Перспективыный план совместной игры воспитателя и детей младшей группы
картотека (младшая группа)

Петрик Екатерина Владимировна

Совместные игры распознавания и узнавания, на развитие внимания и наблюдательности, игры на развитие точности движений рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_igra_mladshaya_gruppa.docx50.15 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека совместной игры для детей младшей группы

При выборе игр для младших дошкольников нужно учитывать степень физической нагрузки. Следует чередовать подвижные игры с малоподвижными, чтобы дети не переутомлялись. Желательно, чтобы взрослый сначала провёл игру в небольших группах (2 -4 чел.) и только потом во всей группе. Никто не должен выбывать из игры, участвуют все до её окончания. Детям больше всего по душе подвижные игры, непродолжительные, с чёткими, простыми правилами. Когда игра закончена, подводится итог, называются те, кто хорошо выполнил задания, и те, кому нужно в будущем постараться. Если ребёнок хочет играть с кем-то конкретным, нужно учитывать его желание и не разъединять детей.

Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности

1) Повтори точно

Оборудование: два стола, игрушки, бумага (салфетки).

Ход игры. На одном столе лежат 2-3 игрушки, прикрытые бумагой (салфеткой), на другом — расставлены 3—5 игрушек.

Воспитатель приподнимает бумагу (салфетку). Ребенок в течение 1—2 мин внимательно смотрит на игрушки, стараясь их запомнить. Воспитатель вновь закрывает их бумагой или салфеткой.

Варианты

1. Ребёнок подходит ко второму столу и берёт игрушки, которые только что видел.

2. Ребёнок подходит ко второму столу и расставляет игрушки в том же порядке, в котором они лежат на первом столе. Лишние игрушки откладывает в сторону.

3. Игрушки лежат по-разному: перевёрнуты, друг на друге и т.п. На столах одинаковые игрушки. Играющий повторяет расположение игрушек.

2) Узнаю цвета

Оборудование: цветные карандаши, разноцветные палочки или полоски плотной цветной бумаги (картона).

На двух столах лежат цветные карандаши и палочки или полоски плотной цветной бумаги.

Варианты

1. Нужно запомнить цвета карандашей. На первом столе лежат 6 карандашей двух цветов. Играющий смотрит на них 1—2 мин. Воспитатель закрывает карандаши бумагой. На втором столе карандаши лежат стопкой. Ребёнок берёт по одному карандашу нужного цвета.

2. Нужно запомнить количество кучек и карандашей в кучке. На первом столе карандаши лежат кучками. Ребенок смотрит и запоминает, сколько кучек и сколько в них карандашей. Взрослый закрывает первый стол бумагой. На втором столе ребёнок раскладывает карандаши по кучкам, как и на первом столе. С каждой игрой количество кучек и карандашей увеличивается.

3. Нужно запомнить количество и цвет карандашей в кучке. Составить две кучки из карандашей разных цветов. Цвета карандашей не повторять. Начинать игру следует с одной кучки из двух разноцветных карандашей, потом из трёх и т.д.

Примечание. Игра будет интереснее, если к столу одновременно подходят 2 — 3 ребёнка. Можно менять предметы на столах. Вместо карандашей взять пластмассовые палочки, потом цветные полоски из картона. Дети должны чувствовать материал.

3) Зеркало

Группа из 4—6 детей встаёт в шеренгу. Остальные — зрители. Воспитатель встаёт перед детьми и показывает 3—5 фигур. Каждую фигуру он повторяет несколько раз. Дети внимательно смотрят и повторяют все движения взрослого.

Затем играет другая группа детей.

4) Один-два сигнала

Дети встают в шеренгу. Воспитатель дает один сигнал (свисток или хлопок), игроки поднимают одну руку вверх, при двух сигналах — сразу обе руки. Подаются сигналы вразнобой: можно дать несколько раз по одному сигналу, а потом два. По окончании игры воспитатель отмечает самых внимательных детей.

5) Ближе к финишу

Дети встают в шеренгу. В 10—15 шагах от них воспитатель проводит линию финиша, встает около неё и считает вслух. Дети начинают шагать в ногу к финишу. Если воспитатель замолчал, они останавливаются, приставляют ногу. Играющий, который не остановился и сделал лишний шаг, переходит в конец шеренги. Внимательно слушая, дети продолжают шагать к финишу. После того как пройдено всё расстояние, воспитатель хвалит самых внимательных и собранных детей.

Примечание. При разучивании игры дети могут держаться за руки.

6) Борщ и компот

Оборудование: 2 стола, коробка, муляжи овощей и фруктов, 2 кастрюли.

В стороне от детей 2 стола, на одном из них находится коробка с муляжами овощей и фруктов, на другом — 2 кастрюли. В данной игре скорость не важна, нужны внимание и знания. Дети по очереди подходят к коробке и перекладывают овощи в кастрюлю, чтобы «сварить борщ». Каждый играющий вынимает по одному овощу из коробки, доносит его до кастрюли и возвращается на место. «Борщ сварили». Игра продолжается. Теперь дети по очереди перекладывают фрукты из коробки во вторую кастрюлю. «Вот и компот готов».

Варианты

1. Каждый участник выбирает полностью продукты для варки борща или компота. Задание даёт и проверяет воспитатель.

2. Подходят двое играющих. Один откладывает в кастрюлю овощи для борща, а другой во вторую кастрюлю — фрукты для компота.

7) Знакомство с пешеходным переходом и светофором

Воспитатель по очереди знакомит детей с пешеходным переходом – «Зеброй», светофором и его сигналами, объясняет, на какой сигнал светофора можно переходить, на какой – нельзя. Также воспитатель объясняет, как и с кем дети должны переходить дорогу.

8) 2 игрушки – поменяемся местами

Все дети становятся в круг. Воспитатель каждому ребёнку раздаёт по игрушке. Затем воспитатель спрашивает, у кого какая игрушка, чтобы дети знали, как они правильно называются. Далее воспитатель называет 2 игрушки и говорит, например: «Кукла и машинка, поменяйтесь местами!» те дети, у кого в руках кукла и машинка, меняются местами. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не поменяются местами.

9) Зайчонок заболел

Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним в гости пришёл Зайчонок, но почему-то он грустный. Оказывается, он заболел! Как ему помочь? Что сначала нужно сделать? Что потом? Воспитатель вместе с детьми выясняет, что для начала необходимо вызвать по телефону скорую помощь. Приехавший врач скорой помощи оказывает нашему больному помощь, используя фонендоскоп, микстуру, шприц с уколом и т.д. Далее все вместе заканчивают игру на позитивной ноте, а дети могут продолжить играть уже вместе с выздоровевшим Зайчонком.

10) Коммуникативная игра «Чей предмет?»

Воспитатель  заранее подготавливает несколько предметов, принадлежащих разным детям. Дети закрывают глаза. Педагог выжидает некоторое время, давая возможность детям успокоиться и сосредоточиться, затем предлагает открыть глаза и показывает предмет, принадлежащий одному из детей. Дети должны вспомнить, кому принадлежит эта вещь. Хозяин предмета не должен подсказывать. В игре могут участвовать такие предметы, как заколка для волос, расчёска, сандаль, шапка, варежка и т.д.

11) Коммуникативная игра «Ласковое имя»

Цели: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”, мячик). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Ванечка  и т.д.). Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

12) Коммуникативная игра «Ау!»

Один ребёнок стоит спиной ко всем остальным. Он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему «Ау!», а «потерявшийся» должен угадать и назвать по имени того, кто его звал.

13) Коммуникативная игра «Кого укусил комарик?»

Дети становятся в круг. Ведущий проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от других тихонько щиплет – «кусает комариком». Ребёнок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и угадывают, «кого укусил комарик».

Игры-подражания и игры-распознавания

1) Кто это

Дети садятся на скамейку. Воспитатель по очереди просит изобразить, как лает собака, мяукает кошка, мычит корова, какие звуки издаёт ворона (кукушка, воробей, голубь, сорока). Если детям трудно это выполнить, взрослый показывает.

Немного меняем игру. Один из детей подражает животному или птице не только голосом, но и характерными движениями. Желающих показать, как прыгает зайчик, обычно бывает много. Пусть показывают все. Останется только решить, кто дольше пробудет зайчиком и у кого получается очень похоже.

2) На всех зверей места хватит

Дети встают в круг. Воспитатель спрашивает, кем бы каждый из них хотел быть: зайчиком, лисой, волком, медведем или даже тигром. Каждая группа «зверей» имеет свои угол, жилище.

Дети идут по кругу, подражая зверям, которых они выбрали. Воспитатель говорит: «По местам». Все «звери» разбегаются по своим «жилищам». Кто быстрее добрался до своего «жилища», тот победил.

3) Едем на лошадке

Оборудование: палочки.

У детей по палочке — это «лошадки». Двое детей — «добрые собачки», которые любят свою хозяйку и помогают сторожить дом.

Дети начинают не спеша прыгать вперёд на палочках под песенку.

В конце песенки две «собачки» громко лают, а дети на «лошадках» останавливаются. Песенку напевает воспитатель или дети.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

Две собачки у порога

Нам сказали строго:

— Ав-ав-ав!

— Гав-гав-гав!

Шведская народная песня

При повторе игры «собачками» становятся другие играющие.

4) Бедный заяц

Все дети — «зайчики». Они сидят на корточках и подпрыгивают. Только один «зайчик» хочет быстрее убежать и спрятаться. Воспитатель начинает петь песню. Если дети знают её, то подпевают хором.

В конце песенки «зайчик» делает 2—3 небольших круга и прячется за что-нибудь.

Заяц мчится

Что есть мочи,

Заяц схорониться хочет.

То бежит он

И кружит,

То лежит он —

Весь дрожит.

Бедный, он

Всего боится...

Уши — стрелы,

Хвост — сучок,

Прыгнул белый

И — молчок.

Кабардино-балкарская народная песня

При повторе игры «зайчиком» становится другой играющий.

5) Выручайте

Оборудование: палочка или толстый прутик.

Дети сидят на лавочке. Один ребёнок - «муравей» несёт «дуб» (палочку или прутик), очень старается, чтобы не уронить его. «Дуб» нужен для ремонта муравейника, кто-то неосторожно повредил домик, задел палкой.

Дети вскакивают со скамьи, берут «муравьишку» под руки, помогают ему нести «дуб». Воспитатель или дети произносят хором стихотворение или поют песенку.

Муравьишка в чаще

Дуб тяжелый тащит.

Эй, товарищи-друзья,

Выручайте муравья!

Коли нет ему подмоги,

Муравей протянет ноги.

Чешская народная песня

При повторе игры «муравьишкой» становится другой играющий.

Игры на развитие точности движений рук

1) Кубики в коробке

Оборудование: коробки, кубики.

Дети делятся на две группы, у каждой коробка с кубиками. Первые играющие очень аккуратно укладывают кубики в коробки: ряд к ряду. Вторые вынимают кубики. Следующие участники делают то же — укладывают и вынимают кубики из коробок.

Не следует спешить, главное — аккуратность. Нужно отметить детей, которые делали всё хорошо. При повторе игры участники меняются местами: кто вынимал кубики, теперь укладывает их.

Вариант: укладывать и вынимать кубики двумя руками (одной рукой).

2) Цветные палочки

Оборудование: цветные палочки.

У каждого играющего 4—6 цветных палочек. Надо положить их в один ряд друг около друга. Для облегчения задания провести на столе горизонтальную линию, от которой выкладывать палочки вплотную друг к другу.

Вариант: положить палочки друг за другом (без промежутков) в одну линию.

3) Завернём конфету в фантик

Оборудование: небольшие кубики, цилиндры, шарики, бумага.

Играющим раздают по одному небольшому кубику, маленькому цилиндру и шарику. Нужно завернуть их в бумажки, чтобы получилась «конфета». Кубик можно завернуть со всех сторон, как ириску. Дети могут проявить инициативу: завернуть «конфетки» как хотят, как им нравится. Можно показать несколько изображений конфет в фантиках или положить на стол настоящие конфеты.

4) Сильные и ловкие пальчики

Оборудование: несколько листков цветной бумаги размером с фантик, тетрадные листы.

Воспитатель загадывает загадки. Дети их отгадывают.

• Пять братьев: годами равные, ростом разные. (Пальцы)

• У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (Рука с пальцами, руки)

• Идут четыре брата навстречу старшему. «Здравствуй, большак!» «Здравствуй, Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка да крошка-Тимошка». (Пять пальцев)

Воспитатель организует небольшие соревнования.

Начинают игру одновременно все дети. У каждого играющего несколько листков цветной бумаги размером с фантик. Их нужно скомкать одной, двумя руками или скатать в шарик.

Затем следует разгладить листки, чтобы они не топорщились: двумя руками, кулаками, ладонью (сначала одной, потом другой), двумя ладонями.

Далее дети сминают тетрадный лист, разглаживают его пальцами правой, затем левой руки.

5) Сбор грибов

Оборудование: шишки, корзины.

Воспитатель рассыпает по полу «грибы» (шишки). По сигналу дети начинают собирать «грибы» в корзину любым способом, как хотят и могут.

Вариант: собирать «грибы» разрешается только одной рукой: брать в руку по одной шишке и опускать в корзину.

Примечание. Если играющих много, разделить их на несколько небольших групп, чтобы они не мешали друг другу собирать «грибы».

6) Играем с шариком

Оборудование: шарик для пинг-понга.

Дети берутся за руки, образуют цепь. Затем разъединяют руки. У первого игрока в руках шарик для пинг-понга. По сигналу шарик начинают передавать по цепи, перекладывая его из одной руки в другую.

Можно провести игру по группам (3 — 4 чел.). Если ребенок уронил шарик, он должен его поднять, подержать в обеих руках и только потом передать дальше.

Игры на развитие координации

1) Простая проверка

Оборудование: узкая дорожка.

На пол нужно постелить узкую дорожку любой длины. Воспитатель предлагает детям не спеша друг за другом пройти по ней, повернуться, а обратно пробежать под ней. Затем нужно пройтись по дорожке с поднятой рукой, а обратно пробежать с поднятыми руками. Далее дети кладут руки на пояс и идут по дорожке, обратно бегут по ней, держа руки на поясе. Участники не должны выходить за границы дорожки, а двигаться только по ней.

2) Аккуратно по шнуру

Оборудование: шнур длиной 4—6 м.

Воспитатель кладёт на пол шнур. Нужно аккуратно пройти по нему, чтобы не сдвинуть. Можно сделать змеевидную дорожку из шнура, по которой сложнее пройти. Тем, кому не удаётся пройти по шнуру, помогают другие участники игры (берут их за руку).

3) Преодолей коридор

Оборудование: 6 стульев.

Воспитатель ставит 6 стульев в два ряда спинками друг к другу. Расстояние между ними около 50 см. Нужно пройти через получившийся коридор, не задев стулья.

Варианты: пройти по коридору из стульев с поднятой рукой (руками); заложив руки за спину; положив их на голову; положив одну руку на голову, другую опустив.

При исполнении некоторых заданий ширину коридора можно увеличить.

4) Кривая дорожка

Оборудование: 4 стула.

Воспитатель ставит на небольшом расстоянии друг от друга 4 стула. Нужно пройти (обежать) их «змейкой» в одну и другую сторону.

Вариант: 3—5 участников составляют цепочку — встают друг за другом, обхватывают соседа руками и проходят «змейкой» этот путь. Если цепочка разорвалась, виновный встает в конец.

5) Дружу с маленькой подушечкой

Оборудование: 2 стула, подушечка или тряпичный мячик.

Воспитатель ставит 2 стула на расстоянии 3 м друг от друга, на стул он кладет маленькую мягкую подушечку (тряпичный мячик). Дети сидят на скамейке. Один участник подходит к стулу, берет подушечку и, положив ее на голову, направляется к противоположному стулу. Подойдя к нему, он может поправить подушечку на голове, постоять и идти обратно. Первого играющего сменяет второй, который делает то же, что и первый. Так продолжается, пока не сыграют все дети. Если ребёнок уронил подушечку, он должен её поднять, положить на голову и идти дальше. Сначала можно придерживать подушечку одной рукой.

6) Дорожка по доске

Оборудование: доска.

Нужно пройти по доске обычным шагом. Дойдя до конца доски, повернуться и пойти обратно.

Вариант: нужно пройти по доске, при этом пятка выставленной вперед ноги касается носка другой ноги. Сначала лучше потренироваться — походить таким способом по полу.

Примечание. Детям будет намного интереснее, если установить доску на чурбачки, поднять доску на высоту 10—15 см. Сначала играющих можно поддерживать за руку.

7) С кочки на кочку

На полу по прямой линии воспитатель чертит 4—6 прямоугольников размером немного больше ступни ребенка. Вокруг детей «болото», которое можно пройти, ступая по «кочкам» - прямоугольникам. Участники, шагая (прыгая) «с кочки на кочку», должны перебраться через «болото» и ни разу не оступиться. Если «кочек» много, некоторые из них можно сделать большими — для отдыха. На них можно встать двумя ногами. Расстояние между «кочками» выбирает воспитатель.

Вариант: расположить «кочки» в беспорядке.

Игры на развитие глазомера

1) Что ближе

Оборудование: игрушки.

На некотором расстоянии от детей воспитатель ставит две игрушки: одну дальше, другую ближе — на расстояние детского шага.

Спрашивает каждого ребёнка, какая игрушка находится ближе к нему, а какая дальше.

Варианты: две игрушки находятся на одинаковом расстоянии от детей; три игрушки: две на одной линии, третья ближе или дальше от этих двух; три игрушки располагаются на одной линии, две из трёх игрушек стоят рядом, третья немного в стороне. Нужно определить, как далеко расположена третья игрушка и сколько игрушек можно поставить между ней и остальными; желательно использовать кубики.

2) Кубики в ряд

Оборудование: кубики.

На столе 3 — 5 кубиков разного размера. Нужно расставить их в ряд по размеру.

Варианты:

1. На столе 5 — 7 кубиков разного размера. Нужно разложить их в ряд по размеру.

2. Нужно собрать пирамидку из кубиков.

3) Полоски в ряд

Оборудование: полоски из картона разной длины.

Играют несколько детей. Нужно разложить картонные полоски разной длины по кучкам. Одни дети выбирают длинные полоски, другие — короткие, третьи — полоски разной длины. Выбранные полоски участники раскладывают около себя.

Варианты:

1. Один играющий выполняет все три задания — раскладывает полоски по трём кучкам (длинные полоски, короткие и полоски разной длины).

2. Подобрать полоски по цвету и размеру.

4) Мешочки — в обруч

Оборудование: обруч, 3 мешочка с горохом (тряпичных мяча).

Дети встают в колонну. Перед ними лежит обруч. Играющим дают три мешочка с горохом (тряпичных мяча). Дети по порядку бросают их в обруч.

Расстояние до обруча выбирает воспитатель. С повтором игры оно увеличивается.

5) Мячи — в корзину

Оборудование: корзина (коробка или ведро), маленькие мячи. У каждого играющего маленький мяч. На расстоянии 1—2 м от детей стоит корзина (коробка, ведро). Участники по порядку бросают мячи в корзину.

Варианты:

1. У играющих 2—3 мяча. Нужно забросить их в корзину.

2. Игра проводится в командах (по 2—3 чел.). У каждого участника по мячу. Нужно вместе закинуть мячи в корзину.

6) Кольца — на ножки стула

Оборудование: 2—3 небольших кольца, стул.

У каждого участника 2—3 небольших кольца. На расстоянии нескольких шагов стоит перевёрнутый стул. Дети по очереди бросают кольца на ножки стула. Нужно накинуть их все на ножки, можно на одну.

Начинать игру следует с одного кольца и расстояния 1—1,5 м.

7) Мяч — в ворота

Оборудование: шары (мячи), коробка.

Дети по очереди закатывают шары (мячи) в ворота. Расстояние до них около 2 м. С повтором игры оно увеличивается. Воротами служит коробка. Можно взять целую, из которой мяч не выкатится, а можно коробку без дна, как будет удобнее.

Подвижные игры

1) Пирамида и быстрота

Оборудование: пирамида из 5 — 6 колец.

На столике пирамида из 5 — 6 колец. Первый играющий подходит к столику и разбирает пирамиду. Следующий участник собирает её. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети.

При повторе игры участники меняются местами: кто разбирал пирамиду, теперь собирает её, и наоборот.

Примечание. Если пирамида собрана неправильно — играющий ошибся, он ещё раз выполняет задание.

2) Картошка в ложке

Оборудование: большая ложка, картофелина.

На небольшом расстоянии от детей стоит стул. Они встают в колонну. У первого играющего картофелина в большой ложке. Он держит ложку двумя руками. По сигналу участник идёт до стула, присаживается, затем возвращается и передаёт ложку с картошкой следующему игроку. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети. Если ребёнок уронил картошку, он должен её поднять и продолжить движение.

3) Мяч над головой

Оборудование: мяч.

Дети строятся в колонну. У первого играющего в руках мяч. По сигналу он передаёт его над головой назад второму игроку и далее по цепочке. Последний играющий, получив мяч, говорит: «Мяч у меня». Если ребёнок уронил мяч, он должен его поднять и передать дальше.

4) Прыжок кенгуру

Воспитатель чертит линию. Первый играющий подходит к ней и делает прыжок вперёд. Воспитатель отмечает длину прыжка. Дети по очереди прыгают друг за другом.

Вариант: можно составить команды из 2—3 детей, прыгающих одновременно. Усложнение: дети берутся за руки.

5) Путешествие на автобусе

Воспитатель вместе с детьми расставляет стульчики в ряды по 2 стульчика (сиденья автобуса), а один стульчик ставит впереди – там будет сидеть «водитель». «Водителю» дают руль, остальные дети – пассажиры, рассаживаются на сиденья. Заранее воспитатель с детьми оговаривает правила поведения в автобусе: во время движения нельзя ходить по салону, вставать, громко разговаривать и отвлекать водителя. Можно включить подходящую мелодию и выполнять движения, сидя на стульчиках.


Хороводные игры

Хоровод — русская народная игра, движение по кругу с пением и пляской. Водить хороводы лучше всего под музыку — марш, плясовую или песню. Игры в сочетании с музыкой, ритмикой и движениями имеют большое педагогическое воздействие. Для детей водить хоровод всегда весело и радостно, они все вместе двигаются, поют и чувствуют музыку. Большинство игр под музыку создают свободу и легкость движений, проходят более дружно, быстрее, и дети бывают внимательнее.

Движения и действия детей должны быть связаны с содержанием музыки и её выразительностью. Дети в играх «слушают» музыку и руками, и ногами, а не только ушами.

Хороводы можно водить, взявшись за руки, идти по кругу то в одну, то в другую сторону, притопывая, сходиться в центр круга, затем расходиться — и так несколько раз. Держась за руки, приставными шагами идти по кругу, остановиться и похлопать несколько раз в ладоши, затем также приставными шагами пойти в другую сторону. Держась за руки, образовать круг, сходясь в центр круга, поднять руки, расходясь — опустить их.

1) Большие и маленькие ножки
Возьмитесь за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.

Большие ноги
Шли по дороге
Топ-топ, топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке
Топ – топ, топ - топ,
Топ – топ, топ – топ.

2) Зайка шёл
Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:

Зайка шёл, шёл, шёл,
Морковку нашёл,
Сел, поел и дальше пошёл.
Зайка шёл, шёл, шёл,
Капустку нашёл,
Сел, поел и дальше пошёл.
Зайка шёл, шёл, шёл,
Картошку нашёл,
Сел, поел и дальше пошёл.

Примечание. На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

3) Раздувайся, пузырь!
Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются 2-3 раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
И не лопайся!!!


Получается большой растянутый круг. Воспитатель говорит следующие слова: «Он летел-летел-летел и на ветку налетел! И лопнул!»  дети вместе с воспитателем говорят звук «Ш-ш-ш-ш-ш» и садятся на корточки, расцепляя руки (как будто пузырь сдулся). Повторить несколько раз.

4) Матрёшки
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели,                                              
присаживаемся
Встали,                                          
встаём
Себя показали.
Попрыгали,                                  
прыгаем
Потопали,                                    
топаем
В ладошки мы похлопали.          
хлопаем.

5) Медведь
Как под горкой снег, снег,
И на горке снег, снег,
И под ёлкой снег, снег,
И на ёлке снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише,
Не шуметь!
(И.Токмакова)

Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик в середине круга и «засыпает». На 1-ю и 3-ю строки дети идут к середине круга (4 шага), на 2-ю и 4-ю строки идут назад, от центра (4 шага), на 5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две последние строки произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен по голосу узнать этого ребенка. Игра повторяется с новым ребёнком.

6) Ровным кругом
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, произнося:

Ровным кругом
Друг за другом
Мы идём за шагом шаг,
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так!

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть.

7) Зайка
«У зайчика зимой теплая беленькая шубка. У него ушки стоят на макушке, значит, зайка прислушивается, а шевелит он ими, чтобы ещё лучше слышать. Когда зайчику холодно и он хочет согреть свои лапки, он делает вот так (хлопает в ладоши). А если зайка совсем замерзнет, он начинает прыгать – вот так».
Выбирают зайку, остальные образуют круг. Зайка выходит на середину и, изобразив руками ушки, приседает на корточки.


Зайка беленький сидит
И ушами шевелит,
Вот так, вот так,
И ушами шевелит!
Дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,
Надо лапочки погреть!
Поглаживают то одну, то другую руку, слегка прихлопывают в ладошки. Затем встают.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать!
Скок-скок-скок-скок,
Надо зайке поскакать!
Подпрыгивают на двух ногах к зайке. Стараются согреть его, ласково гладят. Затем возвращаются на место, а зайка выбирает себе замену.

8) Мы топаем ногами
Воспитатель вместе с детьми становится по кругу на расстоянии выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:


Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.


Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаём.


С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.


Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!». Дети, замедляя движение, останавливаются. Игра повторяется.

10) Карусели
Образуется круг. «Сейчас мы будем кататься на карусели, - говорит воспитатель. – Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась».
Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели
Карусель медленно движется в правую сторону.

А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом!
Темп речи и движений постепенно ускоряется.

Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
Карусель меняет направление движения.

Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза),
Вот и кончена игра.

Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются друг другу.
В конце дети хлопают друг с другом в ладоши и разбегаются.

11) Тишина
Играющие идут по кругу и говорят:

Тишина у пруда,
Не колышется вода,
Не шумят камыши.
Засыпайте, малыши!

По окончании слов дети останавливаются, приседают и опускают голову. В таком положении они находятся до 10 с. Те, кто пошевелится, не удержит равновесия, считаются проигравшими. Игра повторяется 2 – 3 раза.

12) Солнышко и дождик
Дети идут по кругу и проговаривают:

Смотрит солнышко в окошко, Идут по кругу.
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладоши,
Хлопают в ладоши. 
Очень рады солнышку.

Топ-топ-топ-топ! Ритмично притоптывают на месте 
Топ-топ-топ-топ!
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Ритмично хлопают в ладоши
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

На сигнал «Дождь идёт! Скорее домой!»
дети бегут к воспитателю под зонтик.

Воспитатель говорит:
Дождь прошёл. Солнышко светит.
Игра повторяется.

13) Круг-кружочек

Круг-кружочек,

Маленький дружочек!      Дети идут хороводным шагом
Раз, Два, три –
повернись, Алёна, ты!
Названный ребёнок поворачивается спиной в круг.
Игра продолжается до тех пор, пока не повернётся последний ребёнок.

Дальше дети идут спиной в круг и говорят так:

Круг-кружочек,

Маленький дружочек!
Раз, два, три, четыре, пять - повернулись все опять!

Все дети поворачиваются лицом в круг

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
ИЮНЬ 3-4 неделя

14) Подарки
Взявшись за руки, дети образуют круг, один ребёнок в центре. Играющие идут по кругу и говорят:

Принесли мы всем подарки.
Кто захочет, тот возьмёт –
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет!

С окончанием слов дети останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет  получить. Если назовёт коня, дети скачут, если куклу –
пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий в кругу выбирает нового ведущего. Игра повторяется.

15) Каравай
Сделать круг. На середину круга выходит ребёнок - именинник.
После этого все идут справа налево и поют песенку:
- Как на (имя ребёнка, стоящего в кругу) именины
Испекли мы каравай!
- Вот такой вышины!
Все должны поднять руки: показать какой высокий каравай.

- Вот такой нижины!
Все должны присесть на корточки. После этих слов надо быстро встать, раздвинуть круг шире, но рук не разнимать.
- Вот такой ширины!
И сейчас же надо быстро сузить круг, со всех сторон обступить ребёнка и петь:
- Вот такой ужины!
Как споют, пусть снова раздвинут круг и запоют:

- Каравай, каравай,
Кого любишь, выбирай!

Ребёнок станет думать: кого ему выбрать? Пока он раздумывает, хоровод ходит, не останавливаясь, и повторяет свою песенку:
- Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
Кого ребёнок выберет, тот выходит на середину круга, и можно игру начать сначала.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект «Мы спасаем лес» интегрированная совместная деятельность воспитателя и детей (младшая группа)

Цели:1.      Активизация словаря детей.Формирование умения отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.Развитие диалогич...

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей младшей группы.Тема: "В мире животных".

Конспект  совместной деятельности воспитателя и детей. Деятельность состоит из трёх частей. Все три части, физкультурная минутка объединены одним сюжетом, помощь Степашке в проведении новой телеп...

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей младшей группы "Гуси -лебеди"

Мы окунемся в увлекательное путешествие по страницам сказки, преодолевая различные интересные и веселые препятствия!!!...

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей младшей группы с использованием ИТК и ОЭР по теме: "Кто на улице широкой самый главный командир?"

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей младшей группы с использованием ИТК и ОЭР по теме: "Кто на улице широкой самый главный командир?"...

Перспективный план совместной деятельности воспитателя с детьми младшей группы на летний период

Перспективный плансовместной деятельности воспитателяс детьми младшей группына летний период...

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей младшей группы по направлению «Художественно – эстетическое развитие».

Конспект овместной деятельности воспитателя и детей младшей группы по направлению "Художественно-эстетическое развитие" на тему " Сосульки"...