Конспект занятия по развитию речи в старшей коррекционной группе «Рассматривание натюрморта И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Кирьянова Ирина Владимировна

Тема: «Рассматривания натюрморта И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»

Цель: «Развитие связной речи посредством рассматривания натюрморта И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_razvitiyu_rechi_v_st._korrektsionnoy_gruppe.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по развитию речи

в старшей коррекционной группе

«Рассматривание натюрморта И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»

Провела:

Кирьянова Ирина Владимировна,

воспитатель высшей кв. категории

Тема: «Рассматривания натюрморта И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»

Цель: «Развитие связной речи посредством рассматривания натюрморта И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»

Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять и уточнять знания детей о цветах и фруктах.
  • Закреплять понятия о цвете и оттенках. 
  • Учить детей рассматривать сюжетные картинки, выделяя характерные признаки действия;
  • Учить составлять рассказ по сюжетной картинке.

коррекционно-развивающие:

  • Продолжать развивать связную диалогическую и монологическую речь детей.
  • Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полными ответами.
  • Уточнять и расширять словарь детей по данной теме.

коррекционно-воспитательные:

  • Вызвать у детей интерес к натюрморту, эмоциональный отклик, ассоциирование с собственным опытом, чувствами и представлениями, которые дети получили в предварительной работе.
  • Учить видеть единство содержания и средств выразительности (роль композиции, колорита в картине).
  • Закрепить знание о натюрморте, формировать эстетические суждения и оценки, учить использовать искусствоведческие и эмоциональные термины.

Предварительная работа

  • Рассматривание иллюстраций и картин с натюрмортами;
  • Знакомство с художниками-живописцами;

Словарная работа

  • Знакомство с понятиями живопись, пейзаж, натюрморт, портрет.
  • Объяснение понятия цвет, оттенок;
  • Объяснение понятия «Мир искусства».

Используемое оборудование:

  • Картина И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»; стихи, загадки, цветы, фрукты, ваза; мольберт; магнитофон, фотоаппарат, картинки (пейзаж, натюрморт, портрет) на каждого ребёнка; декорации: следы, елки, столы, стулья, фрукты, цветы, следы теплого и холодного цветов;
  • Музыка:  

 - А.С. Грибоедов «Вальс»;

- П.И. Чайковский «Сладкая грёза»

Ход деятельности:

Организационный момент:

(Зал проветрен, проведена влажная уборка)

Дети входят в зал под музыку А.С. Грибоедова «Вальс» и встают полукругом.

- Дети поздоровайтесь с гостями, садитесь.

(У детей на столе лежат по три картины (пейзаж, натюрморт, портрет) лицевой стороной вниз)

- Вы любите загадки?

- Сейчас я вам загадаю загадку:

              Если видишь на картине

              Чашку кофе на столе

              Или морс в большом графине

              Или розу в хрустале,

              Или бронзовую вазу,

              Или грушу или торт,

              Или все предметы сразу,

              Знай, что это … (натюрморт)

 - Молодцы! А теперь переверните свои картинки и найдите среди них ту, которая подходит к  нашей отгадке.

 - Что рисуют художники в натюрмортах?  ( Ответы детей.)

 - Какие цветы могут быть нарисованы в натюрморте? (Сорванные и поставленные в вазу.)

 - А какие фрукты и овощи могут быть нарисованы в натюрморте?  (Они тоже сорваны и красиво разложены в тарелки, вазы или просто разложены на столе)

Основной этап:

 - Молодцы, ребята, вы правильно ответили на мои вопросы, и за это я хочу пригласить вас в волшебную страну «Мир искусства»:

                  По невидимой тропинке,

                  По невидимым следам

                  Попадём мы в «Мир искусства»,

                  Он подарит радость нам.  

- В «Мир искусства» надо идти по тропинке. Она обычная; на ней следы тёплого и холодного цвета, а наступать надо на следы тёплого цвета. Следы холодного нас запутают. (Дети по очереди идут по следам)

- Вот мы и пришли. Что же нас здесь ждёт? А ждёт нас роскошная яркая картина. Как вы догадались это… натюрморт.

- Рассмотрите её внимательно. Что самое главное в натюрморте?  (Ответы детей.) Какие цветы? Каким они цветом?  (Роскошные красные и желтые пионы, светло-фиолетовые ирисы, желтовато-фиолетовые флоксы, нежно-голубые  незабудки, ярко-синие васильки  и  ещё колоски пшеницы.)

- Это букет о дружбе цветов: садовые и полевые цветы и колоски пшеницы.         - Посмотрите, что находится с лева? Да, прямоугольная коробочка. Что  ней лежит? Персики. Какие они? (Ответы детей.)

-  На заднем плане короба – изящная плетёная корзина. Что художник нарисовал в этой корзине? (смородину.) Какая она? Красная и белая. Ягодки спелые, прозрачные, блестящие.

-  Теперь посмотрите, что нарисовано справа? ( Дети рассматривают картину, дают ответы.)

- Молодцы, хорошо отвечаете, правильно. А теперь подумайте и скажите,

Почему цветы и плоды так ярко смотрятся на картине?  (Тёмный фон.)- Какое изобилие плодов и цветов! Эта картина так и называется «Цветы и плоды», а написал её художник И. Т. Хруцкий.

- Вы запомнили, как называется эта картина? Кто её написал?  (Ответы детей.)

- Эта картина – гимн природе и труду человека. Художник как бы говорит нам: «Любите природу, и она одарит вас таким богатствами». А ещё он сравнивает мощную вазу с тонким стаканчиком, бархатную кожу персиков с гладкой кожицей груш, могучую тыкву с лёгкой веточкой винограда.

- Ребята, скажите, а какое настроение у вас появляется, когда вы любуетесь этой картиной! (Ответы детей.) А какое настроение было у художника, когда он её писал! (Ответы детей.) Он передал нам своё радостное, весёлое настроение.

- Молодцы, хорошо вы отвечали, правильно. А сейчас и мы с вами побудем художниками и создадим свои натюрморты! Хотите?

- Но сначала – разминка (физминутка):

          Мы в саду цветы сорвали,

          В вазочку поставили.

          Груши с дерева сорвали

          И под вазу побросали.

          Положили бутерброд –

          Получился … (натюрморт).

(Далее дети создают композицию из цветов и фруктов. Звучит «Сладкая грёза» П.И. Чайковского)

- Ребята, вот мы и создали наш натюрморт. А как нашу композицию превратить в картину, мы ведь так не нарисуем как художники? Её надо сфотографировать. Ведь фотография -  это тоже вид искусства.

Заключительный этап:

А теперь, ребята, давайте вспомним:

- Что интересного вы узнали сегодня на занятии? С чем вы познакомились?

- Как называется картина? Кто её написал? (Ответы детей)

Дети прощаются с гостями и уходят вместе с воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей коррекционной дошкольной группе по теме "Вестники весны"

Закрепить знания признаков весны, представления о перелетных птицах. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употреб...

конспект подгруппового занятия по Развитию речи в старшей коррекционной группе

В данном конспекте предоставлен конспект подгруппового занятия по развитию речи,где одной из главной цели является расширение и закрепление представлений детей о защитниках Отечества. Планируемые...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Рассматривание сюжетной картины «Дети играют». Дидактическая игра «Что изменилось?»

Образовательная область: Речевое развитие.Тема занятия: Рассматривание сюжетной картины «Дети играют». Дидактическая игра «Что изменилось?»Возрастная группа: младшая группа ( д...

Конспект занятия по "Развитию речи" во второй младшей группе "Рассматривание картины "Мы играем в кубики, строим дом"

Конспект занятия  по "Развитию речи" во второй младшей группе "Рассматривание картины "Мы играем в кубики, строим дом"...