Проект "Юные интеллектуалы"
проект (старшая группа)

Долгуй Наталья Васильевна

по развивающим играм В. Воскобовича

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx50.39 КБ

Предварительный просмотр:



Проект

"Юные интеллектуалы"

                                                                  Воспитатель:

Долгуй Наталья Васильевна

2020г.

Актуальность проекта.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала.

Известный детский психолог Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, то есть в качественных особенностях детского мышления.

Развивая мышление ребенка на каждом возрастном этапе, создается как бы определённый «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность действовать «в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в ненужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.

У детей, играющих с играми Воскобовича, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости.  Ведь неплохо, когда у детей развивается понятливость и формируется довольно высокий интеллект. Это происходит примерно с такой закономерностью: сначала ребенок имеет интеллект ниже среднего, но по мере занятий по методу Воскобовича его интеллект меняется на глазах и растет. Сначала к среднему уровню интеллекта, затем к нормальному, затем к высокому, очень высокому и, наконец, интеллект ребенка становится превосходным.

Цели образовательной деятельности с использованием игровых материалов В.В. Воскобовича:

  • Развитие у ребёнка познавательного интереса к исследовательской деятельности.
  • Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
  • Гармоничное развитие у ребёнка образного и логического мышления.
  • Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.
  • Развитие мелкой моторики рук.

Данный проект направлен на интеллектуально-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста. В нём представлено перспективное планирование работы с детьми с использованием инновационной технологии и план работы с родителями. Реализация проекта осуществляется при сочетании игровых методов и методов прямого обучения.

Цель проекта -создание необходимых условий для развития логического мышления детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе инновационных технологий, а именно элементы игровой технологии В. Воскобовича.

Задачи проекта:

  • Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме проекта.
  • Создать условия для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста с использованием инновационной технологии.
  • Поиск эффективных путей взаимодействия детского сада и семьи в развитии логического мышления детей среднего дошкольного возраста.    
  • Разработать план работы с использованием инновационных технологий на развитие логического мышления детей дошкольного возраста.
  • Организовать образовательное игровое пространство через обновление предметно-развивающей среды.

Тип проекта –  познавательный.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Этапы реализации:

Подготовительный 

Цель: создание условий, необходимых для реализации проекта.

Основной 

Цель: реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Итоговый 

Цель: анализ полученных результатов. Презентация проекта.

Сроки реализации проекта: проект долгосрочный

Ожидаемый результат проекта:

Образовательный аспект.

  • Формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения, умений и навыков.
  • Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект.

  • Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
  • Развитие сенсорной сферы, развитие двигательной сферы.

Воспитательный аспект.

  • Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Этапы работы по проекту

1.Подготовительный этап

Методическое сопровождение:

  1. Определить цель и задачи проекта.
  2. Изучить и проанализировать методическую литературу.
  3. Составить перспективный план работы с детьми.
  4. Разработать серия форм образовательной деятельности с детьми.
  5. Разработать комплекс упражнений.
  6. Провести диагностическое обследование логического мышления детей.

Создание развивающей среды:

  1. Приобрести и изготовить игры.
  2. Создать в группе «Центр интеллектуального развития».
  3. Разработать пособия по развитию познавательного интереса.

Работа с родителями:

  1. Провести анкетирование.
  2. Составить перспективный план работы с родителями.
  3. Провести мастер-класс.
  4. Разработать информационные буклеты.
  5. Разработать памятки, рекомендации.

2.   Основной этап

Мероприятия проекта

Месяц

Мероприятия с детьми

Сентябрь

Игра «Квадрат Воскобовича двухцветный» - конструирование по схемам «Домик», «Конфета».

Цель: развитие мелкой моторики, развитие мыслительных операций.

Игра «Квадрат Воскобовича четырехцветный» - одноцветные фигуры.

Цель: углублять знания детей о геометрических фигурах, развивать логическое мышление, внимание.

Игра «Волшебная восьмёрка 1» - конструирование цифр по шаблону из одноцветных деталей.

Цель: знакомство с новой игрой.

Октябрь

Игра «Квадрат Воскобовича двухцветный» - конструирование по схеме «Летучая мышь».

Цель: составление фигур с опорой на схему.

Игра «Квадрат Воскобовича четырехцветный» - двухцветные фигуры.

Цель: упражнять детей в группировке геометрических фигур; развивать наблюдательность, внимание, память.

Игра «Прозрачный квадрат».

Цель: познакомить детей с задачами на анализ геометрических фигур, соотношение целого и части.

Ноябрь

Игра «Прозрачный квадрат».

Цель: учить складывать квадраты из различных частей и самые разные фигурки. Развивать внимание, мышление.

Игра «Прозрачный квадрат» - настольная игра «Вертикальное домино».

Цель: познакомить с новой игрой, учить мыслить пространственными образами, умению комбинировать фигуры.

Игра «Волшебная восьмёрка 1» - конструирование по словесной модели.

Цель: научить детей запоминать порядок цветов радуги.

Декабрь

Игра «Квадрат Воскобовича двухцветный» - фигуры «Конверт», «Семафор».

Игра «Квадрат Воскобовича четырехцветный» -трёхцветные фигуры.

Цель: развивать мелкую моторику рук, пространственное мышление, память, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.

Игра «Волшебная восьмёрка 1».

Цель: научить конструировать цифры, пользуясь считалкой.

Январь

Игра «Квадрат Воскобовича двухцветный» - более сложные схемы «Мышка», «Ёжик».

Игра «Волшебная Восьмёрка 1».

Цель: Упражнять в складывании цифр из разноцветных палочек, добавляя или удаляя определённые элементы с помощью считалки.

Игра «Прозрачный квадрат» - игра «Волшебный мешочек».

Цель: назвать невидимые льдинки и описать их.

Февраль

Игра «Квадрат Воскобовича двухцветный» - фигура «Звёздочка».

Цель: учить работать по более сложным схемам.

Игра «Квадрат Воскобовича четырехцветный».

Цель:        закреплять навыки складывания фигур по схемам, развивать образное мышление, умение выявлять наличие нескольких признаков (цвет, форма).

Игра «Прозрачный квадрат» - складывание фигур по схемам.

Цель: развивать логическое мышление, наблюдательность, упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую. 

Март

Игра «Квадрат Воскобовича двухцветный» -фигуры «Лодочка», «Самолётик».

Цель: сложить предметные формы, назвать, сочинить описательный рассказ.

Игра «Прозрачный квадрат» - игра «Кто быстрее сложит девять квадратов».

Цель: развитие логического мышления, умения формулировать задачу.

Игра «Волшебная восьмёрка 1»- сколько предметов? (выложить цифры).

Цель: закрепить знания цифр, развивать внимание, умение сравнивать и анализировать.

Апрель

Игра «Прозрачный квадрат» - настольная игра «Вертикальное домино».

Цель:учить мыслить пространственными образами, умению комбинировать фигуры.

Игра «Волшебная восьмёрка 1» - мысленное создание словесных моделей.

Цель: учить детей запоминать и считать количество цифр, у которых есть части определённого цвета.

Игра «Прозрачный квадрат» - шуты сочиняют новые забавы для короля.

Цель: развитие логического мышления, умения придумать новые фигуры, сложить и назвать их.

Май

Игра «Прозрачный квадрат» - показ предметов.

Цель: развитие умения выложить точно такой же предмет из «льдинок».

Игра «Волшебная восьмерка».

Цель: развитие умения шифровать цифру с помощью считалки «кохле - охле…».

Игра «Геоконт».

Цель: познакомить с новой игрой.

Месяц

Мероприятия с родителями

Цель деятельности

Сентябрь

Консультация «Развитие логического мышления как одно из условий успешного обучения в школе».

Активизировать знания родителей о пользе развития логического мышления.

Октябрь

Ноябрь

Советы для родителей «Развивающая предметная среда дома», «Игры своими руками».

Дать родителям ряд рекомендаций для создания центра сенсорного развития дома.

Декабрь

Индивидуальные консультации для родителей о выборе игр.

Оказать помощь в выборе игр, соответствующих возрасту детей.

Январь

Буклет «Игры Воскобовича – гимнастика для ума».

Побудить к совместной деятельности родителей и детей в совместных играх.

Февраль

День открытых дверей.

Показать наглядную модель организации и проведения игр на развитие логического мышления.

Март

Апрель

Мастер-класс «Головоломки Воскобовича».

Побудить родителей обратить внимание на многообразие логических игр и конструкторов, научить их выбирать полезные, развивающие мышление и память детей, игры.

Май

Родительское итоговое собрание «Нужно ли развивать мыслительную деятельность детей?».

Анкетирование

Подвести итоги совместной работы педагогов и родителей по развитию логического мышления детей.

  1. Заключительный этап 

Месяц

Мероприятия

Март

Проведение открытого мероприятия непрерывной образовательной деятельности с включением элементов игровой технологии В. Воскобовича.

Цель: упражнять детей в умении умения превращать квадраты Воскобовича и «нетающие льдинки» в разные фигуры, и трансформировать «Восьмерку».

Апрель-май

Итоговая диагностика уровня логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Цель: оценка эффективности проекта.

Июнь-июль

Планирование работы на следующий учебный год по играм В. Воскобовича

Цель: подготовка предметно-развивающей среды к новому учебному году.

Список литературы

  1. Бондаренко. Т. М. Развивающие игры в ДОУ: конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича: практ. пособие для ст. воспитателей и педагогов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж: Метода, 2013.
  2. Воскобович В.В. Волшебная восьмёрка. Учебно-методическое пособие. – СПб: ООО «РИВ», 2005.
  1. Воскобович В.В. Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава, или Сказка об удивительном Геоконте. Методическая сказка. – СПб: ООО «РИВ», 2006.
  2. Воскобович В.В. Тайна Ворона Метра. Методическая сказка. – СПб: ООО «РИВ», 2007.
  3. Воскобович В.В. Нетающие Льдинки Озера Айс, или Сказак о Прозрачном Квадрате. Методическая сказка. – СПб: ООО «РИВ», 2006.
  4. Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов / Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  5. Харько Т.Г., Воскобович В.В. Игровая технология интеллеюу-ально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». - СПб.: ООО «РИВ», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Интеллектуалы"

Цель:повышение  профессионального  мастерства  и компетенции педагогов по  развитию детей раннего возраста;установление связи теоретических знаний  педагогов с практическим оп...

Психологическая игра для воспитателей "Интеллектуалы"

Психологическая игра "Интеллектуалы" - одна из форм работы психолога с педагогами. Она позволяет раскрыть их творческий потенциал; оптимизировать межличностные отношения, активизировать мыслительную д...

КВН - интеллектуалов"Умники и умницы"

Цель: Обобщить полученные знания; закрепить умения в порядковом счёте;, в сравнении фигур по величине; различать геометрические фигуры; развивать конвергентное и дивергентное мышление. Обра...

Конспект совместного мероприятия детей и родителей КВН «Битва интеллектуалов»

Цель:  повышение активности родителей в развитии логического мышления детей для успешного обучения в школе.Задачи:1.     Формирование партнёрских отношений с родителями в ходе...

Работа кружка "Маленькие интеллектуалы" "Начинаем играть в шашки"

«Начинаем играть  в шашки»Цель: обучение игре в русские шашки.Задачи: 1. Учить правилам расположения доски, расстановки шашек, правилам ходов и взятий....

Сценарий конкурса для детей старшего дошкольного возраста «Конкурс Интеллектуалов»

Сценарий конкурса для детей старшего дошкольного возраста «Конкурс Интеллектуалов». Цель конкурса: Стимулирование развития интеллектуального потенциала личности детей старшего дошкольно...

“Без шаяннар һәм тапкырлар» (мәктәпкә әзерлек төркемендә үткәрелгән интеллектуаль уен конспекты).

Максат:  - сан  составы турында белемнәрне ныгыту;                    - бала...