Конспект НОД по музейной педагогике Рассматривание натюрмортов И.Ф.Хруцкий «Цветы и плоды» П. П. Кончаловский «Сирень в корзине»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бровцына Марина Юрьевна

Музейная педагогика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Солнышко»

Конспект НОД по музейной педагогике

Рассматривание натюрмортов И.Ф.Хруцкий «Цветы и плоды»

П. П. Кончаловский «Сирень в корзине»

(для детей подготовительной группы)

https://1.bp.blogspot.com/-yy6_uuIpe0g/T2XPq5EuIBI/AAAAAAAAGSI/mo0FyB8w9GE/s1600/Khrutsky-flowers-and-fruits.JPGhttps://sochinyai.ru/images/svobodnaya-tema/sochineniya-po-kartinam/siren-v-korzine-0.jpg

Составила: воспитатель

первой квалификационной категории

Бровцына М. Ю.

Г. Тихвин, 2017

Цель: приобщение детей к искусству при рассматривании картин художников И Ф .Хруцкого «Цветы и плод »и П.П. Кончаловский «Сирень в корзине»

Задачи:

Обучающие:

1. Формировать понятия натюрморт

2. Продолжать совершенствовать приём «вхождения в картину»

3. Совершенствовать способность узнавать знакомое при рассматривании картины.

Развивающие

1. Развивать словарь детей за счёт терминов (фактура, спелость, сочность, прозрачность)

2. Развивать мыслительные операции и воображение при составлении натюрморта.

Воспитательные:

1. Воспитывать дружеские взаимоотношения; умение выслушать товарищи и дать обоснованный ответ.

Предварительная работа: Рассматривание репродукций натюрмортов Хруцкого, И.Э.Грабаряи т.д. Наблюдение в природе за ростом тыквы, пшеницы. Экскурсия на огород детского сада. Заучивание стихотворений про натюрморт. Рисование натюрмортов.

Оборудование и дидактические материалы: ноутбук, проектор, муз.центр, запись муз. произведения. М. П. Мусорского «Картинки с выставки» (цикл), репродукции слайд картин И.П. Хруцкого «Цветы и плоды» и П. П. Кончаловского «Сирень в корзине».

Дидактическая интерактивная игра «Подбери краски к картине, которую нарисовал И. П. Хруцкий»

Ход занятия – 1вводная часть

Дети заходят под музыку в картинную галерею. Внимательно рассматривают картины под музыку М. П. Мусорского «Картинки с выставки» (цикл)

В.: Вам понравилась выставка?

Д.: ДА

В.: Картины каких художников вам знакомы?

Д.: И. И . Левитан, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи и т. д.

(на проекторе воспитатель показывает разные жанры живописи) Проводится игра «Убери лишнюю картинку».

В.: Перед вами разные жанры живописи. Уберите ту картинку, которая не относится к пейзажу и объясни почему. Убери ту картинку, которая не относится к натюрморту и объясни почему.

В.: Как вы понимаете, что такое пейзаж?

Д.: Умение красиво изображать природу.

В.: Как вы понимаете, что такое натюрморт?

Д.: Натюрморт – это составление композиций из цветов, фруктов, предметов быта.

В.: Как художник создаёт натюрморт?

Д.: Художник сначала красиво расставляет предметы, стараясь поставить главные предметы, так чтобы остальные их дополняли и украшали.

В.: Художник заботливо отбирает всё необходимое, т.е. выстраивает композицию.

В.: Сорванные цветы завянут, фрукты и ягоды съедят люди, а нарисованные художником предметы будут жить вечно.

В.: О натюрморте расскажет стихотворение Леша

Если видишь на картине чудо вазу на столе,

В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды, и стеклянной и простой.

Может чашка, может блюдце с золоченною каймой.

А еще и так бывает, нарисована там дичь.

В завершении положим спелых персиков и слив.

А еще в картине может нарисованным быть торт.

И поэтому картина называется  натюрморт!

2 Основная часть.

Я предлагаю вашему вниманию натюрморт, написанный Иваном Фомичом Хруцким «Цветы и плоды», 1839 г.

Это не настоящая картина художника, а фото-слайд. Внимательно рассмотрите натюрморт.

В.: Как вы думаете, о чём хочет сказать художник?

Д.: О красоте, заставляет нас ощущать аромат плодов и цветов.

В.: Какие предметы собраны в композицию?

Д.: Роскошный букет полевых цветов, рельефная ваза, плетёная коробочка, тыква, мохнатые спелые абрикосы, стакан с прозрачной водой, долька лимона, колосья пшеницы.

В.: Что изображено в центре полотна?

Д.: В центре полотна расположена рельефная ваза, с роскошными цветами: пышные ярко – розовые пионы, ирисы, скромные васильки.

В.: Какая главная идея картины?

Д.: Показать красоту цветущих цветов и спелых плодов.

В.: Что расположено справа от вазы?

Д.: Стакан с чистой кристальной водой, в котором плавает долька лимона.

В.: Какой цвет играет в стекле стакана?

Д.: Коричневый, белый, темно – зеленый.

В.: Как вы думаете, откуда художник налил воду в стакан?

Д.: Из графина, который расположен справа за тыквой.

В.: Какие плоды вы видите на слайде?

Д.: Персики, груши, виноград, тыква.

В.: Какой формы плоды?

Д.: Круглой

В.: Давайте вспомним определение фактура предмета. Фактура предмета – это характер поверхности художественного произведения, её обработке в изобразительном искусстве, своеобразии художественной технике в поэзии, музыки, живописи. В живописи существует множество различных фактур.

В.: За грушами сзади мы видим тыкву. Испокон веков русский человек выращивал эту культуру.

В.: Как вы думаете, как передал художник фактуру тыквы? Какая она?

В.: Как вы думаете какой цвет использует И .Ф. Хруцкий, чтобы предать спелость фруктов?

Д.: Тёплые тона (желтые, светло – зелёный, светло – коричневый)

В.: На одной из груш висит веточка винограда. Как изобразил спелость и сочность винограда на тыкве?

В.: Какие краски и мазки использовал художник?

В.: Что расположено слева от вазы с цветами?

Д.: Прямоугольная, плетённая корзинка с персиками.

В.: Как вы думаете, зачем художник изобразил один персик пополам

Д.: Художник хотел показать зрителю спелость и сочность фрукта.

(если ребёнок затрудняется ответить на вопрос, педагог задаёт наводящий)

В.: Дети, как вы думаете разрезанный персик спелый и сочный?

Д.: да

В.: Почему художник изобразил один персик спелым?

В.: Что изобразил художник за плетённой корзиной?

Д.: Стоит коробка с облепихой, а сверху на ягодках лежит несколько колосьев пшеницы.

В.: Какое настроение у художника, когда он писал эту картину? Почему?

Давайте представим, что мы художники и нам предложили подобрать палитру красок, которые использовал в своей картине И. Ф. Хруцкий. Перед вами палитра – ваша задача подобрать те краски, которые использовал художник в этой картине. (педагог проводит дид.игру «Подбери краски, которые использовал художник в этой картине).

В.: Я предлагаю вашему вниманию другой натюрморт П.П. Кончаловского«Сирень в корзине»

В.: Посмотрите внимательно и скажите похожи ли эти натюрморты? Почему? Какие сходства и различия вы заметили?

В.: Какие краски использовал художник в написании натюрморта «Сирень в корзине»

В.: А какие чувства вызвала у вас эта картина?

Заключительная часть:

В.: С какими художниками мы познакомились?

Как называются работы художников?

В.: Молодцы

В.: Я предлагаю вам составить натюрморт из разных предметов и рассказать о главной мысли вашей картины.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Рассматривание картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине.»

Кончаловский нарисовал картину и назвал её «Сирень в корзине». Он и нас хотел порадовать. Давайте посмотрим на неё и полюбуемся....

Конспект занятия по музейной педагогике "Экскурсию в музей первоцветов"

Конспект  НОД по музейной педагогике «Экскурсия в музей первоцветов»(подготовительная группа)Программное содержание: Закрепить представления детей о  первоцветах – особенностях произрастания...

Конспект экскурсии по музейной педагогике "История русского быта"

Конспект экскурсии по музейной педагогике "История русского быта"...

Конспект занятия по музейной педагогике "Москва-столица нашей Родины"

Цель: продолжать знакомить детей с главным городом России – Москвой, создать у детей более целостный образ Москвы – столицы....

Конспект НОД по музейной педагогике в младшей группе «Матрёшка — русская народная игрушка»

Конспект НОД по музейной педагогике в младшей группе«Матрёшка — русская народная игрушка»Цель: Знакомство с национальной культуры России.Задачи: Познакомить с народной игрушкой – матрёш...

Конспект занятия по музейной педагогике (Старшая группа)

Увлекательное путешествие с детьми в королевство изобразительного искусства....

Конспект занятия по развитию речи в старшей коррекционной группе «Рассматривание натюрморта И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»

Тема: «Рассматривания натюрморта И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»Цель: «Развитие связной речи посредством рассматривания натюрморта И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»...