Занятие" Путешествие по крестьянской избе"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Александрович Валентина Евгеньевна

Закрепить знания детей о жизни русского народа в старину 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_krestyanskoy_izbe._1.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Конспект  занятия по социально - коммуникативному развитию во 2 подготовительной группе.

Тема: Тема: «Путешествие по крестьянской избе».

 Подготовил воспитатель МДОАУ «Детский сад №26»

Александрович Валентина Евгеньевна

Организационная информация

Примечание

1.

Доминирующая образовательная область

Социально - коммуникативное развитие.

2.

Вид деятельности детей

Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно - исследовательская.

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

« Путешествие по крестьянской избе».

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Словесный, познавательный, игровой.

3.

Интеграция образовательных областей

Физическое развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие .

4.

Возрастная группа:

2 подготовительная  группа.

5.

Цель:

Закрепить представления детей о жизни русского народа в старину.

6.

Задачи:

*Закрепить названия предметов обихода.

6.1

*Вызвать эмоциональный отклик в душе детей от воспоминаний о прошлом.

6.2

* Воспитывать уважение к истокам русского народа ,к его прошлому.

6.3

7.

Планируемые результаты:

7.1

- формирование и совершенствование знаний.

7.2

7.3

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Электронная презентация «Путешествие по крестьянской избе».

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Экскурсия  мини-музей «Русская изба», исследовательская работа по изучению народного костюма, чтение сказок, художественное слово (стихи о Родине, загадки, пословицы,  потешки, небылицы).

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

1-4мин.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

1 слайд (заставка дом).

I. Организационный момент: - Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте поздороваемся по старинному русскому обычаю.

Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.

-Здравствуйте.

2слайд (каравай).

Воспитатель: Здравствуйте, гости званые, гости желанные!

Дорогих гостей встречаем
Пышным, круглым караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим
.

(Гости отламывают маленький кусочек хлеба, макают в соль и кушают).

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: Ото всех дверей,
Ото всех ворот,
Торопись скорей, народ,
Собирайся в хоровод.

Воспитатель:

Что мы родиной зовем?

1реб.

Дом, где мы с тобой растем.

И березки, вдоль которых, взявшись за руки идем.

Воспитатель:

Что мы родиной зовем?

2 реб.

Край, где мы с тобой живем.

И рубиновые звезды, звезды мира над кремлем.

Воспитатель: - о чем стихотворение? (о родине)

-в какой стране мы живем? (в России)

-назовите столицу нашей родины (Москва)

-в каком городе мы живем (в Бузулуке)

Стихотворение.

Городов на свете много,

Бузулук - всего один.

Заявляю очень строго,

Молодой он, без седин.

Через двадцать лет, всего-то,

Будет триста лет ему.

Говорят: "Какой он старый!"

Вы о чем, я не пойму.

По сравнению с Москвою

Он совсем еще дитя.

И состариться успеет,

Потихоньку, не спеша.

Бузулук - студентов город,

Их у нас полным-полно.

Каждому кто мыслью молод,

В Бузулуке все дано.

Воспитатель : Мы с вами уже путешествовали через ворота времени, попадали в прошлое нашего города Бузулука. А хотите еще больше узнать об истории нашего народа? А где можно узнать как жили в старину наши предки? (ответы детей: из книг, фильмов, музеев ).

-Сегодня мы побываем в музее. Это необычный музей. Это дом -  музей русского быта. В музее экскурсии проводят экскурсоводы. Но мы с вами уже много знаем о культуре и быте нашего народа. Поэтому мы сами будем в музее экскурсоводами.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

II.

Основная часть:

-В старину дом на Руси называли… (избой).

3 слайд (избы).

-Ребёнок – экскурсовод.

Избы на Руси строили из дерева - сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. Входя в избу, волей неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить дверь-то в избу низкая, а порог наоборот высокий – чтобы меньше дуло и тепло не уходило.

Ребёнок – экскурсовод:

  Первое помещение в избе – сени. Сени, прежде всего, отделяли тепло от холода. Дверь из теплой избы открывалась не сразу на улицу, а в сени. В хозяйстве сени использовались как подсобные помещения. Летом в сенях было удобно спать “на прохладе”. А в больших сенях устраивались девичьи посиделки и зимние встречи молодежи.

Воспитатель:

4 слайд (горница).

Как вы уже заметили, в доме всего одна комната, ее называют горницей-

- Что занимает центральное место в избе? Отгадайте загадку.

Загадка: Супротив стоит Арина, долгий рот свой разиня. Зимой она все ест да кричит, зато летом голодная спит! Что же это отгадайте? (Печь). Ну, конечно же, наша печь-толстушка.

5 слайд (печь).

-Ребёнок -экскурсовод.

Большую часть избы занимает печь. «Без печи изба - не изба», говорили в старину.

Печь ставили посреди горницы. О ней говорили «Печь – всему голова», голова – значит самая главная.

Воспитатель:

-Почему печь в избе самая главная? Расскажет следующий экскурсовод.

6 слайд (печь).

-Ребёнок - экскурсовод

-печь ставили с северной стороны, напротив входа так как с севера дули холодные ветры, и эту сторону старались обогреть. « Хорошая печь – гордость любого хозяина.»

-с печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной.

«Дом без печки – нежилой дом», говорили в народе. «Кормилицей, матушкой называли ласково печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи.

Печка была многофункциональной: в ней варили еду, она обогревала и даже освещала дом. На печке спали дети и старики, в печке люди мылись…

Воспитатель:

Печь не только обогревала людей, в ней готовили пищу. А где сейчас готовят? (ответы детей).

-А как сейчас обогреваются наши дома? (ответы детей: центральное отопление, батареи).

И сколько сказок было рассказано долгими зимними вечерами. Давайте вспомним, в каких сказках упоминается печь? (ответы детей).

Слайд 7,8,9,10,11,12 (сказки).

«Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», « Зимовье», «Волк и семеро козлят», « Царевна лягушка».

Русский народ всегда славился своим гостеприимством, а какие поговорки вы знаете о печи и об избе?

Давайте их проговорим: ИГРА «БАЛАЛАЙКА».

/Встанем в круг, а поможет нам народный инструмент-балалайка, передаём балалайку со словами: «Балалаечка, беги, на ком остановилась, тот поговорку расскажи». У кого оказалась балалайка в руках, тот рассказывает поговорку про избу./

1. Не бравшись за топор, избы не срубишь.

2. От ласкового слова в избе светлее.

3. К пустой избе замка не надо.

4. своя-то избушка, как милая подружка.

  1. Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
  2. «Без печи хата – не хата».
  3.  «Когда в печи жарко – тогда и варко».
  4. «Что есть в печи – все на стол мечи».
  5. «Не красна изба углами, а красна пирогами».

Слайд 13 (домовой).

Ребёнок – экскурсовод:

 В старину люди считали, что за печкой жил домовой. Это маленький лохматый мужичок. Мало кто его видел. Днём он спал. А по ночам мог и пошалить. Если ему нравилось в доме, то он служил верой и правдой хозяевам. Ну а если ему не нравилось, то он проказничал. То в трубу завывает, то ногами топает, то дверями хлопает. А когда люди переезжали в новую избу, то они всегда забирали домового с собой. Его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.

Реб: В самом темном углу за стеной под трубой
Жил да был добрячок и шалун домовой.
Он исправно следил за порядком вокруг,
Дом, от зла охранял как преданный друг.
И царили в том доме уют и тепло.
Всем кто в нём обитал, неизменно везло.

Физминутка:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

За окном метель шумит,

Самовар давно кипит.

Печка греет нас теплом,

Сядем с прялкой вечерком,

Выпьем чай мы с крендельком.

Хоть на улице зима,

В нашем доме тишина.

Слайд 14 (красный угол).

Ребёнок – экскурсовод:

 С левой стороны, за печкой находилось рабочее место хозяйки. Здесь женщины делали домашние дела. Какие? (Готовили пищу, мыли посуду, стирали и т. п.) Женщину в старину называли..? (Баба.) Вот поэтому место за печкой называлось бабий кут. Кут – означает угол: бабий угол, или бабий кут. Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.
Были у неё инструменты-помощники, которые прячет домовой за печкой.

А вот у меня сундучок с секретом, в нем живут загадки, а отгадки вы найдете в этой комнате.

Загадывает загадки :

  1. На стене висит болтается ,за него всяк хватается.(Полотенце).
  2. Черный конь скачет в огонь . (Кочерга).
  3. Фока воду кипятит и как зеркало блестит.(Самовар).
  4. Новая посуда вся в дырах. (Решето).

5. Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло

Держит ведра…(коромысло).

6.Огня не боится, в нем каша томится. (Чугунок).

  1. Верчусь. Верчусь -  не потею, Только более толстею. (веретено).
  2.  Эту обувь не забыли, Хоть давным-давно носили.  Влезут дети на полати, У печи оставят… (лапти).
  3. Из русской печи
    Кашу тащит, калачи.
    Чугунок очень рад,
    Что его схватил …(ухват).

Слайд  15 (ухват).

  1.  Ой, что это за свалка? Да это же наша… (прялка)! Зовут ее Настасьюшкой – рукодельницей. Она нитки прядет из шерсти животных, а из ниток вяжут кофточки, носки и варежки. Днём спит, отдыхает, а как только вечер настанет – при лучине прядёт, бабам работы придаёт.

  1. Гладит платья и рубашки,
    Отутюжит нам кармашки.
    Он в хозяйстве верный друг – 
    Имя у него...(утюг).

Слайд 16 – 17(утюг, рубель).

Ребята, вот утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг). Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (Показать рубель). Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской – рубелем. Так получалось белье отглаженное, да без складочек и морщинок.

12. Деревянная подружка,

Без неё мы – как без рук.

На досуге – веселушка

И накормит всех вокруг.

 Кашу прямо носит в рот и обжечься не даёт. (деревянная ложка).

  1. Она капает, как сосулька

Тает, как лёд

Горит, как костёр

Что это?

(свеча).

Слайд 18 (лучина).

Воспитатель:  Жилые помещения традиционно освещались лучиной. Как вы думаете, из чего делали лучину?  Из щепочки, отколотой от полена. Свечи использовались редко, обычно в зажиточных семьях или по праздникам во время молитвы.

Дети отгадывают загадки и показывают предметы быта, коротко рассказывая об их назначении.

Игра: « гори – гори ясно».

Парадной частью избы был красный угол. Как бы ни располагалась в избе печь, красный угол всегда находился по диагонали от нее.

Слайд 19 (красный угол).

Ребёнок – экскурсовод:

  Название «красный» обозначало светлый, красивый. Он располагался  в противоположном правом углу от дверей. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога — не до порога». Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами. В красном углу происходили все значимые семейные события. Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали.

Слайд 20 – 21 (стол, сундуки).

Ребёнок - экскурсовод:

 Возле «красного угла» стоял длинный стол и лавки. Лавки были широкие и длинные. Как вы думаете, почему? (днем на них сидели во время работы и еды, а ночью использовали для сна). А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья. 

Слайд 22  - 23 (коник).

Ребёнок экскурсовод: Задний угол исстари был мужским. Здесь помещали коник — короткую широкую лавку или большой сундук, в нём хранили самое ценное имущество, на нём же спал хозяин дома. Это было рабочее место мужчины. Тут плели лапти, корзины, ремонтировали упряжь, вязали сети и т. д. Под коником или в самом ящике хранили  инструменты.

Сейчас поиграем в игру «Скажи по – старому!»

Дом-изба , комната-горница ,угол-кут ,шторы –занавески , шкаф-сундук, ковер –половик, кровать- полати. Печь-плита электрическая, Самовар-чайник, Котелок-кастрюля, Утюг чугунный - утюг электрический, Люлька-кроватка, Лапти-туфли.

Слайд 25 – 26

 Делу -  время, а потехе – час.                                                                                  Ведь на Руси люди не только трудились, они еще и развлекались, поэтому зимними долгими вечерами песни пели и хороводы водили.  Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть. А игра наша называется:  « В сыром бору тропина».

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

III.

Заключительная часть

Так вот и жили-не тужили. Пироги пекли, да кашу варили, топором дрова рубили. Бельё в речке стирали, на лугу сено сгребали. В будни работали – спины не разгибали, а по праздникам плясали, песни распевали, да так громко и звучно, что никому не было скучно. Мы рассказали  вам то, что было в нашей «Русской горнице».

Девочки танцуют танец под песню «Светит месяц», мальчики играют на инструментах.

Светит месяц, светит ясный,
Светит яркая луна
К вам, к ребятам из детсада
Пришла в гости старина.
Вы про избу всё узнали.
Хлебосольный наш народ,
Что пословица родная
И сейчас средь нас живет
Хороводы с колыбельной
И частушачный задор,
Поговорка и загадка -
Это русский всё фольклор.
Светит месяц, светит ясный.
Светит яркая луна.
Мы и пели и играли
Расставаться нам пора! 

Слайд 27.

Воспитатель: Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед,

Но преданья старины

Забывать мы не должны!

Ребята, наша встреча подошла к концу.

Я вас всех благодарю,

Всем «спасибо» говорю.   

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

   

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Пополнение содержания уголка по социально - коммуникативному развитию.

4.2

4.3

4.4

Примечание: указываются временные затраты; авторство использованных методик и технологий; другое …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

«Путешествие по русской крестьянской избе».

Конспект занятия по приобщению детей к  истокам русской народной культуры через ознакомление с окружающим бытом...

Русская крестьянская изба

Жилище народов Южного Урала....

"Путешествие по крестьянской избе"

Конспект "Русская изба"....

Конспект на тему: Краеведческий музей «Дом, дом, открой свою тайну» (Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью)

Программное содержание:-Продолжать знакомить с историческим прошлым родного края.-Вызвать желание познавать историю края.-Зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное...

Интегрированное занятие в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по крестьянской избе»

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи. Задачи: 1. Образовательная: приобщить воспитанников к истокам русской народной культуры; обобщит...