнитесь в талии вперед. Держите колени согнутыми и коснитесь пальцами пола. Перенесите вес на пальцы ног. Не забывайте глубоко дышать через рот, медленно выпрямите колени. Удерживайте позу примерно минуту. Ваши ноги начнут дрожать дрожь - естественная реакция тела на напряжение. Заканчивая упражнения, выпрямляйтесь очень медленно.

Лягте на спину, на мат. Согните колени и расставьте ноги на 30 см. Прогните спину, захватив руками лодыжки и потянувшись вперед. Ваша голова должна откинуться назад так, чтобы только макушка, плечи и ступни касались пола. Теперь положите кулаки под пятки, выдвиньте колени вперед, глубоко дышите. Вы почувствуете растяжение мышцы бедер. Постарайтесь держать ягодицы расслабленными, удерживая таз расслабленным, вы, можете почувствовать, что он дрожит.

Высвобождение гнева

Встаньте лицом к объекту расставьте ноги примерно на 45 см, слегка согните колени и наносите удары по объекту сильно, но расслабленно. Включите в действие все тело. Рот держите открытым, дышите глубоко, не сдерживайте крика. Используйте любые слова, которые могут вырываться.

Иногда члены группы сопротивляются этому упражнению  утверждая, что они в данный момент не испытывают чувство злости. Причиной сопротивления часто является нежелание раскрывать свои чувства, страх перед выражением сильных отрицательных эмоций. Большинство участников может временно идентифицироваться с "врагом", а потом возобновить контроль над собой.  

Упражнение на релаксацию «На берегу у моря»

участники принимают расслабленную позу, закрывают глаза и готовятся к фантазийному путешествию.

представь, что ты находишься на берегу тропического острова… Вокруг растут пальмы, перед тобой чистое зеленовато-прозрачное море… Песок белый и тёплый… Ты не видишь ничьих следов… Возможно, ты первый человек ступивший на этот остров…

небо над тобой тёмно-голубое, лёгкий ветерок смягчает жар солнечных лучей, он поднимает маленькие волны и раскачивает листья пальм из стороны в сторону…

ты чувствуешь лучи солнца на коже и хочешь двигаться… Ты бежишь по воде вдоль берега, брызги воды охлаждают разгорячённое тело. Твои движения всё шире, темп – быстрее. ты чувствуешь свою силу и удивляешься тому, что тебе хочется двигаться ещё быстрее. большими прыжками ты перемещаешься по пляжу и чувствуешь – чтобы взлететь, тебе достаточно раскинуть руки… Невидимая сила поднимает тебя выше и выше. Ты управляешь своим полетом с помощью легких движений рук и ног.… Позади ты видишь зеленый остров, окруженный ожерельем белого песка, в центре острова поднимаются холмы…

Ты удивляешься своему спокойствию и ощущению счастья…

Потоки ветра уносят тебя, и ты становишься все более легким и спокойным…

Ты скользишь по воздуху и наслаждаешься тишиной.  Ты думаешь о том, что должны чувствовать большие морские птицы, летящие в небе…

Солнце над собой…

Море и песок, внизу… Уносимые силой ветра, который помогает описывать им круги в небе.… На какое-то мгновение ты забываешь про время и не можешь сказать, сколько длится твой полет…

Ты обнаруживаешь, что с помощью тончайших движений своего тела ты можешь управлять свом полетом…

Какой-то шум напоминает тебе, что пора возвращаться, Может быть, ты услышал крик морской птицы, или равномерный шум прибоя пробудил тебя от погруженности в себя… Ты спускаешься на землю по большой спирали все ниже и ниже пока не начинаешь скользить вдоль береговой линии.…  Чтобы замедлить темп ты используешь руки … Ногами ты чувствуешь песок под собой твой полет переходит в быстрый бег, и ты радуешься успешному приземлению… Ты бежишь по воде… и краски вокруг становятся, ярче… вода еще больше тебя освежает…

Тебе хочется лечь на песок, закрыть глаза и отдохнуть,… Может быть, ты думаешь, что иногда мечты становятся явью (1мин.)  

Ты знаешь, что настало вернуться обратно потянись и сделай 3 глубоких вдоха. … Открой глаза и посмотри вокруг…

Упражнение «Подари свою теплоту»

Вы с собой принесли на тренинг 5 свечей. Сейчас каждый из вас должен подарить свечу тому участнику тренинга, которой вам больше всего нравится.

Рефлексия. Каждый по очереди высказывает свои эмоции, ощущения от тренинга. Свои ожидания и опасения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие педагога – психолога и инструктора по физической культуре "ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ (5–7 лет)"

Интегрированное занятие педагога-психолога и инструктора по физической культуре построено на основе целостного подхода к личности ребенкас учетом естественной динамики его развития. Основной оспект пр...

КОНСПЕКТ занятия с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Сплочение коллектива», с использованием игровой и телесно-ориентированной технологии.

Цель: создать условия для сплочения педагогического коллектива.Задачи:Способствовать улучшению эмоционального контакта между членами педагогического коллектива.Познакомить с играми и упражнениями на с...

Практическое применение телесно - ориентированных методов в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

                  Считаю эффективным включение  в процесс моей коррекционной работы с детьми  предложенные  элементы...

Использование телесно-ориентированных игр для коррекции проявлений гиперактивности детей в работе педагога-психолога в условиях ДОУ

Опыт использования  телесно -ориентированных игр и упражнений педагогом-психологом детского сада при работе с СДВГ....

Практикум с элементами тренинга на тему "Телесно-ориентированные подходы в развивающей работе с детьми"

Практикум содержит практический материял (игры и упражнения) на проработку разных сегментов тела....