Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук дошкольников.
картотека (младшая группа)

Цель комплекса: развитие мелкой моторики рук, координации движений рук у детей 3-4 лет через использование пальчиковых игр и игр с предметами.

Задачи:

  • улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • улучшить общую двигательную активность;
  • развивать воображение, зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, творческую активность;
  • создавать эмоционально комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Целевыми ориентирами в работе по развитию мелкой моторики рук служат следующие показатели:

  • у ребенка наблюдается положительная динамика в развитии крупной моторики, мелкой моторики, ребенок стремится осваивать различные виды движения в процессе игр и упражнений;
  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними - ребенок эмоционально вовлечен в действия с играми и пособиями на развитие мелкой моторики, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • ребенок владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • в играх на развитие мелкой моторики может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях при проведении игр и упражнений на развитие мелкой моторики; начинают появляться игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.

Для достижения желаемого результата необходимо проводить работу регулярно, используя следующие формы работы:

  • индивидуальная работа с детьми;
  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность самих детей.

В каждый комплекс игр и игровых упражнений входит:

  •  самомассаж кистей руки пальцев с предметами или без них;
  •  пальчиковую гимнастику в сопровождении стихов, потешек;
  •  дидактические игры с использованием различных предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изготовления дидактических игр своими руками на развитие мелкой моторики рук дошкольников.

IMG_20210113_210959 (1).jpg

IMG_20210113_211031.jpg

IMG_20210113_160257.jpg

IMG_20210113_164403 (1).jpg

«Путешествие пальцев»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.

Ход игры:

Ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».

Правила:

1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;

2. все пальцы должны участвовать;

3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

«Нанизывание бус разного цвета»

Цель:  Учить чередовать предметы по цвету.

Материал.  Бусы разных цветов. Тонкие шнуры или толстые нитки с укрепленными концами. Коробочки для бус.

Руководство. 

Воспитатель обращает внимание на то обстоятельство, что бусы разного цвета. Отобрав две бусинки — белую и красную, он объясняет: «Эта бусинка белая, а еще есть вот такая — красная, как флажок или ягодка. Вначале будем нанизывать бусинку вот такого, белого цвета, а затем, вот такого, красного цвета».

Усложнения: 

- самостоятельное нанизывание бус по заданию воспитателя

- нанизывание бус с учетом цвета и величины

- нанизывание бус с учетом величины и форм

- нанизывание бус с учетом формы и цвета

- нанизывание бус с чередованием 2 на 2, 3 на 3

 «Составь узор из спичек и палочек»

Цель: Учить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из спичек и палочек, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза. Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом.

Оборудование: спички в коробке; разноцветные палочки в коробке; образцы узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для выкладывания узора.

Ход игры: Эта игра заключается в том, чтобы выложить из спичек или счетных палочек фигуру по образцу. Также необходимо было, сопоставить выполненную работу с образцом.

Для выполнения работы необходимы образцы узоров и спички и счётные палочки. Детям предлагается поработать в художественной мастерской, выполнить узор, из палочек. Можно выполнять по подготовленным образцам или придумать узор самим.

«Пуговицы»

Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок.

  1. «Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.
  2. «Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.
  3. Дидактическая игра "Выложи узор"
  • Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.
  • Самостоятельно придумать узор и выложить его.
  • Детям предлагаются карточки с рисунком.

 Они заполняют пробелы пуговицами соответствующего цвета.

«Выложи узор по образцу из палочек».

Цель: Развивать внимание, мелкую моторику.

Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.

Ход игры: Варианты игры:

1. Расскажи, что изображено на картинке, какого цвета палочки составляют предмет (картинку).

2. Придумывание историй по картинкам.

Усложнение. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.

Дидактическое пособие «Волшебные коврики»

Цель:

- развивать мелкую моторику пальцев рук

- формировать активный словарь детей

- развивать речь

- логическое мышление

- цветовое восприятие

 «Волшебные коврики» изготовлен из таких материалов, как фетр, ситец, синтепон. А дополнением к картинкам служат съемные детали, снабженные кнопками разных размеров, бусинами, пуговицами, «липучками», молнией, крючками и т. д.

.«что на что похоже»

Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.

  1. « Кто какой на ощупь»

Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.

  1. «Улетай, горе»

Попросить разложить дощечки так, чтобы в начале ряда оказалась самая неприятная, а в конце самая приятная. Спросить, какие события (неприятные или приятные, грустные или радостные) напоминает та или иная дощечка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев дошкольников

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с к...

«Игры своими руками для развития мелкой моторики рук детей»

В данной консультации для родителей представлен практический материал для развития мелкой моторики дошкольников - это игры, которые можно изготовить своими руками из бросового материала: игры с прищеп...

«Игры своими руками для развития мелкой моторики рук детей»

laquo;Игры своими руками для развития мелкой моторики рук детей»...

ИГРЫ СВОИМИ РУКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК МАЛЫШЕЙ

    Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с...

Игры своими руками для развития мелкой моторики

В данной презентации представлены варианты игр для развития мелкой моторики детей, которые родители могут сделать дома самостоятельно. Дано краткое описание игры и представлено фото....

Дидактическое пособие "Веселый ежик"своими руками для развития мелкой моторики рук дошкольников.

Уважаемые коллеги.Хочу представить вам очень хорошее пособие для развития мелкой моторики: "Веселый ежик". Пособие изготовленно своими руками из фетра, состоит из фигуры ежика, различных вку...