«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ- СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
методическая разработка (подготовительная группа)

Кузь Ирина Борисовна
 
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ-СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskoe_eksperimentirovanie.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

«ДЕТСКОЕ

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ-

СРЕДСТВО

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

                              Воспитатель:

                                              Кузь Ирина Борисовна

.

        

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ-

СРЕДСТВО

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

 приобретают способность сами ставить вопросы

 и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

К.Е. Тимирязев.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста–

одна из актуальных  проблем  современности.  Чтобы  избежать  развития  у  детей интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы  мышления.  Одним  из  эффективных  методов  работы  является  поисковая деятельность, а именно –экспериментирование. Экспериментирование один  из  ведущих  методов  формирования познавательной сферы дошкольников. Слово эксперимент произошло от греческого experimentum, что означает проба, опыт.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая  деятельность,  тем  больше  новой  информации  получает  ребенок,  тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментирования должно  быть  трудным,  но  посильным: слишком простой или сложный материал не вызывает интереса, не создает радость интеллектуальной победы. Эмоциональность  педагога,  его  умение  поддержать  и  направить  интерес  к содержанию экспериментирования стимулирует познавательную активность детей.

Детское экспериментирование-это не изолированный вид деятельности. Оно тесно связано со  всеми  видами  деятельности.  И,  в  первую  очередь  с  такими,  как наблюдение и труд.  С одной  стороны,  наличие  у  детей  трудовых  навыков  и  наблюдение создают благоприятные условия для экспериментирования, с другой экспериментирование, вызывающее  у  ребенка  большой  интерес,  способствует  развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Мыслительные  эксперименты  (или игры) достаточно  широко  используются в исследовательской  деятельности детей.  Существуют  такие  развивающие  игры, действия, и рассуждения в которых проходят в уме. Психологи называют такие игры мыслительными экспериментами. Мыслительные игры помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения и умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы их решения. Данный вид мышления тесно связан  с  воображением  и  служит  средством  порождения  большого  количества оригинальных идей(играя с младшими дошкольниками, используются следующие игры: «Парные картинки», «Найди ошибки художника»,…  старшим  детям  развивать  свои  мыслительные способности  помогают  такие  игры:  «Расставь  тени  по  местам»,  «Найди  похожий силуэт», и многие другие.)

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо  прослеживается  на  всех  этапах  экспериментирования:  при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном и сделанном. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта и способствует развитию речи.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован  результат  природоведческого  эксперимента:  ребенок передает его детали вовремя изобразительной деятельности. А именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), в экспериментах с различными материалами. В процессе  такой деятельности  изучаются  и  лучше  запоминаются свойства данных

предметов,  веществ.  Аппликация  позволяет  использовать нити,  ткань,  вату, природный  материал,  что  параллельно  позволяет  изучать  их  свойств,  состав, возможности.

 Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов нередко возникает  необходимость считать,  измерять,  сравнивать,  определять  форму и размеры. Это придает математическим операциям реальную значимость и способствует их сознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Цели экспериментирования;

-поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность;

-развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение,  обобщение);

-развивать мышление, речь-суждение в процессе познавательно - исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности;

-продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;

-формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Структура детского экспериментирования.

-Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования ) ;

-Выдвижение гипотезы;

-Поиск и предложение возможных вариантов решения;

-Сбор материала;

-Обобщение полученных данных (анализ полученных данных, словесный отчет об увиденном, формирование выводов).

Для активизации процесса экспериментирования можно задать проблемные

вопросы (почему? что будет, если…? и т.д.).

В  процессе  экспериментирования  дети  часто  получают  совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их  деятельности.  В этом  проявляется  гибкость  детского  экспериментирования - способность  перестраивать свою  деятельность  в  зависимости  от  полученных результатов.

При проведении экспериментирования следует придерживаться следующих требований:

1. соблюдать технику безопасности;

2.  проводить  опыты,  эксперименты  дошкольников  под непосредственным руководством взрослого;

3. рассматривать элементарные причинно-следственные связи и зависимости реальной действительности;

4. использовать доступные материалы, оборудование и инструменты.

Организация работы по экспериментированию в дошкольном учреждении идет по трем взаимосвязанным направлениям:

-живая  природа  (характерные  особенности  сезонов  в  разных  природно-климатических  зонах,  многообразие  животных  организмов,  их приспособление к окружающей среде и др.);

-неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);

-человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).

Экспериментирование может быть организованно в трех формах:

-занятие,

-совместная деятельность педагога и воспитанника,

-самостоятельная деятельность детей.

Проведение опытов и экспериментирование дают детям дошкольного возраста возможность  самостоятельного  нахождения  решения,  подтверждения  или опровержения  гипотезы.  При  этом  ребенок  выступает  как  исследователь.

Как показывает  практика,  приобретенный  в  дошкольном  возрасте  опыт  поисковой, экспериментальной  деятельности  помогает  дошкольникам  в  дальнейшем  успешно развивать интеллектуальные и творческие способности.

        «Расскажи - и я забуду.

         Покажи - и я запомню,

         Дай попробовать – и я пойму»

        (народная мудрость)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...

Детское экспериментирование –как средство интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование- это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Большинство изменений в ...

Стасть:РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мир детства невозможно представить без сказок. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно д...

Консультация для родителей "ИГРЫ ПО СЮЖЕТАМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Мир детства невозможно представить без сказок. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно д...

Современный развивающий материал как одно из средств интеллектуального развития дошкольников

Одна из важнейших задач воспитания ребенка - развитие интеллектуальных способностей, формирование  мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этих зад...

Презентация "Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников".

Использование кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста.Выбранное мною направление деятельности не явилось случайным, это результат анализа исследований в области интеллектуального ра...