НОД в рамках обучения грамоты по системе работы Е.Е.Шулешко "Слова и предложения"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Агеева Юлия Александровна

Формирование представлений о слове и предложении в ходе взаимодействия детей друг с другом и педагогом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova_i_predlozheniya.docx19.16 КБ
Файл slova_i_predlozheniya.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Слова и предложения»

Воспитатель первой квалификационной категории Агеева Ю.А.

МАДОУ № 16 «Тополек» г. Енисейска

Цель: Формирование представлений о слове и предложении в ходе взаимодействия детей друг с другом и педагогом.

Задачи:

  1. Организовать и поддерживать познавательно-исследовательскую и поисковую активность детей;
  2. создавать условия для детского взаимодействия;
  3. организовать работу с понятиями: «слово», «предложение»;
  4. создавать ситуации для оценки и самооценки;
  5. инициировать создание совместных творческих продуктов на основе имеющегося опыта (представлений).

Этап занятия, продолжительность

Задачи этапа

Методы, приемы, формы, возможные виды  деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Вводно-организационный.

Создание условий для переключения внимания, эмоциональная поддержка детей.

 

Переключение внимания детей с игры да другую деятельность

Участие в беседе.

Психологическая готовность, эмоциональный и деловой настрой на деятельность.

Организация направленного внимания, игровая мотивация деятельности.

игра «Распространи предложение»

(что вас радует зимой?)

Диалог

Беседа

Играющий взрослый

Выясняющие вопросы

.

Включает детей в игру.

 Педагог участвует в игре.

Педагог предлагает добавить к слову определение, затем добавить к получившемуся словосочетанию действие

Участвуют в дидактической игре, составляют свое предложение.

Дети направлены друг на друга и на деятельность

Мотивационно- побудительный

Организация детского исследования

Активизировать опыт и знания детей, инициировать поиск способов,  создать условия и поддержать  выдвижение детских гипотез и предположений,   простейших умозаключений,

организовать  объединение в команды,

поддерживать эмоциональные проявления детей.

  Создание проблемной ситуации на основе возникшего противоречия «как зафиксировать предложение, если мы не умеем писать?»

Диалог

Выясняющие и уточняющие  вопросы

Объединение в команды

Введение ограничений

Смена видов деятельности

Инициирует выдвижение гипотез, фиксирует их на доске. Предлагает выбрать  и проверить гипотезы в командах (не более 5 человек)

Включаются в диалог,

Выдвигают гипотезы, выбирают способы  проверки, проверяют 

Внутренняя мотивация на дальнейшую практическую деятельность. осознание противоречия,

Активизированы представления о способах  «записи предложения».

Актуализация детских  представлений и впечатлений в ходе продуктивной деятельности

Работа с понятиями: слово-предложение  и их информационная составляющая (из чего  состоит предложение и о чем предложение)

Отражение информации, содержащейся в предложении,  в творческих продуктах

диалог,

выясняющие и уточняющие вопросы,

направленность детей друг на друга,

введение ограничений,

постановка творческих задач,

исследование творческих продуктов,

организация детских коммуникаций

 

 

 

Рефлексивно (корригирующий)

Включить детей в оценку и самооценку своей деятельности и творческих продуктов

организация содержательной оценки  и самооценки:

рассматривание, беседа, вопросы,

Организует детское отношение к деятельности и творческим продуктам: предлагает рассмотреть, выразить свое отношение,

Включаются в диалог и обсуждение

формируется навык оценки и самооценки,

формируются предпосылки рефлексии,

Сценарный план занятия

Ход занятия в соответствии с этапами

Действия воспитателя и детей

1. Психологический настрой 2-3 мин.

Игра «волшебная палочка»- что вас радует зимой?

2.Организационный и Мотивационно-побудительный этап

2-3 мин.

-что вы сейчас произнесли? (слова) Вы запомнили свое слово?(мое слово «зима»)

-предлагаю добавить к своему слову определение,т.е добавляете слово, которое  отвечает на вопрос какой? (зима какая?- снежная);

-теперь добавьте к своим словам действие, т.е слова, которые  отвечают на вопрос «что делает?»(снежная зима  что делает?-пришла);

-мы с вами составили что?

- предложения?, сколько слов в каждом предложении?

-а мое предложение из скольких слов состоит?( зима снежная пришла);

-а мы сможем записать предложение на листе бумаги? Вы умеете это делать? (Что нужно знать и уметь, чтобы записать предл.?)

-как мы сможем зафиксировать предложение на листе или на доске?

Ваши предложения? (записываю на доске предложенные варианты записи: 1)рисунок; 2)схема; 3)символ; 4)буквы;);

3.Практический этап

-Предлагаю объединиться в 4 команды так, чтобы вас было поровну.

Дети объединяются в команды._

- Договоритесь в командах, кто каким способом будет "записывать предложения" -1), 2), 3),или 4)  , все записи надо будет сделать на одном листе;( «записывают» предложение);

Команды, поменяйтесь местами, посмотрите, как ваши друзья "записали " предложение;

-О чем вам сказало предложение?

-Что вы представляете, когда вам говорят «зима снежная пришла»?

-Вы можете по этому предложению нарисовать картину? Договоритесь в командах, кто что будет рисовать про зиму, но так, чтобы получилась одна общая картина;

4. рефлексия

4-5 мин.

Давайте вспомним, чем мы сейчас занимались: собирали из кусочков цифры, разгадывали шифровки, составляли из букв слова, искали слова в книжках. Давайте подумаем и выберем, чем вам понравилось заниматься больше всего. Берем смайлики и помещаем их там, что вам больше всего понравилось делать.

-собирать разрезанные цифры -положите свой смайлик на цифры;

-находить буквы в "Аквариуме" положите свой смайлик в конверт на "Аквариуме";

-составлять слова- положите свой смайлик на буквы;

-находить слова в книжках -положите свой смайлик на книжки;

заключительный – переход к другой деятельности

-Я увидела, что некоторым (многим) понравилось искать слова в книжках, А вы помните, о чем ваши сказки? Что в них происходит? Какие там есть герои, что они делают, какие  у них характеры???

Проговаривают…..

-Давайте представим, что из книжек пропали все картинки, сможем мы с вами нарисовать  сказку сами? давайте попробуем

Договоритесь в команде, что вы будете рисовать вместе…



Предварительный просмотр:

Тема: «Слова и предложения»

Воспитатель первой квалификационной категории Агеева Ю.А.

МАДОУ № 16 «Тополек» г. Енисейска

Цель: Формирование представлений о слове и предложении в ходе взаимодействия детей друг с другом и педагогом.

Задачи:

  1. Организовать и поддерживать познавательно-исследовательскую и поисковую активность детей;
  2. создавать условия для детского взаимодействия;
  3. организовать работу с понятиями: «слово», «предложение»;
  4. создавать ситуации для оценки и самооценки;
  5. инициировать создание совместных творческих продуктов на основе имеющегося опыта (представлений).

Этап занятия, продолжительность

Задачи этапа

Методы, приемы, формы, возможные виды  деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Вводно-организационный.

Создание условий для переключения внимания, эмоциональная поддержка детей.

 

Переключение внимания детей с игры да другую деятельность

Участие в беседе.

Психологическая готовность, эмоциональный и деловой настрой на деятельность.

Организация направленного внимания, игровая мотивация деятельности.

игра «Распространи предложение»

(что вас радует зимой?)

Диалог

Беседа

Играющий взрослый

Выясняющие вопросы

.

Включает детей в игру.

 Педагог участвует в игре.

Педагог предлагает добавить к слову определение, затем добавить к получившемуся словосочетанию действие

Участвуют в дидактической игре, составляют свое предложение.

Дети направлены друг на друга и на деятельность

Мотивационно- побудительный

Организация детского исследования

Активизировать опыт и знания детей, инициировать поиск способов,  создать условия и поддержать  выдвижение детских гипотез и предположений,   простейших умозаключений,

организовать  объединение в команды,

поддерживать эмоциональные проявления детей.

  Создание проблемной ситуации на основе возникшего противоречия «как зафиксировать предложение, если мы не умеем писать?»

Диалог

Выясняющие и уточняющие  вопросы

Объединение в команды

Введение ограничений

Смена видов деятельности

Инициирует выдвижение гипотез, фиксирует их на доске. Предлагает выбрать  и проверить гипотезы в командах (не более 5 человек)

Включаются в диалог,

Выдвигают гипотезы, выбирают способы  проверки, проверяют 

Внутренняя мотивация на дальнейшую практическую деятельность. осознание противоречия,

Активизированы представления о способах  «записи предложения».

Актуализация детских  представлений и впечатлений в ходе продуктивной деятельности

Работа с понятиями: слово-предложение  и их информационная составляющая (из чего  состоит предложение и о чем предложение)

Отражение информации, содержащейся в предложении,  в творческих продуктах

диалог,

выясняющие и уточняющие вопросы,

направленность детей друг на друга,

введение ограничений,

постановка творческих задач,

исследование творческих продуктов,

организация детских коммуникаций

 

 

 

Рефлексивно (корригирующий)

Включить детей в оценку и самооценку своей деятельности и творческих продуктов

организация содержательной оценки  и самооценки:

рассматривание, беседа, вопросы,

Организует детское отношение к деятельности и творческим продуктам: предлагает рассмотреть, выразить свое отношение,

Включаются в диалог и обсуждение

формируется навык оценки и самооценки,

формируются предпосылки рефлексии,

Сценарный план занятия

Ход занятия в соответствии с этапами

Действия воспитателя и детей

1. Психологический настрой 2-3 мин.

Игра «волшебная палочка»- что вас радует зимой?

2.Организационный и Мотивационно-побудительный этап

2-3 мин.

-что вы сейчас произнесли? (слова) Вы запомнили свое слово?(мое слово «зима»)

-предлагаю добавить к своему слову определение,т.е добавляете слово, которое  отвечает на вопрос какой? (зима какая?- снежная);

-теперь добавьте к своим словам действие, т.е слова, которые  отвечают на вопрос «что делает?»(снежная зима  что делает?-пришла);

-мы с вами составили что?

- предложения?, сколько слов в каждом предложении?

-а мое предложение из скольких слов состоит?( зима снежная пришла);

-а мы сможем записать предложение на листе бумаги? Вы умеете это делать? (Что нужно знать и уметь, чтобы записать предл.?)

-как мы сможем зафиксировать предложение на листе или на доске?

Ваши предложения? (записываю на доске предложенные варианты записи: 1)рисунок; 2)схема; 3)символ; 4)буквы;);

3.Практический этап

-Предлагаю объединиться в 4 команды так, чтобы вас было поровну.

Дети объединяются в команды._

- Договоритесь в командах, кто каким способом будет "записывать предложения" -1), 2), 3),или 4)  , все записи надо будет сделать на одном листе;( «записывают» предложение);

Команды, поменяйтесь местами, посмотрите, как ваши друзья "записали " предложение;

-О чем вам сказало предложение?

-Что вы представляете, когда вам говорят «зима снежная пришла»?

-Вы можете по этому предложению нарисовать картину? Договоритесь в командах, кто что будет рисовать про зиму, но так, чтобы получилась одна общая картина;

4. рефлексия

4-5 мин.

Давайте вспомним, чем мы сейчас занимались: собирали из кусочков цифры, разгадывали шифровки, составляли из букв слова, искали слова в книжках. Давайте подумаем и выберем, чем вам понравилось заниматься больше всего. Берем смайлики и помещаем их там, что вам больше всего понравилось делать.

-собирать разрезанные цифры -положите свой смайлик на цифры;

-находить буквы в "Аквариуме" положите свой смайлик в конверт на "Аквариуме";

-составлять слова- положите свой смайлик на буквы;

-находить слова в книжках -положите свой смайлик на книжки;

заключительный – переход к другой деятельности

-Я увидела, что некоторым (многим) понравилось искать слова в книжках, А вы помните, о чем ваши сказки? Что в них происходит? Какие там есть герои, что они делают, какие  у них характеры???

Проговаривают…..

-Давайте представим, что из книжек пропали все картинки, сможем мы с вами нарисовать  сказку сами? давайте попробуем

Договоритесь в команде, что вы будете рисовать вместе…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию речи и подготовке к обучению грамоте( из опыта работы)

Важное место в работе  с детьми в подготовительной к школе группе принадлежит развитию речи, что нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о язык...

НОД в рамках обучения грамоты по системе работы Е.Е.Шулешко

Формирование у детей образа буквы и образа слова, приобщение к деловым отношениям....

Формирование навыков самоконтроля у старших дошкольников с ТНР при обучении грамоте (из опыта работы).

Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Недостаточная сформированность самоконтроля речевой деятельности у дошкольник...

Подготовка к обучению грамоте в системе работы ДОО по развитию речи

Семинар для воспитателей ДОО на тему Подготовка к обучению грамоте в системе работы ДОО по развитию речи...

Презентация к семинару по подготовке к обучению грамоте в системе работы ДОО

Презентация к семинару для воспитателей на тему "Подготовка к обучению грамоте в системе работы ДОО по развитию речи"...

«Подготовка к обучению грамоте» (из опыта работы)

Обучение грамоте — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т...