Конспект ООД с детьми средней группы «Путешествие в зимний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Афанасьева Елена Евгеньевна

Познавательное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ№21

Конспект ООД с детьми средней группы

«Путешествие в зимний лес»

Познавательное развитие

(ознакомление с предметным окружением, социальным миром, с миром природы)

Воспитатель: Афанасьева Елена Евгеньевна

г. Красноярск 2018г.

Конспект НОД в средней группе «Путешествие в зимний лес»

Цель: Расширять представления детей о жизни диких животных зимой.

Задачи:

Образовательные: Формировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни. Учить детей узнавать хвосты животных по характерным особенностям. Совершенствовать речь детей: расширять словарь, формировать умение менять силу голоса, учить употреблять в речи предлоги и существительные в винительном падеже множественного числа. Закреплять знания детей о зиме,  учить  выделять характерные признаки зимы.

Развивающие: Развивать зрительное внимание, наблюдательность, умение обобщать собственные наблюдения.

Воспитывающие: Воспитывать интерес к жизни диких животных в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе, к животным. Воспитывать желание заботиться о животных.

Активизация словаря: Мороз, снег, лед, иней, метель, вьюга, зима, дикие животные.

Предварительная работа: беседы о диких животных, о зиме; рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц, рассматривание альбома «Времена года»; дидактические игры "Дикие животные", "Четвертый лишний"; наблюдение за зимней природой во время прогулок; прослушивание музыкальных произведений на зимнюю тему.

Деятельность детей в ООД: познавательная, познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

 Мотивация: Создание проблемной ситуации, вызвать у детей желание отправиться в путешествие в зимний лес.

Предметно - развивающая среда для ООД: музыкальное оформление,  панорама зимнего леса, хвосты (от костюмов): лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий, снежинка, Дидактическая игра "Зимние слова», «Сказки зимнего леса» (видеоряд), сверток с правилами поведения в лесу, Дидактическая игра "Чьи хвосты?", пластилиновые заготовки с контурами животных, крупы.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический: занятие проводится в форме театрализованной деятельности.

Ход занятия:

1 часть «Мотивационно - побудительная»:

Дети заходят в зал и встают полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

       Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

Здравствуй, солнце золотое

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Мы живем в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Звучит нежная мелодия П.И. Чайковского “Времена года”

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мне показалось будто у нас на окошке что-то блеснуло (на ниточке висит большая снежинка). Да мне не показалось! Посмотрите, какая  красивая снежинка к нам прилетела в детский сад, но она - волшебная, она не тает на ладошке. Снежинка желает с нами поиграть и  шепчет: "У кого я на руке, тот вспомнит слово о зиме".

Дидактическая игра "Зимние слова" 

Дети: Мороз, снег, лед, иней, метель, лыжи, ледянки, санки, вьюга и др.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы говорили???

Дети: Зима

Воспитатель: Правильно, ребята! Хотите отправиться в путешествие в зимний сказочный лес???

Дети:  Да.

Воспитатель: А очутиться в зимнем лесу нам помогут волшебные снежинки, какой же зимний лес без снега, вьюги.

Дети дуют на снежинки и под песню «Сказки зимнего леса» (видеоряд) идут в лес.

2 часть «Основная»

Воспитатель: Вот мы и оказались в зимнем лесу. Дети, посмотрите, как красиво в зимнем лесу. Лес как будь-то, спит под снежным одеялом. А как тихо в лесу.

Послушайте стихотворение (читает стихотворение поэта Ф.Тютчева)

Чародейкою зимою
Околдован лес стоит…
И под снежной бахромою
Чудной жизнью он блестит.

Воспитатель: Посмотрите на пеньке какой-то сверток (разворачивает и читает):

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Воспитатель: Мы здесь гости, нам хочется многое увидеть и узнать. (обращает внимание на елку)

Дидактическая игра "Чьи хвосты? "

Воспитатель: Ребятки, посмотрите сколько хвостов под елкой. Наверное звери водили хоровод под этой елкой и потеряли свои хвосты. Как вы думаете, кто – же за ними придет?

Воспитатель: Это чей хвост?

Дети: Этот хвост лисий, за ним придет лиса.

Воспитатель: Чей это хвост?

Дети: Этот хвост беличий, за ним прибежит белка.

Воспитатель: Это чей хвост?

Дети: А этот хвост волчий, и прибежит за ним волк.

Воспитатель: А этот маленький хвостик чей?

Дети: Этот хвост медвежий и он нужен медведю.

Воспитатель: Это чей хвостик?

Дети: Этот хвостик заячий, и за ним придет зайка.

Воспитатель: Верно, ребята, в этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка, ежик.

Воспитатель: Как назвать этих животных одним словом? Почему их называют дикими?

                                        (ответы детей)

Слышится чье-то сопение и зевание. Проснулся еж, недовольный.

Рассказ ЕЖА: Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас, трудился - не ленился. А вы меня вот разбудили. Ну ладно. зато теперь все дети будут знать, что ежей на зиму нельзя забирать в дом, ведь они должны приготовиться к спячке.

Воспитатель: Спасибо, еж. Теперь наши ребята все знают о тебе. Прости нас за то, что мы тебя разбудили, иди досыпай. Еж уходит.

Воспитатель: Смотрите, кто-то ободрал кору с деревьев. Как вы думаете кто это сделал? Отгадайте загадку:

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы какого цвета (белого)

А кто это? (Заяц)

Выходит заяц, ищет хвост, находит, прыгает к детям:

ЗАЯЦ: Да, это мы обдираем кору с деревьев, чтобы хоть как-то утолить голод.

Воспитатель: Ребята, а почему зайцы голодные, куда делся их корм? (ответы детей)

Заяц: Правильно, весь корм под снегом и нам зайцам есть нечего.

Я сейчас вам расскажу, как живется нам в лесу.

К зиме ребята побелел - шубку новую надел.

Под кустом присяду, спрячусь под сосной---

Не увидит не узнает зверь меня лесной.

Я хоть и не трус. но всего, всего боюсь.

Заяц предлагает поиграть.

Физкультминутка "Зайка" (дети в кругу) 

Весь засыпан снегом лес.

(повернулись вправо,правую руку отвели назад, повернулись влево, левую руку отвели назад)
Здесь по снегу скачет зайка. (прыгаем)
Там синичек села стайка.(машем руками, как крыльями)
Здесь лисичка за кустом. (приседаем, смотрим направо)
Там в дупле бельчонка дом.(встаём, поднимаем руки вверх) 

Воспитатель: Где же зайчишка-трусишка? Да, он всего боится, поэтому и убежал. А кто это в серенькой шубке скачет с ветки на ветку? (обращает внимание на березу вдалеке) .

БЕЛКА ищет хвост, находит, прыгает к детям, радуется, увидев детей (рассказ белки) :

Я белка- веселый зверек, по деревьям скок да скок.

Но зимою я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь.

Меньше приходится прыгать, скакать - силы надо беречь, сохранять.

Всю осень дупло утепляла: пуха, соломки туда натаскала.

К зиме готовила запас: грибы, орехи, ягоды.

Воспитатель: Спасибо, тебе белка - ты много рассказала о своих делах. Наши ребята теперь знают беличьи заботы.

Ищет хвост ЛИСА, находит, крадется к детям (рассказ лисы) :

Хожу я шубке дорогой, хвост пушистый и большой.

Я зимы не боюсь -в шубу теплую ряжусь.

Хвост красивый какой он мне нравится самой.

Живу в норе, там сплю, отдыхаю, а затем охотничать начинаю.

Убегает.

Воспитатель: И лису мы с вами увидели, о ее жизни узнали. Ребята, посмотрите, а что это за странный сугроб? Почему такой большой бугорок?

Дети: Это берлога. Там спит медведь. Он большой, одет в теплую бурую шубу, ходит тихо, быстро бегает, лазает по деревьям, может плавать.

Воспитатель: Правильно, это берлога медведя. Зимнее жилище медведя называется берлога. Он выкапывает яму, устилает ее листьями, хвоей. У медведицы зимой в берлоге появляются медвежата. За лето нагулял медведь жир и завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не перевернется. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь.

Воспитатель: Давайте закрепим, где зимуют животные, которых мы с вами сегодня повстречали.

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».

 «У лисы в лесу глухом есть нора — надёжный дом.
Не страшны зимой метели белочки в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.
(дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждую строчку)

Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём.

 Воспитатель: А теперь,  ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Вокруг себя обернитесь,
В детском саду очутитесь!

(Дети поворачиваются и подходят к стульчикам.)

Воспитатель: Вот мы и оказались в детском саду. Ребята, вам понравилось наше путешествие? С кем мы встречались в лесу? Скажите, кому мы помешали в зимнем лесу. Почему, как вы думаете?

(Ответы детей) .

Воспитатель: Посмотрите ребята, что вы видите на столах?

(Пластилиновые заготовки с контурами животных)

Воспитатель: Чтобы запомнить наше путешествие, давайте создадим панно «Лесные жители».Подумайте, из какой крупы вы выложите свое животное. (Медведя – из гречки, зайца - из риса, ёжика- из семечек) .

  Дети выполняют работу по выкладыванию животного из крупы, семечек.

3 часть Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие в зимнем лесу? Что вам запомнилось больше всего??

(Ответы детей)

Воспитатель: Да, ребята, главное, что мы  никому не причинили вреда. Вы настоящие друзья природы. Ведь все на свете животные, птицы, рыбы, насекомые нужны. Я надеюсь, что вы никогда не будете их обижать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Путешествие в зимний лес»

Продолжать знакомить детей с понятием "Дикие животные", с их внешним видом, повадками и чем питаются зимой....

Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы "Путешествие в зимний лес".

Конспект интергированного занятия для детей средней группы по областям: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие....

Конспект проведения совместной деятельности с детьми средней группы «Путешествие в зимний лес»

Конспект проведения занятия в средней группе детского сада по теме "Зима в лесу"Сиспользованием динамических моделей, развивающих игр....

Конспект занятия с детьми старшей группы "Путешествие в зимний лес"

Цели:- уточнить и  расширить знания о характерных признаках зимы;- закреплять знания о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей;- повторить правила поведения на природе;- развивать интерес к...

Конспект НОД с детьми средней группы на тему "Зимние забавы"

Конспект НОД с детьми средней группы "Зимние забавы"...

Конспект экскурсии с детьми средней группы "Путешествие по зимнему лесу"

Формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время , воспитывать познавательный интерес, дружелюбное , заботливое отношение к птицам и растениям....