Как воспитателю предотвратить профессиональное выгорание.
материал

Костюшина Юлия Валерьевна

Консультация для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как воспитателю предотвратить профессиональное выгорание

Профессиональное выгорание – это синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к эмоциональному истощению работающего человека. Возникает из-за того, что человек долгое время накапливает внутри себя отрицательные эмоции, не давая им выхода.

Почему возникает профессиональное выгорание

Профессиональное выгорание бывает не только у опытных, но и у молодых специалистов. Воспитателю с выгоранием трудно общаться с родителями детей. Он заранее уверен, что диалог не принесет пользы. Все люди ему кажутся одинаковыми: «очередная нервная мамочка», «опять насчет драк пришли» и т. п. Воспитатель с выгоранием не видит результаты своей работы. Из-за этого он чувствует глобальную неудовлетворенность, серьезные негативные эмоции во всех сферах жизни. О причинах профессионального выгорания узнаете из таблицы 1.

Таблица 1. Причины профессионального выгорания у воспитателей

Причина

Что происходит

Работа с людьми

У вас высокая нагрузка, приходится общаться
с разными людьми, их много. Это истощает эмоциональные и волевые ресурсы

Нехватка времени, большой объем работы

Эти факторы вы ощущаете особо остро из-за множества внешне бессмысленных требований администрации ДОО

Психологически сложные профессиональные действия

Вы постоянно принимаете решения, справляетесь со своими чувствами, усталостью, недовольством детей и их родителей. Разрешаете конфликты, проходите проверки, работаете в постоянном шуме. Действия монотонны, режим годами один и тот же, не хватает новых впечатлений

Специфический контингент коллег

Как правило, коллеги консервативны, сопротивляются инициативам сверху, склонны
к конфликтам, раздражены рутинной работой

Постоянная потеря психологических ресурсов

Вам бесконечно приходится мотивировать детей и их родителей, поддерживать, направлять, защищать

Избежать профессионального выгорания сложно. Но вы можете вовремя отследить его признаки и не дать повлиять на качество жизни. Признаки выгорания смотрите в таблице 2.

Таблица 2. Признаки профессионального выгорания у воспитателей

Признак

В чем проявляется

Вы больше не любите свою работу и устали от нее

Вас перестали интересовать рабочие задачи, коллеги или дети вызывают раздражение, отношение к работе изменилось в худшую сторону

Вы сопротивляетесь работе

Вы забываете или откладываете задачи на потом, делаете все медленно, отвлекаетесь
на посторонние занятия, пустые разговоры, бесцельно блуждаете в интернете

Вы страдаете
от соматических проблем

Плохо спите, чувствуете тяжесть в теле, вялость,
у вас появились или обострились хронические заболевания

У вас плохое настроение

Вы постоянно раздражены, чувствуете усталость, нехватку сил, безразличие к любимым занятиям

У вас дефицит мотивации

Вам не хочется работать, планировать, проявлять инициативу. Вы хотите побыть в покое, избежать общения, работать в одиночестве, никого
не видеть и ничего не решать

 Чем больше признаков вы у себя наблюдаете, тем сильнее профессиональное выгорание. Это значит, что вы истощили собственные психологические ресурсы. Далее читайте, какие приемы помогут восстановить силы.

Прием 1. «Циферблат». Определите, какие этапы рабочего дня вызывают у вас самые негативные чувства. Нарисуйте циферблат, который будет символизировать ваши типичные сутки. Разными цветами отметьте временные интервалы, когда уровень вашего напряжения и раздражения: 

– высокий (красный цвет);
– терпимый (желтый цвет);
– низкий (зеленый цвет).

Пример

Как выделить цветом разные интервалы времени в течение дня

Период с 23:00 до 06:00 может быть зеленым, если это время спокойного сна. С 06:00 до 08:00 – желтым: домашние утренние хлопоты, быстрые сборы и дорога на работу. С 08:00 до 13:00 – красным: организация начала дня, работа с педагогической документацией, вовлечение детей в занятия, завтрак, сборы на прогулку и т. п. (высокий темп и нагрузка без возможности расслабиться). С 13:00 до 14:00 – желтым: детский тихий час, работа с документами.

Посмотрите, какого цвета больше в окраске циферблата. Он отражает типичный уровень вашего эмоционального напряжения на работе. Обратите внимание на красные периоды: насколько их много, есть ли между ними моменты передышки. Оцените, снижается ли уровень напряжения и раздражения, когда вы возвращаетесь домой. 

Старайтесь увеличивать свой комфорт в  красные периоды. Делайте небольшие паузы. Выпейте чай или кофе, посидите несколько минут в одиночестве. Разделите задачу на несколько этапов, чередуйте разные виды деятельности, чтобы избежать монотонности. Позвольте себе снизить темп, действовать не спеша. 

Совет

Избавьтесь от людей, с которыми вам плохо

Возможно, когда вы проходили задание «циферблат», вспомнили кого-то из коллег или близких. Подумайте, как эти люди повлияли на ваше состояние. Возможно, вам нужны перемены в отношениях? Минимизируйте или полностью исключите контакты, в которых с вами обращаются пренебрежительно, унизительно или эксплуатируют вас. Это поможет вашему психологическому оздоровлению. 

Прием 2. «Самое несчастное существо на свете». Нарисуйте, как получится, самое несчастное существо на свете. Напишите или нарисуйте, что делает его таким несчастным. Это какие-то его особенности, реакция окружения, внешние обстоятельства? Теперь «спасите» несчастное существо: измените рисунок так, чтобы существо стало счастливым. Это позволит понять, что именно вы переживаете наиболее тяжело и в какой помощи нуждаетесь.

Первоначальный рисунок отражает наиболее тягостные обстоятельства вашей жизни и сопутствующие чувства: усталость, одиночество, апатию, голод, неблагоприятную и опасную среду и т. п. Вы изменили рисунок и неосознанно указали на то, что поможет улучшить ваше состояние. Отнеситесь внимательно к той помощи, которую нарисовали для несчастного существа. Именно этого вам сейчас стоит искать для себя. 

Пример

Что означают ваши рисунки с несчастным существом

Допустим, вы «накормили» несчастное нарисованное существо. Это означает, что вам тоже надо пополнить запас сил, получить что-то извне. Если добавили на рисунок другое животное, то вам, скорее всего, не хватает доверительного общения. Сделали существо более милым, привлекательным – подсознательно хотите изменить имидж и поведение, чтобы получать больше поддержки. Нарисовали существо более опасным, хищным – хотите стать жестче, научиться говорить «нет» окружающим.

Прием 3. «Времена года». Человек не может постоянно работать с одинаковой продуктивностью. У него, как у природы, чередуются «времена года»: продуктивное лето, медленная осень, замершая зима, весеннее пробуждение. Сделайте такое чередование своей ежедневной привычкой. В течение дня меняйте разные темпы и виды деятельности, периоды труда и отдыха, индивидуальную и групповую работу с детьми. 

Часто воспитателям трудно представить себе, что в течение дня можно найти время и ничего в этот момент не делать, просто передохнуть. Выгорание – это результат того, что вы не снижаете темп, не даете себе времени восстановить силы. Делайте паузы и остановки, во время которых не будете требовать от себя результатов. Поощряйте самостоятельность детей, учите их новым играм, помогайте организовать начало игры, а дальше вмешивайтесь только по необходимости. 

Совет

Избавьтесь от лишней неподъемной нагрузки

Научитесь говорить «нет», выбирать, какие из поставленных задач можно делегировать детям, какие разделить с коллегами, а от каких вообще стоит отказаться. Позвольте себе пассивный отдых вечером или в выходные, не работайте дома. Просите бытовой помощи у близких. 

Прием 4. «Источник сил и радости». Чтобы восстановить силы, делайте то, что для вас важно и приносит радость. Надо не только снизить нагрузку, что-то убрать из жизни, но и добавить в нее источники, которые пополнят ваши психологические ресурсы. Общий признак таких источников – ваши чувства радости и удовольствия. 

Каждый человек восстанавливает ресурсы своим особенным, только ему свойственным образом, часто неосознанно. Вкусная еда, движение, общение, забота о своей внешности или доме, хобби, творчество, чтение – универсальные поставщики ресурсов. Это то, что приносит вам чувство отдыха. 

Старайтесь избегать «похитителей времени»: социальных сетей, праздных разговоров, не засиживайтесь у телевизора. А также исключите те дела, в которых вы не видите собственной цели. Когда нет цели, вы испытываете скуку, и это усугубляет выгорание. Если избежать бессмысленного дела невозможно, попробуйте найти в нем хотя бы какую-то собственную цель. Например, как можно скорее эту задачу завершить. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для воспитателей "Профилактика профессионального выгорания педагогов"

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Эмоциональное выгорание – это свое...