Самообразование
материал
«Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи у детей в подготовительной группе с ОНР».
«Развитие мелкой моторики с помощью веревочных игр, как средство улучшения речи у дошкольников в подготовительной группе с ОНР».
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3- 4 лет»
«Формирование темпо-ритмической стороны речи у детей с речевыми нарушениями»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 20.85 КБ |
plan_samoobrazovaniya_2019-2020_uch.g._popova_n.n.docx | 22.19 КБ |
plan_samoobrazovaniya_2020_-_2021_uch.g._popova_n.n.docx | 27.86 КБ |
plan_samoobrazovaniya_2022-2023_uch.g._shumahern.n.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования учителя-логопеда Поповой Н.Н.
МБДОУ № 6 «Колобок»
на 2018-2019 учебный год.
Тема: «Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи у детей в подготовительной группе с ОНР».
Цель: способствовать формированию и закреплению навыков произношения у детей дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
- нормализовать речевое дыхание;
- учить менять высоту, силу голоса в различном темпе;
- учить воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
- учить воспроизводить звуки в заданном темпе;
- учить воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
- учить естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения;
- учить выражать эмоции с помощью разных интонационных средств.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что у детей дошкольного возраста фонетически неправильно оформлена речь, не правильно развито речевое дыхание, темп и ритм голоса.
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки реализации |
Изучение специальной литературы:
| Сентябрь – Октябрь 2018 года | |
Разработать перспективное планирование для детей подготовительной группы с учётом использования фонетической ритмики. | Ноябрь2018 года | |
Изготовить (подготовить) демонстрационные пособия для занятий с использованием фонетической ритмики. | Ноябрь - Декабрь 2018 года | |
Разработать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием фонетической ритмики в корреционно-логопедической работе с детьми. | В течение года. | |
Обучать детей сознательному регулированию движений, которые сопровождают произнесение речевого материала при выполнении упражнений. | Декабрь 2018 года – Январь 2019 года | |
Проведение логопедических занятий с использованием фонетической ритмики. | Февраль – Май 2019 года | |
Подведение итогов по самообразованию. | Конец Мая 2019 года |
Предварительный просмотр:
План самообразования учителя-логопеда Поповой Н.Н.
МБДОУ № 6 «Колобок»
на 2019-2020 учебный год.
Тема: «Развитие мелкой моторики с помощью веревочных игр, как средство улучшения речи у дошкольников в подготовительной группе с ОНР».
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук и пальцев у детей дошкольного возраста через игры с веревочкой, создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.
Задачи:
- Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста;
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр с веревочкой;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Актуальность: В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки реализации |
Изучение специальной литературы:
| Сентябрь – Октябрь 2019 года | |
Разработать перспективное планирование для детей подготовительной группы с учётом использования веревочных игр. | Ноябрь2019 года | |
Изготовить (подготовить) пособия для занятий с использованием веревочных игр. | Ноябрь - Декабрь 2019 года | |
Разработать формы и методы работы с детьми с использованием веревочных игр в корреционно-логопедической работе с детьми. | В течение года. | |
Формировать у детей умение выполнять различные комбинации с веревочкой, что приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи. | Декабрь 2019 года – Январь 2020 года | |
Проведение логопедических занятий с использованием веревочных игр.. | Февраль – Май 2020 года | |
Подведение итогов по самообразованию. | Конец Мая 2020 года |
Предварительный просмотр:
План самообразования учителя-логопеда Поповой Н.Н.
МБДОУ № 6 «Колобок»
на 2020-2021 учебный год.
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3- 4 лет»
Цель: повышение своих теоретических знаний, профессионального мастерства и компетентности; расширение общепедагогических, психологических и логопедических знаний, совершенствование методов речевого развития; повышение общекультурного уровня; формирование грамматического строя речи у детей, развитие монологической и диалогической речи; развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
- Приобщать детей к устному народному творчеству.
- Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.
- Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
- Внедрение новых форм работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.
Актуальность: важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа и речевым развитием дошкольников.
В дошкольном возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения дошкольникам нужно использовать небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки реализации |
Изучение специальной литературы:
| Сентябрь – Октябрь 2020 года | |
Разработать перспективное планирование по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата. | Ноябрь2020 года | |
| Ноябрь - Декабрь 2020 года | |
Разработать формы и методы работы с детьми с использованием устного народного творчества. | В течение года. | |
| Декабрь 2020 года – Январь 2021 года | |
Проведение логопедических занятий с использованием устного народного творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста | Февраль – Май 2021 года | |
Подведение итогов по самообразованию. | Конец Мая 2021 года |
Предварительный просмотр:
План самообразования учителя-логопеда Шумахер Н.Н.
МБДОУ № 6 «Колобок»
на 2022-2023 учебный год.
Тема: «Формирование темпо-ритмической стороны речи у детей с речевыми нарушениями»
Цель: повышение своих теоретических знаний, профессионального мастерства и компетентности; расширение общепедагогических, психологических и логопедических знаний, систематизировать работу по развитию темпо-ритмической стороны речи дошкольников с помощью развивающих игр и упражнений.
Задачи:
1.Изучить литературу по данной проблеме.
2. Внедрить систему игр и упражнений по формированию темпо-ритмической стороны речи.
3. Разработать методические рекомендации для педагогов, направленные на развитие темпо-ритмической стороны речи.
4. Вовлечение родителей в коррекционную работу через индивидуальные консультации, практикумы.
Актуальность: важность изучения темпо-ритмической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи определяется наличием многочисленных трудностей в социализации и индивидуализации дошкольников, так как коммуникативная деятельность, есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений. Одной из проблем в речевом развитии детей с ОНР является слабо развитое чувство темпа и ритма.
Правильное восприятие темпо - ритмической структуры звуковой среды способствует полноценному формированию речи в раннем возрасте: правильному воспроизведению темпо - ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие лингвистических способностей, позволяя научиться правильно расставлять ударения и переносы. При несовершенстве развития темпо - ритмической организации речевой деятельности затормаживается развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Темпо - ритмическая способность формируется в раннем и дошкольном возрасте. Игровые упражнения по формированию темпо - ритмической стороны речи у детей с ОНР носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольников. Восприятие темпа и ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: мышц языка, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие темпа и ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей. Для эффективного развития у детей с ОНР темпо - ритмического восприятия необходимо использовать на занятиях индивидуальный подход к каждому ребёнку, применять на занятиях наглядный материал, дидактические пособия, темпо -ритмические игры и упражнения. Основываясь на вышесказанном и опираясь на опыт работы в данной области, я пришла к выводу, что использование именно речедвигательных игр и упражнений эффективно в развитии чувства темпа и ритма у детей с ОНР. Материал по развитию темпо - ритмической стороны речи нужно подбирать так, чтобы ребёнок мог соотнести движения рук, ног, туловища с темпом и ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном темпе и ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же темпе и ритме слоги, слова, словосочетания, предложения, тексты. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребёнка чувство темпа и ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребёнка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия. Детские стихи помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса. Стихи следуют подбирать небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом.
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки реализации |
Изучение методической литературы. Изучение методик и технологий в интернете. | Сентябрь – Октябрь 2022 года | |
Разработать перспективное планирование по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата. | Ноябрь2022 года | |
| Декабрь 2022 - Апрель 2023 года | |
| Декабрь 2022 | |
| Декабрь 2022 года | |
| Январь 2023 года | |
| Декабрь 2022 - Апрель 2023 года | |
| Март 2023 года | |
| Апрель 2023 года | |
| Декабрь – Май 2023 года | |
| Конец Мая 2023 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...