План работы По самообразованию
статья (подготовительная группа)

Мария Сергеевна Гурьянова

  На тему: « Народное творчеством, как средство развития

художественно – творческих способностей детей 5- 6 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrozovanie2.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное учреждение «Лицей№7»

Дошкольное образовательные группы «Разумейка».

План работы

По самообразованию на 2019 г учебный год

  На тему: « Народное творчеством, как средство развития

художественно – творческих способностей детей 5- 6 лет.

                                                                                                               

                                                                                                              Воспитатель:                                                                                                                          

                                         Подготовительной группы «Почемучки»

                                                                                     Гурьянова Мария Сергеевна

Минусинск 2019 г

Актуальность.

        Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции.

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские и богородские игрушки, матрёшки, придумывать сказки. Познакомить детей с нашими традициями – русскими народными традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

       Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно-прикладной деятельности. Мозговая деятельность ребёнка образна, красочна, богата ощущениями, звуками и формами, как говорил К.Д. Ушинский, поэтому народное творчество оказывает на ребёнка такое яркое впечатление.

Народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками.

        Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка.

        Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Изучив программу воспитания и обучения «От рождения до школы», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

     

        С чего я начала?   

              

        На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы», систематизировала полученные знания.

Проанализировала материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественное творчество», включающий в себя и  анкетирование родителей.   Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой.

 Проанализировав всё выше сказанное, я пришла к данной теме самообразования. И она звучала так «Народное творчеством,

как средство развития художественно – творческих способностей детей 5- 6 лет.»

Форма

Индивидуальный план работы по самообразованию

ФИО

        Гурьянова Мария Сергеевна

Образование

среднее – профессиональное, в 2014 году окончила Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина. На дошкольное воспитание детей.

                                                                                  Образовательное частное учреждение высшего образования «Международный инновационный университет» г. Сочи  окончила в 2017году.      Специальность-  «психология»

Стаж

2 года

Тема самообразования

«Народное творчеством,

как средство развития художественно – творческих способностей детей 5- 6 лет»

Форма

 

Кружок

Цель :

Развить у ребёнка творческие способности через приобщение его к русскому народному прикладному искусству.

Задачи:

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.

2. Формирование обобщённых знаний и умений:

• Умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов) ;

• Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций.

3. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

Задачи поставленные перед воспитателем:

- Изучить научную, учебно - методическую литературу по вопросу русских народных промыслов.
- Изучить опыт других педагогов – специалистов в этой области. 
- Использовать полученный опыт в работе с детьми. 

Формы представления результатов самообразования:

- Доклады;

-Наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках».

Месяц

Содержание работы.

Сентябрь

1.Беседа с детьми на тему: «Золотая хохлома»

 Цель: продолжать знакомить детей с историей народных промыслов. Учить различать народные промыслы (Хохломские, Дымковские, Филимоновские изделия.

 Просмотр компьютерной презентации «Глиняная народная игрушка»
2.Определение в группе место для уголка «Знакомство с народным творчестваом». 
3.Рисование: «Узор на полоске».

 Цель: Познакомить детей с законом симметрии и особенностями построения орнамента в прямоугольной форме. 

Беседа с родителями на тему: «Воспитательное значение народной игрушки»

Взаимодействие с музыкальным руководителем: пение русских народных песен
Взаимодействие с инструктором по физической культуре: разучивание русских народных подвижных игр.

Октябрь

1.Оформление уголка для кружка «Знакомство с народным творчеством»
2.Просмотр компьютерной презентации «Филимоновская игрушка», беседа об её истории возникновения, обсуждение индивидуальных особенностей Филимоновской игрушки.
3.Рассматривание альбомов с иллюстрациями Филимоновских орнаментов и игрушек-свистулек.
4.Рисование с детьми. Тема: «Филимоновская радость».

 Цель: Учить детей рисовать кончиком кисти перпендикулярные, параллельные и наклонные полоски, ломаные линии и елочки.
5.Ручной труд: украшение Филимоновских игрушек шерстяными нитками. 6.Консультация для родителей на тему: «Значение декоративного рисования для развития мелкой моторики пальцев рук и улучшения глазодвигательной функции у детей».

Ноябрь

1.Рисование «Разноцветные орнаменты», « Узор на ковре». «Филимоновские барышни».

Знакомство с «Городецкой росписью».

 Цель: закреплять умение ритмично располагать узоры на полосе,знакомимся с городецкими узорами. Совершенствовать технические умения и навыки работы кистью. 
2.Аппликация: вырезывание из картона сельской красавицы.
3.Д.и. «Продолжи узор», «Что изменилось?»
4.Рисование «Сельские красавицы».
Цель: Учить расписывать силуэт филимоновской барышни. Закрепить рисование элементов – ёлочка, полоски, цветок, кончиком кисти. Воспитывать любовь к народному искусству. 
5.Беседа с родителями: «Значение декоративного рисования для ребёнка».

Декабрь

1.Подготовка к музыкальному развлечению «Зимние посиделки».
2.Заучивание пальчиковой гимнастики «Дом»
3.Рисование «Курочка – Хохлатка».
Цель: Развивать умение работать самостоятельно.
Рисование: «На ферме».
Цель: Учить детей расписывать традиционные формы филимоновских игрушек животных. Закреплять знания о композиционном расположении филимоновского узора в различных формах. Воспитывать аккуратность в работе. 
4.Консультация для родителей: «Техника рисования Филимоновской росписи».
5.Беседа с родителями: «Почему ребёнку важно знать народную игрушку?»
6.Помощь родителей в изготовлении атрибутов для музыкального развлечения «Зимние посиделки»

7.Взаимодействие с музыкальным руководителем: подготовка к музыкальному развлечению «Зимние посиделки».
8. Взаимодействие с инструктором по физ. культуре: разучивание русских народных игр: «Горелки», «Плетень», «Филин и пташки».

1.Музыкальное развлечение для родителей «Зимние посиделки».
2.Рисование коллективной композиции «Весёлый праздник».

 Цель: учить детей использовать ранее полученные знания и навыки о Филимоновской росписи. Совершенствовать умения на знакомых силуэтах составлять композицию из элементов – ёлочка, полоски, цветок. Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность. 
3. Заучивание стихотворения «Чудо Филимоновских свистулек»П.и «Горелки»
5. Конкурс «Рисуем и играем». Родители вместе с детьми изготавливают разрезные картинки с изображением глиняных народных игрушек.
7.Консультация для родителей: «Русские народные игры с детьми дошкольного возраста»
Цель: Познакомить родителей русскими народными играми, показать доступность их для детей рекомендовать использовать их в организации досуга с детьми. 

Февраль

1.Беседа о происхождении «Дымковской игрушки», рассматривание особенностей орнаментов и цветовой гаммы изделий.
2.Чтение легенды: «Откуда появились знаки в рисовании»
3.Заучивание физ. минутки «Дымковские игрушки»
4.Д.и. « Угадай какая роспись»
5.Рисование: «Дымковские узоры», « Сударыня – барыня», « Уточка с утятами», « Хвост Индюка». Цель: Познакомить детей с созданием дымковской игрушки, последовательности действий. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.
6.Русская народная игра «Городки» 
7. Изготовление папки-ширмы «Дымковская игрушка»
8. Помощь родителей в оформлении уголка по декоративному рисованию «Русские узоры».

Март

1.Чтение русской народной сказки о богатыре Иване
2.Рисование : «Барин», « Наряд барыни», « Козлик».

Цель: Учить детей расписывать узорами игрушку-силуэт по народным (дымковским) мотивам. Использовать разные элементы росписи  (прямые линии, волнистые,  точки, кольца, круги, овалы).
3.Лепка

 Дымковской барыни.
4.Д.и «Узнай элементы узора»
5.П.и. «Плетень»
6.Развлечение по декоративно-прикладному искусству «В гости к краскам» (в группе совместно с родителями) 

Апрель

1.Чтение стихов о дымковской игрушке.
2.Расписывание Дымковской барыни.
3.Аппликация: заготовка силуэтов Дымковских игрушек.
4.Рисование «Козлик»
Цель: Учить детей расписывать узорами игрушку-силуэт по народным (дымковским) мотивам.
5.Д.и.«Разрезные картинки»

Май

1.Оформление итоговой выставки работ по декоративному рисованию. 
2.Развлечение «Дымковские забавы» 

Подведение итогов.

Разработан план на один учебный год кружка  

«Знакомство с народным творчеством,

как средство развития

художественно – творческих способностей детей 5- 6 лет.»

В результате работы по теме самообразования у большинства детей повысился интерес к народному творчеству;

Расширилось представление о влиянии народного творчества на развитие ребенка.

Изучение литературы:

1. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуру. – М., 1983 г.

2. Ред. Некрасовой М. А. Народные мастера, традиции, школы. – 1995 г.

3. Разина Т. Художественные промыслы Подмосковья. – М., 1992г.

4. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. – М., 1984 г.

5. Смолицкий Б. Г., Скавронская Т. Н. Художественные промыслы России. – М., 1999

6. Ред. Станицкий А. В. Народные художественные промыслы. – М., 1993г.

7. Супрун Л. Я. Резьба и роспись но дереву. – М., 1993 г.

8. Уткин П. И., Королёва Н. С. Народные художественные промыслы. – М., 1992 г.

Посещение городских художественно-эстетических методических объединений

Пополнение материалов для непосредственно образовательной деятельности

-Наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках»;

-Оборудования для нетрадиционного рисования (кисти, краски) ;

-Набор матрёшек;

-Расписные тарелочки.

Просмотр материалов и методических рекомендаций на сайте по дошкольному образованию.

1. «Электронная библиотека книг» http://www.knigka.info

2. «Фестиваль педагогических идей» http://festival.1september.ru

Работа с родителями:

 Консультация на тему «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

План работы по самообразованию на тему " Развитие детского творчества с использованием в работе дошкольников природного материала"

В материале описывается актуальность данной темы, определена цель, поставлены задачи, а также разработан перспективный план работы с родителями и детьми....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...