«Организация сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте с использованием технологических карт».
методическая разработка (старшая группа)

Ризванова Амина Рифовна

Статья будет полезна педагогам для организации сюжетно-ролевых игр с использованием технологических карт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сюжетно-ролевые игры20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.

«Организация сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном  возрасте с использованием технологических карт».

Слайд 2.

Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. На сегодняшний день процесс организации сюжетно-ролевых игр имеет ряд проблем.

В настоящее время в детском саду серьёзную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни наших детей.

Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми, общением со взрослыми, различными кружками. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду.

Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой без развития сюжета. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх.

Слайд 3.Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше, трансформеров, кукол Барби, Лол  считается престижным.

Часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Общение с детьми во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, дети не успевают в полной мере проникнуть «духом игры». Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада.

С введением нового Закона РФ «Об образовании», ФГОС, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры еще больше возрастает.

 Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Согласно ФГОС  особая роль в примерной общеобразовательной Программе ДО  «От рождения до школы»  уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве. Она выделена в отдельный раздел в ООП.

Слайд 4. Вопрос: Какие трудности возникают у вас при организации С-РИ?

Слайд 5.  Трудности при организации сюжетно-ролевых игр.

-отсутствие у детей мотивации;

-недостаточно коммуникативных навыков;

-не умеют договариваться;

 -не умеют доводить игру до логического завершения;

-нехватка времени.

Слайд 6. Для решения этих проблем   нами были поставлены задачи.

Задачи для развития игрового опыта:

  1.  Формировать умения самостоятельно придумывать сюжет игр.
  2. Формировать умения самостоятельно драматизировать сказки, вводить их в ролевые игры.
  3. Формировать умения строить план игры, определять способы осуществления плана, играть длительное время.
  4. Формировать умения бесконфликтно распределять роли, подчиняться правилам, увеличивать число играющих.
  5. Формировать умения самостоятельно подбирать и изготавливать атрибуты, подбирать заместители, поощрять использование воображаемых предметов.
  6. Формировать умения самостоятельно объединять в игру 5-6 чел. по симпатиям. Поощрять разные играющие группы, добиваться самостоятельного разрешения конфликтов в игре между собой.

Слайд 7. Как педагогу детского сада решить поставленные задачи? Какой путь выбрать?

При организации сюжетно – ролевой игры с детьми, мы все используем метод диалога, создание проблемных ситуаций, прямые и косвенные воздействия на игру и играющих. Кроме этих методов, я в своей практике стала использовать технологическую карту сюжетно-ролевой игры.

Слайд 8 . Прочтите, пожалуйста, определение.

 «Технологическая карта» – новый вид методической продукции, обеспечивающей педагогу эффективное и качественное освоение нового.

«Технологическая карта сюжетно-ролевой игры» – это способ графического проектирования игрового сюжета, таблица, позволяющая структурировать его по выбранным параметрам.

Слайд 9. Тех карта для детей и для педагогов разная.

Слайд 10.  Мы вместе с ребятами составили технологическую карту, которая помогает организовать любую сюжетно-ролевую игру.

Слайд 11. Скажите, пожалуйста, для всех эта карта будет одинаковой?

 Она универсальна для любого возраста и любого сюжета, кроме одного – это шаг №4 «Поиграйте»,  для каждого игрового сюжета и для каждой возрастной группы содержание этого этапа будет разное.

Слайд 12. ТК для педагога на примере игры «Банк».

Слайд 13. Примерный алгоритм составления ТК для педагога.

Слайд 14. Составляя универсальную  технологическую карту, мы с детьми придумывали игровые сюжеты, которые я записывала. Затем находила картинки с игровыми сюжетами, вместе с детьми и родителями готовили атрибуты для игры, которые бы давали ребенку возможность проявить фантазию, творческое воображение, находчивость. По желанию детей сюжетные линии  изменялись  усложнением сюжета, количеством ролей.

Конструирование технологической карты полезно педагогам, осваивающим новые методики и технологии, так как её использование поможет определить структуру детской деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально распределить время.

Слайд 15. Подводя итог, я считаю, что использование на практике детьми и педагогом технологической карты в таком оформлении, позволяют ребенку в воображаемой ситуации, осуществлять любые привлекающие его ролевые действия.

Учат ребенка, как правильно организовать совместную игру, способствует развитию творчества и самостоятельности у детей, в ней ребенок получает навыки коллективного мышления, так же она может быть и диагностическим средством, способствуют формированию у дошкольников таких качеств как инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Именно на это ориентирует педагогов ФГОС ДО. 

Слайд 16-31. Фотографии. Условия для С-РИ в нашей группе.  

Слайд 32. Свое выступление хочу закончить такими словами: «Дайте детству состояться, дайте детству наиграться»

Слайд 33. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект организации сюжетно-ролевой игры «Театр» в старшей группе

Программное содержание: -  Формировать у детей умение применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни, творчески развивать сюжет игры;-Учить детей согласовывать тему игры; распр...

Организация сюжетно-ролевой игры в центре развития «Семья» с использованием элементов математики

Данная статья будет полезна как воспитателям детских садов так и родителям воспитанников. В статье приведены примеры фрагментов занятий с использованием элементов математики в предметно развивающей ср...

Конспект организации сюжетно – ролевой игры «День рождения» старшая группа

Конспекторганизации сюжетно – ролевой игры «День рождения» старшая группа...

Организация сюжетно-ролевой игры «Аптека» в старшей группе.

Методическая разработка по органицации сюжетно-ролевой игры "АПТЕКА" для дошкольников старшего возраста....

Конспект организации сюжетно-ролевой игры для воспитанников старшей группы Тема: сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»

Цель:Формирование  у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игрыЗадачи:1. Формирование у детей умения самостоятельно развивать сюжет игр...

«Современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий»

В статье описан практический опыт по процессу оптимизации подготовки старших дошкольников к сюжетно-ролевой игре....

Презентация " Современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий"

Описание опыта работы по использованию инструментов бережливых технологий в организации сюжетно-ролевой игры....