«Использование художественного слова в режимных моментах».
материал

Маринова Оксана Викторовна

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. 
Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование художественного слова в режимных моментах».

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. 
Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. 

Известный российский ученый Д. С Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» сказал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом делает нас мудрыми».

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. 

В дошкольном детстве художественное  слово помогает формировать отзывчивость, сочувствие, доброту, радость за других. Эти чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить  заботу, внимание, успокоить, порадовать.

В каждой детской деятельности создаются определенные условия для формирования навыков взаимоотношений, нравственных чувств, доброжелательности, оказание помощи окружающим, уважения  старших.

Использование  в своей работе художественного слова  помогает детям осознать моральную норму, а педагогам  воспитывать у детей  положительные нравственные чувства через разные виды деятельности.

Итак, наш день должен начинаться с « Доброго утра». Нужно дарить свое хорошее настроение детям, приучать их приветствовать друг друга и взрослых, при этом можно использовать игры, которые создают положительный эмоциональный настрой: «Здравствуйте!», «Поделись улыбкой», «Какого цвета настроение» и др., а также цитаты из песен: «Рано утром детский сад малышей встречает, там игрушки ждут ребят в уголке скучают».

Есть и такие дети, которые приходят в детский сад с опозданием. Родители сетуют, встают рано, по 2 часа собираются и тогда получается, как в стихотворении И.Демьянова «Девочка -  копуша». 

«Девочка-копуша час жевала грушу,

          два – умывалась, три – вытиралась.

Утром завтракать пошла,

только к ужину пришла».

Чтобы дети проявляли взаимопомощь при складывании вещей в шкафу, поможет такое правило: «Каждой вещи - свое место». Это правило поможет воспитать бережное отношение к вещам, ответственность, самостоятельность. Можно вспомнить стихотворение про «Вову - растеряшку» Б.Заходера.

Вова-растеряшка,

Где твоя рубашка?

Может, серые коты

Унесли ее в кусты?

Может, заяц приходил?

Может, ежик утащил?

Может плюшевый медведь

Захотел ее надеть?

Стал рубашку примерять –

Взял и сунул под кровать.

Вова-растеряшка,

Вот твоя рубашка!

                              Л. Барбас

Приговаривая: «Каждый день по утрам делаем зарядку», после ее окончания спрашивая: «Здоровье в порядке?» Дети отвечают: «Спасибо зарядке», можно организовать детей на утреннюю зарядку, физкультурную деятельность, формируя при этом  навык заботы о собственном здоровье.

В процессе умывания нужно приучать детей  оказывать помощь другим детям, которые затрудняются закатать рукава одежды, повесить полотенце, передать мыло, объясняя при этом, что если недобросовестно они вымыли руки, то полотенце становиться грязным, а это неуважение к труду старших и будете похожими на героя стихотворения К. Чуковского «Ты один не умывался и грязнулею остался».

Во время приема пищи бывает, что дети и отвлекаются и разговаривают, и неправильно держат столовые приборы, крошат хлеб на скатерть, отказываются от еды, капризничают и тогда помогут такие четверостишия, которые способствуют исправлению негативных проявлений: 

«Я напомню об одном:

не кривляйся за столом,

всем пора бы научиться,

кушать вилкой, кушать,

а не делать как Антошка.

Ты не знаешь?

За столом надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить,

Крошки на пол не сорить».

«За столом едят друзья,

Баловаться здесь нельзя!

А поели - вы свободны,

И играйте, как угодно!»

Игра - вид деятельности, где дети проявляют свое отношение к другим детям, игрушкам, взрослым. Для формирования привязанностей, заботливого отношения к игрушкам  можно использовать стихи А. Барто «Игрушки»  или другие стихи об игрушках.

« Вот машина быстро мчит. И колёсами шуршит. А шофёр в ней не простой, Это Мишка – зверь лесной! Эй, шофёр, возьми и нас, Покатаемся сейчас!» 

«Кукле Маше бант завяжем, Платье новое сошьём. Вместе с нею мы попляшем, Вместе песенку споём»

А  чтобы дети не разбрасывали игрушки поможет отрывок из стихотворения А. Введенского «Кто»:

«А теперь за дело дружно

Убирать игрушки нужно,

Не бросать, и не ломать,

А на место убирать».

Очень полезно напомнить детям правила: «Поиграл - убери на место», «Поиграл игрушкой сам, дай поиграть другому».

Бывает, во время игр возникают такие ситуации, когда дети не могут договориться, уступить друг другу игрушку. Можно  предложить им использовать разные короткие считалки для решения спора.

Иногда дети не хотят считаться с другими детьми, навязывают свои требования, при этом происходят конфликты, дети дразнятся, дерутся, обижают друг друга. Тогда можно использовать короткую фразу «Доброе слово - сильнее кулака».

«Можно весело смеяться,

Пошутить, побаловаться

И поспорить иногда

Ну а драться - никогда!»

Из песен:

«Тут у нас все друзья –

без друзей нам жить нельзя».

«Всем советую дружить, ссориться не смейте

Без друзей нам не прожить

Ни за что на свете».

После этого дети смогут осмыслить свои отрицательные поступки и сделать вывод.

Можно познакомить детей с  рассказом К. Ушинского « Сила не право». После чего выяснить с детьми, что договориваться между собой надо при помощи « волшебных слов» и уступать друг другу как в рассказе Осеевой «Волшебные слова». 

Таким образом воздействуя на чувства детей, можно вызывать у них стремление подражать конкретному лицу, а это ставит их перед необходимостью выполнять нравственные нормы дружной совместной игры. Они начинают понимать, что дружно играть - это значит бережно относиться к товарищам, заступаться за тех, кого обижают. Можно напомнить детям пословицу: «Один за всех - и все за одного». 

Если кто-то жадничает, можно  напомнить стихотворение про «Жадину» Я. Аким.

Жадину

Я ни о чём

Не прошу.

В гости я

Жадину

Не приглашу.

Не выйдет из жадины

Друга хорошего.

Даже приятелем

Не назовёшь его.

Поэтому —

Честно, ребята, скажу

С жадными

Я никогда

Не дружу!

Короткие фразы «Сделай сам - помоги товарищу», «Где взял - клади на место» воспитывает трудолюбие, желание и умение помочь старшим, помочь сверстникам при раздевании, одевании, расставить стулья, книги, игрушки, полить комнатные растения, цветник или грядки, собрать опавшие листья, сгрести снег в одну кучу, подмести песок около песочницы, помыть кукольную посуду, кисточки, после художественно - творческой деятельности и т.д. Взаимовыручка приучает детей быстро ориентироваться в окружающей обстановке, способствуют развитию сообразительности, ловкости.
«Метлу взяла и двор подмела.

Приходите, поглядите,

Хоть соринку вы найдите»

Такие слова способствуют доведению дела до конца, выполнению его со старанием. 

Для развития самостоятельности и ответственности  можно использовать слова из стихотворения Маяковского «Конь- огонь».

«Прежде чем работать сесть,

Посмотри, все ли есть».

Отрывок из стихотворения Б. Заходера про книжку воспитывает у детей сострадание, бережное отношение к книге

«Заболела моя книжка,

Изорвал ее братишка.

Я больную пожалею - я возьму ее и склею».

Один ребенок делает все кое-как, медленно, другой ребенок старается, успевает выполнить свое действие и еще помогает товарищу, в этом случае помогут русские пословицы  «Одна голова хорошо, а две лучше»,«Нет друга, ищи, а нашел - береги», «Дружбу за деньги не купишь».

Примером воспитания чувства взаимопомощи могут служить напоминания о произведениях Б. Жидкова «Обвал», « На льдине», С. Я. Маршака «Неизвестный герой», В. Осеевой « Просто старушка». Эти произведения являются вспомогательным материалом для воспитания бескорыстия, скромности. Постепенно моральные представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт.

Таким образом, используемые педагогические средства художественной литературы помогают воспитанникам осознать человеческие взаимоотношения, сделать их доброжелательными, трудолюбивыми, самостоятельными, ответственными, бережливыми. Художественное слово является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация : Использование художественного слова в режимных моментах.

Художественное слово имеет большое влияние на развитие языка ребенка. Малыши учатся родному языку на забавных прибаутках, поговорках, потешках, пестушках, загадках, сказках....

"Использование художественного слова в режимных моментах"

В дошкольном детстве художественное  слово помогает формировать отзывчивость, сочувствие, доброту, радость за других. Эти чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить...

Использование художественного слова в режимных моментах. Часть 1

В данном материале представлены потешки, стишки позволяющие интересно организовать режимные моменты в течении дня....

Использование художественного слова в режимных моментах. Часть 2

Стишки, потешки для интересного проведения режимных моментов...

Методическая разработка "Использование художественного слова в режимных моментах"

Использование потешек, стихотворений, закличек в режимных моментах в детском саду....

Мои публикации "Использование художественного слова в режимных моментах"

консультация "Использование художественного слова в режминых моментах"...