ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
статья

В статье описывается актуальность выбора ИКТ для образовательного процесса в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

Яркой отличительной чертой  нашего времени является внедрение  инновационных идей и  процессов в образовании. Намечается смена образовательной парадигмы: предлагаются иные подходы, право, отношение,  иное содержание,  иной педагогический менталитет. Все это позволяет свидетельствовать о развертывании инновационных процессов в системе образования.

Инновации, как значимый  элемент развития образования,  заключаются во  внедрении и накоплении нововведений в образовательный процесс и  в совокупности способствуют  качественным изменениям  содержательных и технологических аспектов.

Можно с уверенностью говорить о том,  что освоение, а так же поиск инноваций, способствующих значительным изменениям в работе ДОУ, являются  ведущими факторами в оптимизации развития дошкольной образовательной системы.

 К инновациям  в сфере  дошкольного образования следует относить изменения в  содержании образования, общественном положении и уровне финансирования системы, во внутренней организации образовательного учреждения, в использовании информационных технологий в образовании, в структуре системы образования,  а также в технологиях и методах обучения.

Образовательных технологий в педагогике существует более 50, но ключевой в XXI веке является  информационно-коммуникакационная технология (ИКТ).

 ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Значимым является тот факт, что использование компьютерных технологий – это вовсе не влияние моды, а необходимость, которая диктуется сегодняшним уровнем развития образования и всего общества.

Я считаю, что одним из главных достоинств  применения ИКТ в  педагогической деятельности  является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ существенно повышает  эффективность образовательного процесса, ускоряет мою подготовку  к организованной образовательной деятельности, позволяет  в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность и привлекает большое количество дидактического материала.

        Дошкольный возраст является уникальным периодом для развития личности, во время которого  закладываются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребёнка наиболее интенсивно развиваются до 6–7 лет. Современные исследования в области дошкольной педагогики (К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина, Ю.М.  Горвиц и др.) свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет.

 Как известно, этот период совпадает с моментом когда у ребенка очень  интенсивно развиваются мыслительные операции, которые подготавливают переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. Я убедилась в том, что компьютер выступает на этом этапе особым  средством для достижения целей и задач в разнообразных видах деятельности. Мышление представляет собой  интеллектуальную  базу для  развития деятельности, а сам процесс освоения  способами решения задач деятельности ведет к её осуществлению на всё более высоком уровне. И, следовательно, чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.          

        Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает огромное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, поскольку только путем целесообразно организованного взаимодействия высококвалифицированного педагога, ребёнка и компьютера можно достичь максимально положительного результата. По мнению большинства  психологов, мозг ребёнка наиболее активно развивается в первые  7-7,5 лет.

Особого внимания заслуживает тот факт, что если  упустить возможности  этого периода, то в дальнейшем для развития интеллекта или физических качеств ребёнка надо будет потратить гораздо больше усилий, и они будут менее эффективны.  

        По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Известно, что наиболее действенный способ преподнесения материала - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Повышение мотивации и познавательной активности дошкольников  достигается за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: если ребенок решает верно примеры, то картинка открывается, или если малыш вставляет правильно все буквы, то продвигается ближе к цели сказочного героя. 

Компьютер не может заменять живого общения с педагогом и другими источниками информации, но учитывая интерес детей к мультимедийным  устройствам, безусловно, повышает заинтересованность в изучении материала. Великий педагог К.Д. Ушинский писал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

        В результате применения  ИКТ   образовательная  деятельность  в детском саду  становится более содержательной,  привлекательной и современной для дошкольников, а учебная информация для детского восприятия - более интересной за счет привлечения зрительных образов, также повышается  качество обучения и  познавательная активность ребенка.

        Психологи подтверждают, что чем раньше начинается процесс обучения ребенка, тем  органичнее происходит развитие на всех этапах   становления личности. Таким  детям легче учиться в школе, они  лучше  подготовлены к решению различных жизненных задач. Развитие мыслительных операций (логического мышления, способности к анализу и синтезу, и т.д.) играет  важную роль  в развитии детей и при подготовке их к началу систематического обучения в школе. Современные компьютерные технологии позволяют ребёнку максимально широко раскрывать свои возможности  в рамках образовательных программ, ярче выражать себя.

Доказано, что наиболее эффективным способом обучения является наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала, повышается мотивация и познавательная активность дошкольников. Такой эффект  достигается за счет разнообразия форм работы.

В педагогической практике дошкольных учреждений  использование ИКТ заключается в следующем: создание презентаций в программе Power Point для улучшения  эффективности образовательной работы с дошкольниками; подбор иллюстративного материала для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, использование ресурсов Интернет),  знакомство с периодикой и  актуальным педагогическим опытом коллег из других регионов;  использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как и фотографировать, а также легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.

В прошлом веке остались рукописные варианты написания годовых планов образовательной работы и конспектов. Педагоги нашего ДОУ уже давно освоили приложения Microsoft Office Word, Excel, Power Point.

        Образовательный процесс  в дошкольном учреждении  имеет свою специфику:  он должен  быть ярким, эмоционально окрашенным, с привлечением большого количества иллюстративного материала,  и  использованием звуковых и видеозаписей. Все это моменты учитывает  компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер не должен заменять воспитателя, а призван  только дополнять  его.

В  современном мире с каждым годом  растет роль  использования новейших информационных технологий в решении образовательных целей и задач,  они становятся мощнейшим инструментом в процессе развития, как  психических познавательных процессов, так и в решении воспитательных задач.

ИКТ позволяют развивать у дошкольников  навыки абстрактного мышления, умение классифицировать, выделять главное, ранжировать, сопоставлять факты с действиями и т. д.. Следовательно, обучая малыша  с помощью ИКТ, мы даем ему  не только  ему новые знания, которые нужны при овладении компьютером, но еще и попутно закрепляем некоторые умения общего характера.

Использование ИКТ позволяет вывести дошкольные учреждения на новый  уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество дошкольного образования, соответствующее современным государственным стандартам.  

Инновации изменяют, дополняют традиционные и создают новые  формы и методы образовательного процесса, способствуют  повышению его качества, разностороннему и гармоничному развитию личности ребёнка.

Список литературы:

 1. Ахметшина Г.Х. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе.  - СПб.: Речь, 2003. - 152 с.

2. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации. – Троицк: Фонд новых технологий , 2006. – 170с.

3. Моторин, В.Н. Воспитательные возможности компьютерных игр / В.Н. Моторин // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 11.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М.: Новая школа, 2000. - 355с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение социо-игровой технологии в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста

Для воспитания  сегодня как никогда актуально правило:  «Чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни». В ФГОС ДО содержится указание на то,...

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

Отчет учителя - логопеда об использовании современных образовательных (психолого -педагогических), информационно - коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности

В своей практической деятельности использую современные образовательные технологии, оптимально адаптированные к условиям  логопедической группы, направленные на  развитие всех сторон речи де...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

Особенности применения информационно-коммуникативной технологии в образовательном процессе ДОУ...

Применение игровых педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ

С помощью игровых технологий ребенок познает себя, свои возможности. основным видом деятельности для всестороннего развития дошкольника является игра....

Отчет Об использовании современных образовательных информационно- коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

ОтчетОб использовании современных образовательных информационно- коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....