Самообразование
материал

Шумахер Нелли Николаевна

«Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи у детей в подготовительной группе  с ОНР».

 

«Развитие мелкой моторики с помощью веревочных игр, как средство улучшения речи у дошкольников в подготовительной группе  с ОНР».

 

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3- 4 лет»

«Формирование темпо-ритмической стороны речи  у детей с речевыми нарушениями»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования учителя-логопеда Поповой Н.Н.

МБДОУ № 6 «Колобок»

на 2018-2019 учебный год.

Тема: «Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи у детей в подготовительной группе  с ОНР».

Цель: способствовать формированию и закреплению навыков произношения у детей дошкольного возраста с ОНР.

Задачи:

  • нормализовать речевое дыхание;
  • учить менять высоту, силу голоса в различном темпе;
  • учить воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
  • учить воспроизводить звуки в заданном темпе;
  • учить воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
  • учить естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения;
  • учить выражать эмоции с помощью разных интонационных средств.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что у детей дошкольного возраста фонетически неправильно оформлена речь, не правильно развито речевое дыхание, темп и ритм голоса.

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки реализации

Изучение специальной литературы:

  • Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии/Е.Ф.Архипова. – Москва: АСТ : Астрель, 2008. -254 с.
  • Костылёва, Н.Ю. Покажи и расскажи/Н.Ю.Костылева. – Москва: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.
  • Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. Москва, «Владос», 1996 г

Сентябрь – Октябрь 2018 года

Разработать перспективное планирование для детей подготовительной группы с учётом использования фонетической ритмики.

Ноябрь2018 года

Изготовить (подготовить) демонстрационные пособия для занятий с использованием фонетической ритмики.

Ноябрь - Декабрь 2018 года

Разработать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием фонетической ритмики в корреционно-логопедической работе с детьми.

В течение года.

Обучать детей сознательному регулированию движений, которые сопровождают произнесение речевого материала при выполнении упражнений.

Декабрь 2018 года – Январь 2019 года

Проведение логопедических занятий с использованием фонетической ритмики.

Февраль – Май 2019 года

Подведение итогов по самообразованию.

Конец Мая 2019 года



Предварительный просмотр:

План самообразования учителя-логопеда Поповой Н.Н.

МБДОУ № 6 «Колобок»

на 2019-2020 учебный год.

Тема: «Развитие мелкой моторики с помощью веревочных игр, как средство улучшения речи у дошкольников в подготовительной группе  с ОНР».

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук и пальцев у детей дошкольного возраста через игры с веревочкой, создание  условий  для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.

Задачи:

  • Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста;
  • Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр с веревочкой;
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  • Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Актуальность:  В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки реализации

Изучение специальной литературы:

  • Афонькина Е.Ю., Афонькина А.С. Игры с веревочкой .- СПб.: Кристалл, 199. -  224с.
  • М. Балабанчик «Узоры на пальцах». – практическое пособие. – Момска, 2016. – 60с.
  • Ирина Шебушева: Волшебные веревочки на пальцах. 50 способов удивить подружек и друзей. – Харвест, 2010.

Сентябрь – Октябрь 2019 года

Разработать перспективное планирование для детей подготовительной группы с учётом использования веревочных игр.

Ноябрь2019 года

Изготовить (подготовить) пособия для занятий с использованием веревочных игр.

Ноябрь - Декабрь 2019 года

Разработать формы и методы работы с детьми с использованием веревочных игр в корреционно-логопедической работе с детьми.

В течение года.

Формировать у  детей умение выполнять различные комбинации с веревочкой, что приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи.

Декабрь 2019 года – Январь 2020 года

Проведение логопедических занятий с использованием веревочных игр..

Февраль – Май 2020 года

Подведение итогов по самообразованию.

Конец Мая 2020 года



Предварительный просмотр:

План самообразования учителя-логопеда Поповой Н.Н.

МБДОУ № 6 «Колобок»

на 2020-2021 учебный год.

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3- 4 лет»

Цель: повышение своих теоретических знаний, профессионального мастерства и компетентности; расширение общепедагогических, психологических и логопедических знаний, совершенствование методов речевого развития; повышение общекультурного уровня; формирование грамматического строя  речи у детей, развитие монологической и диалогической речи; развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

  • Приобщать детей к устному  народному  творчеству.
  • Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.
  • Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
  • Внедрение новых форм работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.

Актуальность: важнейшим  источником  развития  выразительности детской  речи  являются  произведения  устного  народного  творчества,  в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества  для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа и речевым развитием дошкольников.

В дошкольном  возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения дошкольникам нужно использовать  небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки реализации

Изучение специальной литературы:

  • Круглов Ю. Г.«Pyccкое народное поэтическое творчество, Санкт-Петербург, 199Зг.
  • Гербова В. В. «Особенности словарной работы с детьми», М., 1984г.
  • Лукин В. «Загадки. Скороговорки», М., Acт - пресс, 2000г.
  • Орлова Н. «О роли малых фольклорных жанров в жизни детей», Д. В.
  • №4, 1984г.
  • Павлова Л. «Фольклор для маленьких» Д. В. № 4, 1990г,
  • Танкеев И. «Русские народные игры», Мг, 199Вг.
  •  Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
  • Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
  •  Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
  •  Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
  •  Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985. 3 года
  • Эльконин Д. Б.Детская психология: развитие от рождения до семи. – М.: Просвещение, 1960г.
  • Боголюбская М. К. ,Шевченко В,В, «Психолого-педагогические основы игры дошкольников»– М. ,Просвещение,1970г.
  • Детская психология. Под. ред. Я. Л. Коломинского, Е. Н Панько. 1988г.

Сентябрь – Октябрь 2020 года

Разработать перспективное планирование  по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата.

Ноябрь2020 года

  • Разучивание и проговаривание потешек.
  • Применение потешек в режимных моментах.
  • Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»
  • Создание картотеки
  • Показ кукольного театра по сказке «Репка».

Ноябрь - Декабрь 2020 года

Разработать формы и методы работы с детьми с использованием устного народного творчества.

В течение года.

  • Приобщать детей к устному  народному  творчеству.
  • Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц.
  • Досуг «Вечер загадок».
  • Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
  • Театрализованная постановка русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба».
  • Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек).
  • Знакомство с закличками, потешками.

Декабрь 2020 года – Январь 2021 года

Проведение логопедических занятий с использованием  устного народного творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста

Февраль – Май 2021 года

Подведение итогов по самообразованию.

Конец Мая 2021 года



Предварительный просмотр:

План самообразования учителя-логопеда Шумахер Н.Н.

МБДОУ № 6 «Колобок»

на 2022-2023 учебный год.

Тема: «Формирование темпо-ритмической стороны речи  у детей с речевыми нарушениями»

Цель: повышение своих теоретических знаний, профессионального мастерства и компетентности; расширение общепедагогических, психологических и логопедических знаний, систематизировать работу по развитию темпо-ритмической стороны речи  дошкольников с помощью развивающих игр и упражнений.

Задачи:

1.Изучить  литературу по данной проблеме.

2. Внедрить систему игр и упражнений  по формированию темпо-ритмической стороны речи.

3. Разработать методические рекомендации для педагогов, направленные на развитие темпо-ритмической стороны речи.

4. Вовлечение родителей  в коррекционную работу через индивидуальные консультации, практикумы.

Актуальность: важность изучения темпо-ритмической стороны речи  у детей с общим недоразвитием речи определяется наличием многочисленных трудностей  в  социализации и индивидуализации дошкольников, так как  коммуникативная деятельность, есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений. Одной из проблем в речевом развитии детей с ОНР является слабо развитое чувство темпа и ритма.

Правильное восприятие темпо - ритмической структуры звуковой среды способствует полноценному формированию речи в раннем возрасте: правильному воспроизведению темпо - ритмического рисунка слов,  их слоговой структуры,  ускоряет развитие лингвистических способностей,  позволяя  научиться  правильно расставлять ударения и переносы. При несовершенстве развития темпо - ритмической организации речевой деятельности затормаживается развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности,  но и общение со сверстниками. Темпо - ритмическая способность формируется в раннем и дошкольном возрасте. Игровые упражнения по формированию темпо - ритмической стороны речи у детей с ОНР носят не только обучающий характер,  но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольников. Восприятие темпа и ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: мышц языка, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие темпа и ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей. Для эффективного развития у детей с ОНР темпо - ритмического восприятия необходимо использовать на занятиях индивидуальный подход к каждому ребёнку, применять на занятиях наглядный материал, дидактические пособия, темпо -ритмические игры и упражнения. Основываясь на вышесказанном и опираясь на опыт работы в данной области, я пришла к выводу, что использование именно речедвигательных  игр и упражнений эффективно в развитии чувства темпа и ритма у детей с ОНР. Материал по развитию темпо - ритмической стороны речи нужно подбирать так, чтобы ребёнок мог соотнести движения рук, ног, туловища с темпом и ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном темпе и ритме, одновременно проговаривая  или  пропевая в том же темпе и ритме слоги, слова, словосочетания, предложения, тексты. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребёнка чувство темпа и ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребёнка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия. Детские стихи помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса. Стихи следуют подбирать небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом.

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки реализации

Изучение методической литературы.

Изучение методик и технологий в интернете.

Сентябрь – Октябрь

2022 года

Разработать перспективное планирование  по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата.

Ноябрь2022 года

  • Внедрение игр и упражнений по развитию темпо-ритмической стороны речи в календарно-тематическое планирование.
  • Использование методик на занятиях, в индивидуальной работе с детьми.

Декабрь 2022 -

Апрель 2023 года

  • Проведение  индивидуальных консультации для родителей:  «Формирование темпо-ритмической стороны речи, как одной  из составляющих готовности ребенка к школе»
  • Проведение практикума для родителей «Речедвигательные игры»

Декабрь 2022

  • Проведение консультаций для воспитателей групп: «Методические рекомендации для педагогов, направленные на развитие  темпо-ритмической стороны речи »

Декабрь 2022 года

  • Изготовление папки-передвижки  для родителей  «Темпо-ритмические игры и упражнения дома».

Январь 2023 года

  • Формирование темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с помощью родителей

Декабрь 2022 -

Апрель 2023 года

  • Консультирование родителей вместе с детьми старшей группы «Формирование темпо-ритмической стороны речи  у дошкольников с ОНР».

Март 2023 года

  • Консультирование воспитателей «Формирование темпо-ритмической стороны речи  у дошкольников с ОНР»

Апрель 2023 года

  • Проведение логопедических занятий с использованием   игр и упражнений по формированию темпо-ритмической стороны  речи  детей дошкольного возраста

Декабрь – Май

2023 года

  • Подведение итогов по самообразованию.

Конец Мая 2023 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...