Консультация : Использование художественного слова в режимных моментах.
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Трухова Клавдия Григорьевна

Художественное слово имеет большое влияние на развитие языка ребенка. Малыши учатся родному языку на забавных прибаутках, поговорках, потешках, пестушках, загадках, сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatel.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель   Трухова Клавдия Григорьевна

Консультация  :

Использование художественного слова в режимных моментах.

Художественное слово имеет большое влияние на развитие языка ребенка. Малыши учатся родному языку на забавных прибаутках, поговорках, потешках, пестушках, загадках, сказках.

Народные песенки, потешки, пестушки — прекрасный речевой материал, который можно использовать, в режимные моменты, в обучающих и совместных играх с детьми раннего возраста. Фольклор обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет большую роль в нравственном и речевом развитии.

Малые фольклорные формы — богатейший материал для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Также фольклор обогащает словарь, развивает фонематический слух, грамматический строй речи.

Художественное слово помогает:

  • развивать у ребёнка представления о том, что полезно и вредно для его здоровья
  • развивать у детей первоначальное представление о частях своего тела и элементарных способах обеспечения сохранности своего организма
  • формировать умение самостоятельно устранять непорядок в одежде

развивать культурно – гигиенические навыки и т. д.

  • Чтобы удачно применять художественное слово необходимо, чтобы взрослый читал его наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребёнком.

  Малыша не просто научить культуре самообслуживания и навыкам ухода за своим телом. В  детском саду во время режимных моментов и  выполнения гигиенических процедур важное внимание уделяют педагоги воспитанию аккуратности и культуре гигиенических навыков. Ребенок владеющий правилами содержания в чистоте и в порядке личных вещей и приученных к выполнению  гигиенических процедур, легче адаптируется в коллективе сверстников, ребенок активен в игровой деятельности, легко выполняет общепринятые правила этикета. Для повышения эффективности овладения детьми различными правилами и нормами, удачно использовать небольшие потешки, стихи, песенки, загадки, поговорки. При проведении режимных моментов использую  художественное слово, игровые приемы.

Как важно утром создать хорошее настроение и облегчить расставание ребенка  с мамой. Вместе с детьми читаем попевки.

Вместе с солнышком встаём,

                                               Вместе с птицами поём.

                                               С добрым утром,

                                               С новым днём!

                                               Вот как весело живём.

Предлагаю друг другу улыбнуться.

Утреннюю гимнастику начинаю словами:

                                                  Каждый день, что мы встречаем,

                                               Мы с зарядки начинаем!

                                               Малыши, малыши,

                                               Дружные ребятки.

                                               Малыши, малыши

                                               Вышли на зарядку!

И дети весело зашагали на гимнастику.

Перед умыванием не забываем повторить веселые слова, которые чередуем, выбирая те которые детям больше нравятся те использую чаще:

                                               Знаем, знаем да-да-да,

                                               Дом, где прячется вода.

                                               Выходи, водица!

                                               Мы пришли умыться!

                                               Кран откройся! Нос, умойся!

                                               Мойтесь сразу оба глаза!

                                               Мойтесь уши, мойся шейка!

                                               Шейка, мойся хорошенько!

                                               Мойся, мойся, обливайся!

                                               Грязь, смывайся,

                                               Грязь, смывайся!

 

                                               Ай, лады-лады-лады,

                                               Не боимся мы воды,

                                               Чисто умываемся,

                                               Вместе улыбаемся.

 

                                               Каждый день я мою мыло

                                               Под горячею водой.

                                               Мойся, мыло, не ленись,

                                               Не выскальзывай, не злись.

                                               Ой, опять оно упало!

                                               Будем мыть его сначала.

 

                                               Умываемся мы быстро,

                                               Вытираемся мы чисто,

                                               Так опрятны, аккуратны,

                                               Всем смотреть на нас приятно.

 

                                               Лейся, чистая водичка,

                                               Ты умой мне чисто личико,

                                               Шейку, ручки умывай,

                                               Ничего не забывай!

                                               Мылом, мылом чисто мойся,

                                               Ни о чём не беспокойся.

                                               Мыло не кусается, просто умывается.

Дети легко запоминают простые слова, но умываться стало интереснее.

Наступило время завтрака, пора напомнить об аккуратности за столом:

                                            На того кто ест опрятно,

                                            И смотреть всегда приятно,

                                           Мы едим всегда красиво,

                                            После скажем всем «Спасибо».

 

                                               За едой – не сори,

                                               Насорил, так убери.

                                               Скатерть, платье не марай,

                                               Рот салфеткой вытирай.

 

                                               Посадим на ложку

                                               Капусту, картошку,

                                               И спрячем!

                                               Попробуй, найди!

                                               Не видно на ложке

                                               Капусты-картошки,

                                               И нет на тарелке –

                                               Гляди!

Не все дети любят убирать игрушки, но я знаю, как их к этому привлечь:

                                                Вот лежит половичок,

                                               Мы потрём ему бочок.

                                               Убираем игрушки с песней:

                                               Тили-бом, тили-бом,

                                               Убираем весь  наш дом,

                                               Вот и кончилась игра,

                                               Убирать нам всё пора,

                                               Все игрушки ждут,

                                               Когда их уберут.

Эти слова я читаю во время одевания на прогулку:

                                               1,2,3,4,5.

                                               Собираемся гулять,

                                               Будем быстро одеваться,

                                               Не зевать и не толкаться,

                                               Будем дружно играть

                                               И друг другу уступать!

                                               Раз, два, три, четыре, пять — 

                                               Собираемся гулять. 
                                               Завязала Катеньке 
                                               Шарфик полосатенький. 
                                               Наденем на ножки 
                                               Валенки-сапожки 
                                               И пойдем скорей гулять, 
                                               Прыгать, бегать и скакать.

Чтобы облегчить, процесс засыпания вместе с детьми шепотом читаем в спальне:

                                               Мы гуляли, мы играли

                                               И немножечко устали.

                                               Чтобы сил еще набрать,

                                               Надо нам чуть – чуть поспать.

                                               Ты закроешь глазки –

                                               И приснится сказка:

                                               Про кота – мурлыку,

                                               Журавля – курдыку,

                                               Лисоньку – хитрюлю,

                                               Мышку – крохотулю,

                                               Зайчика – хвастушку,

                                               Про жужжалку мушку,

                                               Про шмеля – гуделку,

                                               Хлопотушку – белку,

                                               Про сластену – мишку.

                                               Спи моя малышка!

                                               (Для девочек)

                                               Засыпайте, мои милые!

                                               Набирайтесь силы!

                                               (Для мальчиков)

 

                                               Нельзя шуметь,

                                               Нельзя толкаться,

                                               Нельзя шептаться и смеяться,

                                               Потому что у нас

                                               Наступает «Тихий час».

Просыпаться после сладкого сна не всегда легко опять на помощь приходят стихи:

                           Просыпайся, глазок! Просыпайся, другой!

                           Поздороваться Солнышко вышло с тобой!

                           Посмотри, как оно улыбается!

                           Новый день, новый день начинается!

                           Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся?

Или

                                               Потягуни-потягушечки

                                               От носочков до макушечки.

                                               Мы потянемся - потянемся,

                                               Маленькими не останемся.

                                               Вот уже растём, растём, растём!

После сон часа, причесывая волосы детям приговариваю:

                                                Расти коса до пояса, 
                                               Не вырони ни волоса. 
                                               Расти, коса, не путайся, 
                                               Маму, дочка, слушайся.

                                               Чешу, чешу волосоньки, 
                                               Расчесываю косоньки!
                                               Что мы делаем расческой? 
                                               Тане делаем прическу. 

                                               Хоть с тобой я ссорюсь часто,
                                               Гребешок зубастый,
                                               Здравствуй!
                                               Без тебя нельзя сестричке
                                               Заплести свои косички.
                                               Без тебя пришлось бы брагу
                                               Целый день ходить лохматым.

Использование художественного слова и целенаправленная работа по обучению детей гигиеническим навыком  имеют свои положительные результаты: дети  умеют играть, убирать игрушки, владеют навыками гигиены, любят стихи, поговорки, доброжелательны друг с другом.

 

Укладывание спать

Снял зайчишка тапочки,
Вымыл чисто лапочки,
Съел морковку и в кровать.
Будет зайка крепко спать.

Ой, пришла к нам дрёма,
Навалилась на глаза,
Навалилась, накатилась
Спать Наташеньке пора.

Серенькая кошечка
Села у окошечка,
Хвостиком виляла,
Деток поджидала:
«Детки мои, детки,
Детки-непоседки,
Хватит вам резвиться,
Спать пора ложиться!»

Положили на подушки
Куклы – щёки,
Зайки – ушки,
Козлик – рожки,
Свинка – ножки!

Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что маленьки.

Так привыкли мы к порядку
Ровно в девять все в кроватку.
На бочок – и молчок!

Раз, два, три, четыре,
Кто не спит у нас в квартире?
Всем на свете нужен сон,
Кто не спит, тот не силен.

Вот и люди спят,
Вот и звери спят!
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Утки на муравушке.
Детки все по люлечкам
Спят – поспят, всему миру
Спать велят.
Баю – бай, баю – бай…
Ты, собаченька, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Машу не буди!
Ты, собаченька, не лай,
Мою Машу не пугай.

Уж ты, котенька – коток,
Уж ты серенький лобок,
Приди, котя, ночевать,
Приди деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока,
Да кусок пирога.
Это кто уже проснулся?
Кто так славно потянулся?

Одевание

Мы на пухлые ручонки,
Надеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, и ручка – два!
Застегнем застежки
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки.
На мою малышку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два!
А теперь на ножки –
Носочки и сапожки!
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два!
Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось – голова?
Вот и шапочка – раз, два!
Надо маму одевать
И скорей идти гулять!

Наденем сапожки:
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.

Новые ботиночки,
А в ботинках дырочки.
Я шнурочки вдеваю,
Дырочки зашиваю.

Платья — девочек наряд
Платья носят все подряд
Юли, Ани, Маши, Зины
Насти и Полины.

Не ботинки я шнурую,
А шнурки я дрессирую,
Чтоб из рук не вырывались,
Надо мной не измывались!

Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился,
И отдельно поселился.
(Варежки)

Кормление и реклама блюд

Картошка, картошка,
Какая тебе честь!
А не будет картошки,
Что мы будем есть.

Из мешка бери картошку
И питайся понемножку
Можешь есть её варёной
Иль в мундире запеченной.

Туры, туры да растатуры
Не дворянской мы натуры
Коль картошки в супе нет
И обед нам не обед.
Там, там, тарарам
Без картошки худо нам.

Из картошки сварим кашу,
Всю родню накормим нашу
Кому каша надоест
Пусть картошку в супе ест

Я картошка, я картошка,
Я румяная немножко,
Перепачкана в земле,
Очень вкусна на столе.

Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит
Всех излечит Айболит
Зайчиков и белочек,
Мальчиков и девочек.
И пришел к Айболиту медведь
И как начал, как начал реветь:
«Доктор, доктор, помогите
Медвежонок заболел».
Почему он заболел?
Может каши он не ел? Ел.
Может суп он не ел? Ел.
Может он салат не ел? Ел.
Отчего ж он заболел? Не пойму.
Му – му. Я скажу почему.
Он молоко не пил, масло не ел,
Вот потому и заболел, му – му.
Знайте, дети, не напрасно
Нужно кушать масло.
Молоко и масло – прекрасное лекарство
От бронхита, гриппа и ангины.

— Ты откуда, пирожок?
— Родом с поля я, дружок.
Я родился там зерном,
Был на мельнице потом.
Я в пекарне побывал,
А теперь на стол попал.

Кофе надо пить, друзья,
Выливать его нельзя.

Рыбу надо кушать дети,
Любят рыбу все на свете.

У котёнка в чашке
Было много кашки.
Две тетери прилетели,
Две тетери кашу съели.
И кричат они котёнку:
— Ротозей ты, ротозей!
Если дали тебе кашу
Надо съесть её скорей!

В каждой крупинке
Сидит витаминка.
Кашку кушай,
Маму с папой слушай.

Мама чашку молока
Маше наливала.
«Мяу», — киска говорит
Вот и я пришла.

Кашка пушистая,
Вкусная, душистая.
Ешь, собачка: ам, ам.
Я собачке каши дам
Ешь, собачка, в плошке,
А дочурка – с ложки.

Травка – муравка со сна поднялась
Птица – синица за зерно взялась
Зайки за капусту,
Мышки за корку,
Детки за молоко.

Кушай кашу, кушай, крошка
И компоту пей немножко.

Хороша кашка,
Да мала чашка.

На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Я тебе перед едой
Руки вымою водой.
Повяжу тебе салфетку.
Ешь котлетку,
Ешь конфетку,
Молоко своё допей,
И пойдем гулять скорей.

-Очень вкусный
Лист капустный,-
Говорил мне
Зайчик грустный.
-Отчего ж ты
Зайчик, грустный?
-Потерял я
Лист капустный!

Кто пьет молоко,
Будет бегать далеко,
Будет прыгать высоко,
Тот, кто пьет молоко!

Кто съест суп,
Тот не будет глуп.

Дети, пейте все какао,
Витаминов в нем немало.

Чаю Мишенька, попей,
Осторожно не разлей.

«каша из гречки.
Где варилась? В печке!
Сварилась, упрела, чтоб (имя) ела!»

Умывание

Маша, мой лицо и шейку
Мойся мылом хорошенько,
Воду ты не проливай,
Сухо руки вытирай.

Хлюп, хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой нас.

Мыло бывает
Разным-преразным:
Синим,
Зеленым,
Оранжевым,
Красным…
Но не пойму,
Отчего же всегда
Черной-пречерной
Бывает вода?

Без воды умылся котик.
Лапкой вымыл глазки, ротик.
А вот мне нельзя так мыться –
Мама может рассердиться…

Льется чистая водичка,
Мы умеет чисто мыться.

Моем шею, моем уши,
Вытираемся посуше.

Мойдодыру я родня,
Отверника ты меня,
И холодною водою
Живо я тебя умою.
(Кран)

Мылом мыли ушки,
Мылом мыли ножки,
Вот какие ладушки,
Ладушки – ладошки.

Водичка-водичка,
Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Я волшебная расческа,
Я дружу с любой прической,
Все мне, братцы, по плечу,
Я украсить вас хочу.
Если волосы опрятны,
Всем вокруг вы так приятны,
Все любуются на вас,
Отвести не могут глаз.

Хлюп-хлюп ручками!
Полон пены таз!
Ты не трогай, (имя),
Мыльной ручкой глаз,

Жил бобер в норе у речки,
Умываться он любил.
Утром, делая зарядку,
На прогулку выходил.
Умывался он раненько,
Зубы чистил, уши тер.
Самым чистым и опрятным
Был в лесу лесной бобер!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование художественного слова в режимных моментах"

В дошкольном детстве художественное  слово помогает формировать отзывчивость, сочувствие, доброту, радость за других. Эти чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить...

Использование художественного слова в режимных моментах. Часть 1

В данном материале представлены потешки, стишки позволяющие интересно организовать режимные моменты в течении дня....

Использование художественного слова в режимных моментах. Часть 2

Стишки, потешки для интересного проведения режимных моментов...

Методическая разработка "Использование художественного слова в режимных моментах"

Использование потешек, стихотворений, закличек в режимных моментах в детском саду....

«Использование художественного слова в режимных моментах».

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений....

Мои публикации "Использование художественного слова в режимных моментах"

консультация "Использование художественного слова в режминых моментах"...