"Развитие артистизма у детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии"
консультация
Предварительный просмотр:
Консультации для воспитателей
Трухан Светлана Владимировна
МДОУ "Детский сад "Родничок "г. Надыма"
"Развитие артистизма у детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии"
Артистизм – это не только способность красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоционально воздействуя на воспитанника (не хочется употреблять традиционное - зрителя, лучше - участника, партнера, сотворца).
Артистизму нельзя научиться, прочитав или запомнив положения, содержащиеся в книгах. Важно понять и принять идеи, включиться в работу по выявлению и развитию способностей и умений, связанных с фантазией, интуицией, импровизацией, техникой и выразительностью речи и движений, самопрезентацией, открытостью, убедительностью в служении добру и красоте, в пробуждении и выращивании лучших качеств доверенных педагогу молодых людей.
Изучение системы воспитания творческих людей перспективна для понимания сущности воспитательного взаимодействия, потому что, во-первых, она исследует природу творческого коммуникативного воздействия одного человека на другого, во-вторых, объясняет генезис творческого самочувствия в деятельности коммуникативного порядка и, что особенно важно, определяет пути управления им, в-третьих, раскрывает природу человеческой выразительности и пути ее развития.
Видные деятели театральной педагогики, актеры, режиссеры, драматурги К. С. Станиславский, М. А. Чехов, Е. Б. Вахтангов, М. О. Кнебель, Б. Брехт, Б. Шоу и многие другие в своих трудах предложили интересные подходы, способствующие формированию человека-творца. Свой вклад в понимание роли и значения элементов театрального мастерства в деятельности учителя внесли Ю. П. Азаров, В. М. Букатов, П. М. Ершов, А. П. Ершова, И. А. Зязюн, Ю. Л. Львова, В. А. Кан-Калик, В. ф. Моргун, Е. А. Ямбург и др.
Важно различать понятия артистизма и актерствования. Актерствование— это, скорее, лжеартистизм. Это манерность, с которой ребенок изображает действие. Настоящий артистизм — это комплекс умений, который помогает ребенку глубже, ярче выразить себя, добиться оптимальных результатов в творческой работе.
Одна из удивительных черт театрального искусства - перевоплощение.
Перевоплощение требует актерских способностей, умения «сыграть роль», способности стать другим, оставаясь самим собой. Таким образом, артистизм — это не только игра в кого – то, это, прежде всего состояние души, способной на время не просто казаться кем-то, а, в самом деле «быть». Исчезают условности, все искренне переживается, все эмоции настоящие, все мысли и слова выстраданные.
Все выше сказанное можно в равной степени отнести и к артистизму в хореографии.
Искусство хореографии основано на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого тела. Зачатки образной выразительности свойственны человеческой пластике и реальной жизни. В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, строй чувств, своеобразие личности. Такие "говорящие" характерно-выразительные элементы, рожденные в реальной жизни, принято называть пластическими интонациями или мотивами. В них коренятся истоки образной природы. Хореография основана на том, что характерно-выразительные пластические мотивы, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений, обогащаются и организуются по законам ритма и симметрии, орнаментального узора, декоративного целого. Хореография искусство изначально синтетическое, ибо вне музыки, усиливающей выразительность танцевальной пластики, дающей ей эмоциональную и ритмическую основу, оно не может существовать. Вместе с тем хореография - зрелищное искусство, где существенное значение приобретает не только временная, но и пространственная композиция танца, зримый облик танцующих (отсюда - роль костюма, декоративного оформления и др.).
Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Профессионально важными качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры. Педагогу как творческой личности необходимо овладеть педагогической логикой, развивать педагогическую интуицию, способность к импровизации, педагогический артистизм.
Развитие артистических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством хореографии
Для развития артистических способностей у детей старшего дошкольного возраста в хореографическом коллективе нужна особая технология обучения, поскольку такие качества, как перевоплощение, самовыражение, способность к импровизации и другие не усваиваются вместе с базовыми научными знаниями. В создании такой технологии во многом может помочь театральная педагогика, главные черты которой — глубокая индивидуализация, творческий характер деятельности и стремление проникнуть в природу человеческой выразительности.
Значение трансформации, интеграции достижений театральной педагогики с общепедагогическими положениями, вскрытие собственных «пластов» и возможностей педагогики, раскрывающих ее связи с театральным мастерством, трудно переоценить в педагогическом образовании.
Станиславский выделяет 5 технологий актерского мастерства:
1. Раскрепощение мышц; (зажатость мышц, разновидность подавления естественных движений)
2. Сценическое внимание (сознание человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других)
3. Сценическая память (форма психического отражения заключается в закреплении и использовании прошлого опыта)
4. Сценическое воображение (психический процесс нового в форме образа, представления или идеи)
5. Чувство правды и веры (на сцене правдой является то, чего нет в действительности, но что могло бы случиться, зародившееся в душе артиста чувство на сцене становится действительным и верным) которые можно применить к старшим дошкольникам
Так как танец — это тоже передача внутреннего состояния через пластику и музыку, то использование этюда позволяет эффективно развивать артистические способности детей путем формирования умения импровизировать и фантазировать посредством музыки и пластических движений. Это позволяет сделать занятие живым, разнообразным, помогающим все более приобщать к танцу детей дошкольного возраста.
Хореограф, который в своей работе ставит целью развитие артистических способностей у своих воспитанников, должен в подборе репертуара
хореографического коллектива основываться на постановке сюжетных танцев. Сюжетный танец — это своего рода мини спектакль. В нем есть завязка, развитие сюжета и кульминация. Так же в сюжетном танце есть и свои характерные роли. Исполнители не просто исполняют танец, а передают характер через пластику. Во время репетиций, чтобы добиться максимальной драматизации в танце, хореографу наряду с отработкой ритмического рисунка, техничного исполнения приходится работать и над драматическим исполнением каждого участника хореографической композиции.
Каждое занятие включает разминку и большие творческие упражнения. Главная задача разминочных упражнений - активизация работы всех элементов системы, «разогрев» их и подготовка к работе. Здесь происходит «прогрев» каждого элемента с помощью остальных. Например, чтобы «разогреть» внимание, мы «ловим» хлопок как воображаемую пулю (цветок, конфетку — это зависит от состава и возраста группы, а для этого необходимо расслабиться, постараться не думать ни о чем. Иногда при выполнении упражнения полезно не смотреть на педагога: для более эффективной концентрации внимания оставить лишь один слуховой канал восприятия.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного и духовного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности....
Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "
«Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/27/picture-190658-1467011672.jpg)
выступление на 1 областном педагогическом форуме "Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами программы дополнительного образования "Внесём в свой мир красоту"
Данный материал размещен для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-199759-1516805257.jpg)
Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами природы
В программе представлена система игр и упражнений на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы, эмпатии, творческого воображения, воспитание основ нравственности....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-240782-1549294706.jpg)
Презентация "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности".
презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/30/picture-186490-1359554180.jpg)
Творческий проект эстетического содержания «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» (гжельская, хохломская росписи)
Творческий проект эстетического содержания с детьми старшего дошкольного возраста, направленный на развитие художественного творчества средствами ДПИ. Цель данного проекта: формирование у детей ...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Презентация Ковалевой Н. И, воспитателем МКДОУ д/с№31....