«Развивающие возможности технологии работы в парах»
консультация

Гусева Мария Александровна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_vozmozhnosti_tehnologii_raboty_v_pare.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Развивающие возможности

технологии работы в парах»

Сл. 1. Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться. От уровня сформированности этого качества во многом зависит их адаптация в коллективе сверстников в группе, и вообще эффективность образовательного процесса.

Сл. 2. В Стандарте  в качестве одного из компонентов развития личности ребёнка рассматривается  совершенствование навыков общения и взаимодействия сверстников, формирование готовности к совместной деятельности. Одним из коммуникативных умений является умение работать в паре.

Сл. 3.  Чтобы понять, каким образом выстраивать взаимодействие, предлагаю вспомнить стороны общения, которые выделяются в психологии. Непосредственно речевым развитием обеспечивается коммуникативное общение ( просто передача информации). Естественное общение  основано на понимании, чувственном ощущении человека. Но нас больше интересует форма, которая даёт возможность совместной деятельности людей.

Сл. 4. Системообразующим фактором в работе в парах является умение договариваться о  предмете и способе деятельности, другими словами «Что делать?» и «Как делать?». Это умение формируется в течение всего дошкольного детства в несколько этапов. Работу  в парах начинаем практиковать со средней группы, естественно при непосредственном руководстве взрослого.

Сл. 5   Рассмотрим  основные  шаги  алгоритма  организации взаимодействия в модели «Действующий (Д.) – проверяющий (П)», она реализуется с детьми всех возрастов.

  1. Дети разбиваются на пары либо по желанию, что  часто целесообразно с педагогической точки зрения, либо разбивает на пары педагог, но не прямым указанием, а в косвенной форме (на 1,2 рассчитайся, соединить фигуру, найти пару, например, детёнышу и т.д. ).  
  2. Затем между детьми распределяются пары, например, по жребию.
  3. Как говорилось ранее, педагог озвучивает задание «Действующему» в присутствии «Проверяющего».
  4. «Д» выполняет задание, «П» наблюдает, затем проверяет, указывает на ошибки, «Д» их исправляет, «П» сообщает о выполнении задания
  5. Меняются ролями, выполняют аналогичное задание по алгоритму (сейчас или в другой раз)

Алгоритм целесообразно проговорить вместе с детьми, засхематизировать и размещать в поле зрения в качестве напоминалки каждый раз, когда даются задания для выполнения в паре.

Сл. 6.  В старшей группе мы стремимся к договору о выборе предмета и способа деятельности,  хотя и под руководством взрослого.

Сл. 7   Для успешной организации работы в паре с детьми старшей группы необходимо выполнять следующие условия.

  1. Замотивировать на совместную деятельность можно, если сказать, что задание должно быть выполнено быстро, а  достичь этого можно, если работать парами, совместно выполняя одно задание для общей групповой работы.
  2. В старшей группе дети уже хотят действовать по собственному желанию. Если задуматься, то эта технология даёт уникальную возможность с одной стороны, проявлять творчество и инициативу, с другой – выполнять общие правила и договариваться для получения хорошего результата.
  3. Договор о том что делать и как делать достигается прямым указанием взрослого. Например, для изготовления одинаковых птичек для кормушки в паре (2 воробья, 2 синички, 2 снегиря), воспитатель сразу говорит о том, чтобы птички оказались одинаковые, надо вспомнить и договориться: какими будут крылышки, хвостики, воспитатель предлагает общую мерку, чтобы они поместились в кормушку.
  4.  По завершении совместной деятельности, когда на кормушке оказалось шесть птичек, которые прилетели парами, воспитатель просит детей их сосчитать и выражает удивление: «Как это так быстро детям удалось вылепить пары одинаковых птиц, да так похожих друг на друга».  А дети в рамках рефлексии отвечают, что они разделились на пары, договорились о том что и как делать.

Сл. 8  На третьем этапе внимание уделяется осознанности и самостоятельности.  В развивающей работе с детьми 6-7 лет можно выделить два направления.

Сл. 9.   Первое условно можно назвать как договор пары по побуждению взрослого. Выглядит это так: Перед группой детей ставится общая цель, например, сделать макет «Зима в лесу», причём это задание надо сделать быстро и красиво. Для этого воспитанники разбиваются на пары, каждая пара делает свои элементы, которые затем составляют общую картину (макет, композицию). Они выбирают группу предметов (н-р, зайчиков, белочек, ёлочки) и приступают к работе. В зависимости от уровня сформированности социально-коммуникативных навыков педагог либо говорит каждой паре, что им надо договориться о том что и как надо сделать, либо задаёт вопрос, о чём им надо договориться, чтобы успешно выполнить работу. При этом воспитатель твёрдо выдерживает линию КТО, ЧТО и  КАК  будет делать.

Сл. 10.  Второе направление условно посвящено самостоятельному осознанному договору пары. Методическая уловка  состоит в том, что воспитатель только обозначает задачу и наблюдает за тем, как пошло обсуждение. Если видит непонимание в паре, то вмешивается: «Мы обсудили – Что вам надо сделать, но не обсудили – Как.  Об этом вам надо догадаться самим».  

Сл. 11.    На каждом этапе взаимодействия педагог  помогает детям с помощью вопросов, к ним  есть ряд требований: все они имеют косвенную форму, главное слово «договорились».

Сл. 12.     Рефлексия каждого занятия построенного по этой технологии должна включать вопросы, направленные на понимание того, что результат достигнут благодаря тому, что они договорились и слаженно работали.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Навыки выразительного движения. Работа в парах.

Конспект открытого занятия по ритмике в подготовительной группе....

Развивающие возможности технологии работы в паре

В Стандарте дошкольного образования говорится о том, что на выходе из детского сада ребёнок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, строить общение на договорной основе. В качестве инструмента...

Консультация для воспитателей "Работа в паре"

Консультация для воспитателей...

Работа с родителями, работа в парах.

Материал содержит краткое описание проекта по работе с родителями....

Мастер-класс для педагогов: «Использование в образовательной деятельности приемов мотивации детей и приемов работы в парах»

Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе «Что такое праздник?»...

Тема: Теоретические основы АФО. Организация работы детей дошкольного возраста: работа в паре, тройке, микрогруппе.

Уважаемые участники, РМО "Молодых воспитателей", теоретические материалы представленные в этой публикации помогут Вам при организации, апробации и внедрения в собственную педагогическую...

Интерактивная развивающая компьютерная игра "Найди пару по заданному смыслу"

Интерактивная развивающая компьютерная игра "Найди пару по заданному смыслу"составлена для детей от 4 лет и старше для развития логического мышления....