Долгосрочный проект "Сибирская мозаика"
проект (старшая группа)

Вагина Елена Сергеевна

Развитие творческих способностей у детей, через формирование экологической культуры!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx92.71 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ИРМО «Ширяевский детский сад комбинированного вида»

Проект  в старшей группе

«Сибирская мозаика»

                                                                                      Подготовили:

                                                      Воспитатели: Вагина Е.С.;  Смолянинова М.Ю
                                                     музыкальный руководитель: Рыженкова С.В.

Пояснительная записка

В течение XX века развитие человеческой цивилизации всё в большей степени выявляло противоречие между человеком и природой. Человек стремительно разрушает среду обитание многих растений и животных. Тем самым подрывая и собственную среду обитания. Стало очевидно, что метод проб и ошибок нельзя применить к природному ресурсу в данном вопросе необходим предварительный анализ возможных экологических последствий воздействий на природу.

В  конце XX века внимание к культуре взаимодействия между человеком и 

природой существенно усилилось. Люди стали осознавать, что без создания определённой концепции взаимодействия с природой наступят необратимые последствия.

В 2000 году в Государственную думу Российской Федерации был внесён 

проект федерального закона «Обэкологической культуре», в котором определялись основные  принципы взаимоотношения человека и природы со всеми ее обитателями. 

Экологическая культура часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально -норм, взглядов, установок и ценностей, касающихсявзаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды;

 Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения[3]. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий среды.

Ребёнок не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающим миром. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, взаимоотношений с природной.

     В детские годы человек исследует  и открывает мир для себя. И в том, какой мир предстанет перед ребёнком, ответственен взрослый. Если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры, ребёнок откроет чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках.

     

Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдение происходящих в природе явлений, вызывает чувство радости и даёт огромное наслаждение.

Природа играет огромную роль в создании ценностей искусства. Природа – могучий источник познания. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким.

Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.

«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», - так говорили древние греки. Поэтому мы взрослые должны окружить ребенка красотой – всем прекрасным, чем только сможем. С раннего детства важно, чтобы ребёнок испытывал восторг и восхищение от встречи с природой, а также, чтобы он имел возможность выражать свои впечатления в игре, слове, в изобразительной деятельности. В результате этого, происходит закрепление впечатлений и знаний.

 Наша задача состоит в том, чтобы не мешать ребенку познавать природный мир, пока он его интересует и привлекает. Подключить к данному процессу все многообразие его чувств: зрительные и слуховые анализаторы, тактильные ощущения.

В каждом возрасте дети воспринимают свое окружение по разному:

Дети до 3 лет очень восприимчивы к звукам. Важно чтобы дети слышали природные звуки – жужжание пчел, шелест травы. В этом случае ребенок будет расти спокойным и уравновешенным.

От 3 до 6 лет дети хорошо чувствуют цвет, проявляют интерес к форме, линии, любят рисовать, мастерить что-либо своими руками. В этот период взрослым нужно больше обращать внимание на окружающую ребенка природу, учить наблюдать за ее изменениями, воплощать свои впечатление в творческих работах.

Актуальность

В истории культуры природа часто была предметом восхищения, размышления, описания, изображения, мощным источником вдохновения, того или иного настроения. Очень часто человек стремился выразить в искусстве свое ощущение природы, свое отношение к ней. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыке, и к искусству во все его проявлениях, ведь каждый ребенок - прирожденный художник, музыкант и поэт. И творить он способен ярко и талантливо, если создать для этого благоприятную среду.

При помощи нашего проекта «Сибирская мозаика» мы постарались создать именно такую благоприятную среду. Чтобы каждый ребенок смог проявить свои творческие способности.

Наш детский сад расположен в Иркутском районе, а это значит вблизи озера Байкал с его неповторимой красотой природы, фольклором, сказками, все это, по нашему мнению, как нельзя лучше будет способствовать развитию творческих способностей у детей.

В проекте большое место отведено интегрированным занятиям, благодаря которым развитие музыкально-творческих способностей у детей раскрывается наиболее полно.

Интеграция образовательных областей, является особенностью данного проекта. Кроме этого проект «Сибирская мозаика» можно использовать как образовательную деятельность по региональному компоненту или как содержание для проведения кружковой работы для старших дошкольников.

Интегрированные занятия

 • способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова , в мир красок и звуков;

развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, музыки, живописи;

• воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

Интегрированные занятия позволяют расширять представления детей о природе, воспитывать у них гуманное отношение к живому, побуждать к эстетическим переживаниям, связанным с природой, учат отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и творческой деятельности.  Именно это дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка.

Участники проекта: педагоги, дети и их родители.

Проблема: недостаточно развитые у детей творческие способности;  

Гипотеза: если одновременно задействовать у ребенка несколько органов чувств, то можно более полно раскрыть его творческие потенциал.

Тип проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: долгосрочный.

Цель: Развитие творческих способностей у детей через формирование экологической культуры

Задачи:

1) формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;

2) привитие любви к природе малой родины;

4) развитие умений и навыков необходимых для   выполнения творческих работ;

5) создание условий для образовательной деятельности и развития творческих способностей детей.

Планируемые результаты реализации проекта

Интеграция образовательных областей  будет способствовать повышению уровня экологических знаний у детей дошкольного возраста, повышению экологической культуры, улучшению познавательной и речевой активности.

Разработка проекта

Перед началом работы над проектом мы решили выяснить, какой уровень развития творческих способностей существует у детей в старших группах.

Для выявления развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста мы использовали:

тест Е. Торренса «Неполные фигуры», предназначенный для диагностики креативных (творческих) способностей детей, выявления уровня развития творческого воображения;

методику «Сочини сказку и нарисуй картинку» (авт. О.М. Дьяченко).

Методика Торренса «Неполные фигуры» позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения детей и проследить специфику этого процесса. Ребенок воспринимает предлагаемые тест-фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

Для проведения исследования для каждого ребенка были подготовлены листы бумаги с изображением геометрических фигур и цветные карандаши.

kol1.tif

Рис. 1. Геометрические фигуры для проведения исследования по тесту Торренса «Неполные фигуры»

Детям предлагалось дорисовать изображенные на листе фигуры: квадрат, треугольник, круг – так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем обращалось внимание детей на то, что дорисовывать можно , как внутри контура фигуры, так как удобно ребенку. После получения задания дети задавали вопросы: «можно ли …», «зачем это рисовать…», «а если не получится?», «я не умею» и т.п. Неуверенность детей настораживала, но задание выполнили все дети, одни более успешно и быстро, другие долго размышляли, в основном не что рисовать, а как нарисовать, чтобы было красиво.

Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д.При анализе не учитывалось, поскольку в первую очередь для нас был важен замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения новых, неожиданных идей, отличающихся от широко известных, общепринятых, т.е. оригинальность

изображения.

При обработке полученных экспериментальных данных все работы детей распределялись на три группы:

1 группа – оригинальные изображения во всех трех случаях (высокий уровень развития творческого воображения).

2 группа – оригинальные изображения в одном-двух случаях (средний уровень развития творческого воображения).

3 группа – нет оригинальных изображений (низкий уровень развития творческого воображения).

Затем подсчитывалось общее количество оригинальных изображений по всем группа.

Методика «Сочини сказку и нарисуй картинку». Диагностика детей по данной методике проводилась индивидуально.

При проведении методики ребенка просят придумать сказку (какую он захочет и про кого захочет). Напоминают, что в книгах к каждой сказке обычно есть картинки. Ребенку предлагают придумать свою сказку и нарисовать к ней картинку. А потом надо рассказать свою сказку. Если ребенок начинает рисовать или рассказывать знакомую сказку, инструкцию повторяют.

При анализе результатов диагностики по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку» не отмечаются качества самого рисунка и изложения, а обращается внимание только на уровень воображения. В итоге все работы детей подразделяются на три уровня.

Высокий уровень. Сюжет рисунка и сказки совпадает. Дети рисуют и сочиняют одновременно, а не пытаются после рисования что-нибудь придумать по детали рисунка. В рисунке, как правило, представлен один из существенных моментов сказки. Рисунок и сказка структурно оформлены (имеют выраженную композицию и детализированы). Персонажи и сюжет рисунка и сказки в точности не повторяют знакомые ребенку сказки. Дети планируют свою деятельность.

Средний уровень. Ребенок рассказывает модифицированный вариант знакомой сказки или сочиняет элементарную собственную сказку. Картинка может не отражать существенного эпизода сказки. Дети рисуют отдельного героя или один из эпизодов сказки.

Низкий уровень. Дети рисуют и рассказывают знакомую сказку даже после повторения инструкции.

Проанализировав результаты диагностики дошкольников по двум методикам, мы пришли к выводу, что большинству детей необходима специально организованная работа( проект), направленная на развитие творческих способностей.

Основные формы реализации проекта

• беседы;

• непосредственно образовательная деятельность;

• наблюдения за природными объектами;

• детское художественное творчество;

• чтение художественной литературы;

• работа с родителями:

• целевые прогулки

• совместное участие в творческих выставках по исследуемым темам.

Взаимодействие образовательных областей для развития творческих способностей у детей.

Познавательное развитие:

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

  • Знакомство с разнообразием растительного мира нашего края
  • Знакомство с животным миром нашего края.
  • Жемчужина нашего края. – оз.Байкал.
  • Заповедная зона Байкала.
  • Целевые прогулки:
  • Наблюдения за природными явлениями.

Чтение художественной литературы:

  • Серия книг: А.Лопатина

,М.Скребцова.

«Об орехах и шоколаде»

«О ягодах и грибах»

«О чае и целебных травах»

«Медовые сказки»

«О хлебе злаках и каше»

  • В.Стародумов

«Сказки озера Байкал.»

  • В.Стародумов

«Омулевая бочка»

Изобразительная деятельность

  • Бумажная симфония( поделки из бумаги)
  • Веселые томпоны
  • Поделки из ниточек и веревочек
  • Пластилинография
  • Рисование на молоке.
  • Рисование крупой.

Музыка.

  • «Времена года» П.И.Чайковский
  • Голоса природы (звуки птиц. воды и т.д
  • Детский альбом ( зимнее утро)
  • Зимняя соната
  • Музыка природы сборкик произведений для детей
  • Фольклор6 заклички .потешки
  • Утро Петер-ГюнтЭ.Григ

Тематическое планирование работы по проекту.

 Проект состоит из 4 циклов каждый из которых отражает одно из времен года. Такой подход не только позволяет познакомить детей с особенностями природы в конкретное время года.но и переход наэмоции

Цикл

Мероптиятия

Цель

Участники

результат

  • Осенние фантазии

Беседы :

«Что нам осень принесла,».( дары осени)

« Есть в осени первоначальной..»( растительность осенью0

Животные вокруг нас ( животные байкальских заповедников)

Они такие маленькие (редкие насекомые)

Подборка иллюстративного материала

Экскурсии:

 «Осенний лес»

Наблюдения:

Во время прогулок

Совместно с родителями.

Предложить детям по пути домой обратить внимание на окружающую их природу и дома отразить свои впечатления в рисунке

Творчество:

рисуем осенний пейзаж  на молоке

Веселые тампоны – животные нашего края.

Аппликация из листьев.

Бумажная симфония

Музыка:

Прослушивание музыкальных произведений по теме.

Праздник – посиделки «Осенины»

Чтение художественной литературы:

Сказки озера Байкал

Сказки о ягодах и грибах

Цель: Познакомить детей с особенностями сибирской природы в осеннее время года.

Задачи:

Формировать у детей потребность в общении с природой.

Учить предавать свое отношении к природе в своих работах.

Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями отражающие осеннее настроение природы.

дать детям представления о том как проходили народные гуляния в нашем крае в старину; ознакомить с фольклором и обычаями народов населяющих наш край.

Воспитатель, дети, родители

Выставка работ

« Природа вокруг нас»

«Дары осени»

Освоение новых техник исполнения рисунка.

Разучивание закличек и потешек. Про осеннее время года.

Морозные узоры

Беседы :

«Мороз и солнце..» ( о природных явлениях в зимний период)

Хрустальное кружево ( Байкал зимой его особенности)

« Мы знаем их права»( о правах животных)

Подборка иллюстративного материала

Экскурсии:

 «Зимний  лес»

Наблюдения:

Во время прогулок за растениями и животными, снегом природными явлениями.

Совместно с родителями.

Предложить детям по пути домой обратить внимание на окружающую их природу и дома отразить свои впечатления в рисунке

Творчество:

рисуем зимний лес на крупе.

Пластилинография( животные заповедных зон).

Аппликация из листьев.

Бумажная симфония

Музыка:

Прослушивание музыкальных произведений по теме.

Чтение художественной литературы:

Сказки озера Байкал

Сказки об орехах и шоколаде

Медовые сказки.

Цели и задачи Познакомить детей с особенностями сибирской природы в зимнее время года.

Формировать у детей потребность в общении с природой.

Учить правилам поведения в природе.

Воспитывать потребность создавать творческие работы отражающие   отношение к природе.

Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениям характеризующими  природу зимой.

Воспитатель, дети, родители

Выставка работ

«Морозные узоры»

«Зимний лес»

«

Освоение новых техник исполнения рисунка.

Разучивание закличек и потешек. Про зимнее время года.

  • Весна - красна

Беседы :

«Природа просыпается.» ( о природных явлениях в весенний  период)

«Первоцветы» (Сибирские цветы встречают весну)

« Мы дома » ( о перелетных птицах нашего края)

Подборка иллюстративного материала

Экскурсии:

 «Весенний   лес»

Наблюдения:

Во время прогулок за пробуждением растений, природными явлениями.

Совместно с родителями.

Предложить детям по пути домой обратить внимание на окружающую их природу и дома отразить свои впечатления в рисунке

Творчество:

Рисунки красками, карандашом – по теме.

Кляксография-Лес проснулся..

Пластилинография(вестники весны-жаворонки).

Аппликация Ниточки-веревочки.

Музыка:

Прослушивание музыкальных произведений по теме.

Праздник «Приход весны» _Жаворонки

Чтение художественной литературы:

Омулевая бочка.

О чае и целебных травах

Цели и задачи Познакомить детей с особенностями сибирской природы в весенние время года.

Формировать у детей потребность в общении с природой.

Учить применять свои знания на практике.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Познакомить детей с традициями встречи весны в нашем крае.

Воспитатель, дети, родители

Выставка работ

«Первоцветы»

Коллективная работа  « Байкал весной»

Освоение новых техник исполнения рисунка.

Праздник «Жаворонки»

  • Солнечное лето

Беседы :

« Ясно солнышко..» ( о природных явлениях в летний период)

« Мы сохраним тебя -Байкал»

«Они могут исчезнуть»(Охраняемые растения и животные нашего края)

Подборка иллюстративного материала

Наблюдения:

Во время прогулок за растениями и животными, природными явлениями.

Совместно с родителями.

Предложить детям по пути домой обратить внимание на окружающую их природу и дома отразить свои впечатления в рисунке

Творчество:

рисуем –как хотим ( Применить любую технику рисования)

Рисунки на песке.

Поделки из природного материала

Бумажная симфония

Музыка:

Прослушивание музыкальных произведений по теме.

Чтение художественной литературы:

Сказки озера Байкал

Сказки о ягодах и грибах

Цели и задачи Познакомить детей с особенностями сибирской природы в летнее время года.

Формировать у детей потребность в общении с природой.

Учить правилам поведения в природе.

Воспитывать потребность создавать творческие работы отражающие   отношение к природе.

Воспитатель, дети, родители

Выставка работ

Летний пейзаж

Песочная скульптура

Веселые облака

Освоение новых техник исполнения рисунка.

Праздник «Макушка лета»

Результаты реализации проекта

Знакомство с   музыкальными и художественными произведениям, с живописью, где будет отражаться вся красота природы, позволит наиболее полно  развить творческие способности детей.

Целевые походы на природу с целью исследования подобранных тем помогут в процессе оздоровления  и улучшения эмоционального самочувствия детей.

Привлечение родителей к данному проекту будет  способствовать  улучшению микроклимата  в семье, более доверительным и дружеским отношениям между ребенком и родителями. Кроме этого воспитатели и родители в данном проекте будут выступать как союзники для решения одной задачи всестороннего развития ребенка.

Практическое использование проекта.

Проект « Сибирская мозаика» будет использоваться для  развитие творческих способностей детей, нетрадиционными  техниками рисования заинтересовались воспитатели других групп.

Диагностика по выявлению особенностей воображения заинтересовала педагога-психолога; Она решила провести пробную диагностику в старшей и логопедической  группе детского сада по той же методике.

Сравнительная диагностика развития творческих способностей детей позволит более четко и планомерно вести работу по их развитию.

Список литературы

1 ВасинаН.С. «Бумажная симфония – М.; Айрис- пресс;2009г128с

2 Гербова В.В., Н. Ф. Губанова, О. В. Дыбина и др. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Старшая группа . – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 176 С.

3. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.  – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 С.

4 В.Стародумов   «Сказки озера Байкал.»Издательство: BHV, 2016 г.

Серия: Сказки народов России

5 В.Стародумов  «Омулевая бочка»

6  Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду –М.,ТЦ Сфера,2005г 144с

7 А.Лопатина  М.Скребцова.«Об орехах и шоколаде»; «О ягодах и грибах»; «О чае и целебных травах»; «Медовые сказки»; «О хлебе злаках и каше»-М. Изд. Комсомольская правда,2013г

8 ПетроваО.И. Мастерим из ниток и веревочек М. , ООО«АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2013г

9 Проект федерального закона «Обэкологической культуре», 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Лоскутная мозаика": делаем лоскутные деревья яблоня, ель

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Лоскутная мозаика": делаем лоскутные деревья  (яблоня, ель). Совершенствуем умение детей резать ножницами ткань. Мы...

Конспект мероприятия по взаимодействию с семьёй. " Мастер- класс. Мозаика из круп."

Конспект мероприятия по взаимодействию с семьёй. Нетрадиционные приёмы аппликации....

Программа по художественному труду "Мозаика" (старшая группа)

Пояснительная записка, цель программы, учебно - тематический план. содержание...

"Цветочная мозаика"

План проведения развлечения для детей....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА А. И. Буренина "Ритмическая мозаика"- 2012

Музыкально – ритмическое и творческоеразвитие  детей дошкольного возрастав системе работы по программеА.И. Бурениной «Ритмическая мозаика»...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

ПОИГРАЕМ С МОЗАИКОЙ Материалы: мозаика с крупными деталями (для детей 2-3 лет)

ПОИГРАЕМ С МОЗАИКОЙ Материалы: мозаика с крупными деталями (для детей 2-3 лет)Для игры понадобятся основные цвета (красный, зелёный, жёлтый, синий), некрупные фигурки животных. Цели и задачи...