Консультация "Песочная терапия" (20.01.21)
консультация

Трусенко Мария Анатольевна

Консультативный материал 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya_konsultatsiya.docx724.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №1 «МАМОНТЁНОК»


Песочная терапия для детей дошкольного возраста

hello_html_3bae423a.jpg



Подготовил:

педагог-психолог

Трусенко М.А.

Салехард 2021

hello_html_m4e142870.jpg

Что нужно для игры в песок?

А нужнов сущноститак мало:

Любовьжеланьедоброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик от стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру...

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие детей, их комфортное пребывание в условиях ДОУ и сохраняющих психическое здоровье каждого ребенка.

Это привело меня к использованию в своей педагогической деятельности такой технологии как песочная терапия, так как с помощью простых приемов и обычных материалов можно решить многие проблемы детей.

Песочница в жизни ребенка – универсальное, развивающее, коррекционное и терапевтическое средство, это возможность для самовыражения, развития творческих склонностей, простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. А, самое главное, песочная терапия – это экологичный и безопасный метод психологической коррекции. 

Детей не нужно специально настраивать для игр с песком. Прежде чем малыши осознают, чем они заняты, их руки начинают ощупывать песок, просеивать его сквозь пальцы, строить горы, рыть тоннели, пробираться сквозь толщу песка.

Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире — это тактильное ощущение. И подсознательно люди привыкли ему доверять. Именно это доверие к тактильно-кинестетическим ощущениям и делает терапевтические игры с песком столь результативными.

Для чего нужны игры с песком?

Развивают тактильно-кинеическую чквствительность и мелкую моторику рук;

Снимают мышечную напряженность;

Помогают ребенку чувствовать себя защищенным, в комфортной для него среде;

Стабилизируют эмоциональное состояние, поглащая негативную энергию;

Преодолевают комплекс «плохого художника»;

Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

Способствуют расширению словарного запаса;

Развивают фантазию и образное мышление дошкольников;

Развивают творческие способности дошкольников и др.

Песочница прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

Что понадобиться для проведения песочной терапии?

Деревянный ящик, окрашенный изнутри и снаружи голубой или синей краской. Ящик должен быть водонепроницаемым потому, что в процессе игр песок приходиться мочить. Габариты ящика для 1-3 детей должны быть — 50х70х8 см. Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия ребенка, он способен охватить его целиком. Голубой или синий цвет  — это символы неба и воды, кроме того эти цвета действуют успокаивающе на психику ребенка. Ящик может быть и из других материалов, но предпочтение следует отдать именно дереву.

  • На 2/3 объема ящик засыпается песком. Песок должен быть чистым, просеянным, можно использовать речной или морской песок, главное, чтобы он не был не слишком мелким и не слишком крупным. Он должен быть сыпучим и приятным на ощупь.
  • Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек. Размер игрушек не должен превышать 8 см. В набор могут входить человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои (добрые и злые), различные геометрические фигуры, природный материал(камешки, шишки, орехи, желуди).

С чего начать?

На подготовительном этапе необходимо представить детям игрушку посредника –Песочную Фею, которая знакомит их с правилами поведения в песочнице.

Правила:

Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

Нельзя бросать песок в детей или брать в рот.

После игры необходимо помочь Песочной Фее убрать песочницу.

После игры в песке необходимо помыть руки.

Начинаем учить детей рисовать.

1. Сгладили поверхность и  поставили игрушечку в самый центр. И игрушечка по песку шагает вверх, вниз, в центр и так далее. И оставляет следы. Игрушки можно использовать разные, но чтобы их можно было мыть, и были безопасны для детей.  
2. Посмотрите, как мы начинаем рисовать прямые линии и волнистые. Разложите по песку кораблики из бумаги и предложите ребенку рисовать много волн пальчиком сначала одним, а потом двумя пальчиками между корабликами. Но на самом деле он выполняет волнистую линию!
3. Возьмите большую игрушку и предложите для нее нарисовать широкую дорожку ладошкой. И по этой дорожке уточка идет в гости.  Между играми можно предложить ребеночку самому сглаживать поверхность линейкой. 
4. Возьмите следующую игрушку и предложите нарисовать для нее ступеньки, и по ним игрушка поднимается выше и выше. 
5. Учим детей рисовать предметы округлой формы. Разбросайте по поверхности бабочек и для каждой бабочки рисуйте листочки. Листочки могут быть разные: округлые, овальные, длинные.

Чтобы у детей не пропадал интерес, даем им различные игровые упражнения. 
Можно дать задание, чтобы ребенок нарисовал много шариков. И вокруг большой шарик.  И так ребенок упражняется в рисовании округлых форм.
Переходим к рисованию более 
сложных предметов состоящих из четы-рехугольной формы: квадрат, прямоугольник. Это задание выполнять ребенку сложнее. Нужно вернуться в ту точку, с которой начал рисовать. На помощь нам приходят вспомогательные предметы. Например: разноцветные квадраты или прямоугольники из картона. Ребенок обводит четырехугольник по контуру пальчиком, рисуя нужную нам форму, и понимает, что рисовать четырехугольник нужно с остановкой движения.

Когда научились рисовать самые простые предметы, начинаем из этих форм составлять сложные предметы.

Учимся рисовать сложные предметы.

Например, неваляшку. Эта игрушка хорошо известна всем детям. Много раз ребенок рисует круг, только разного размера. Неваляшка состоит из шаров, а мы будем рисовать из кругов. Большой круг – туловище, поменьше – голова, два маленьких круга – руки, два кружочка – глазки, и три кружочка - пуговицы. Сколько раз ребенок нарисовал круг? И все это круг, круг, круг.

Продолжаем усложнять задание для детей. Составляем пирамидку из четырехугольников. Нижний самый большой, повыше – поменьше, еще поменьше. А на вверх пирамидки нарисуем круг или четырехугольник. И все это тоже форма. Можно рисовать пирамидку из прямоугольников, кругов и треугольников.

Песок позволяет упражняться ребенку много раз. Не получилось что-то, он не расстраивается. Ребенок сгладил поверхность и продолжает рисовать снова.

Как только наши дети научились рисовать простые предметы, состоящие из прямых линий, округлых форм, нужно усложнять задание. Для того, чтобы включались мыслительные операции. Например, разложите цветочки и предложите нарисовать вазочки. Для каждого цветочка разную вазочку.  Можно нарисовать 4 разные формы одного предмета.

После того, как дети научились рисовать отдельные предметы, форму предметов можно применить свои умения в маленький сюжет.

Например, сказка «Колобок». Ребенок рисует дорожку, по дорожке катится колобок. И по дороге колобок встречает зайца. Заяц может быть нарисован на бумаге. И так с остальными героями сказки. Здесь включается память и речь. Ребенок рассказывает сказку, а если не говорящий, то по очереди выкладывает героев, которые встретились на пути колобку.

Первое время детям сложно выполнить это задание. Пусть будет рисование совместным. Педагог помогает и поощряет самостоятельность ребенка.

Когда вы научите рисовать ребенка маленькие эпизоды по сказкам, вы переходите к очень интересной теме «Созданию узоров на песке». 
В углах пространства, в середине. Узоры могут быть симметричными. Элементы для узоров вырезаем из цветной бумаги. И эти элементы могут быть разными: геометрическая форма, цветочки, все это разного цвета и оттенка.

Можно использовать капсулы из киндер сюрпризов. Капсула хорошо моется и из нее можно выложить любой узор. Из них можно раскладывать цветочки «Цветик-семицветик», узоры на песке.

Можно делать узоры в песке морских камушек, из бусин,  пуговиц, зернышек, так развивается мелкая моторика. Но это только для детей постарше. 

Но сухая поверхность это не предел. Великолепно рисовать на влажной поверхности смочив песок на 1 см водой. Но сначала проведите игру «Дождик». Из пульверизатора увлажните песок. Это маленький дождик. Предложите ребенку поиграть с таким песком. Дождик пошел сильнее, тогда можно полить песочек из лейки. Поверхность будет мокрая и плотная. Из такого песка хорошо лепить пирожки, куличи. На такой поверхности можно отрабатывать устойчивый навык написания букв и цифр, начиная написание с элементов букв. Например, игра «Путь пчелы к цветку» (волнистые линии), «Лепим буквы», «Превращение букв», «Найди звук», «Кто это был?», «Какой звук лишний» и т.д.

Благодаря песку, который используется для проведения игр, дети могут детально исследовать и изучать окружающую среду. Игры в песок происходят в основном в группе детей, это помогает развитию у них коммуникативной культуры: доброжелательности, понимания собеседника, взаимной терпимости, уступчивости, умение работать вместе.

Игры и упражнения для знакомства с песком

1.Здравствуй, песочек!

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ход игры:

Взрослый  от имени Феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом другой руки, затем всеми пальцами одновременно; легко или с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; дотрагивается до песка всей ладошкой -внутренней, затем тыльной стороной; перетирает песок между пальцами, ладонями.

2.Узоры на песке

Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Ход игры:Педагог  пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого.

2вариант: воспитатель рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

3.Необыкновенные следы

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку превратиться в животных и побегать по песку.

Идут медвежата»- ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

Прыгают зайчики»- кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки»-ребенок расслабленными/напряженными пальцами создает волны на поверхности песка (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки»-ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом-«жучки здороваются»).

4.Песочные прятки

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления.

Ход игры: ребенок выбирает понравившуюся игрушку. Педагог просит ребенка закрыть глаза и прячет выбранную игрушку, ребенок должен найти их песке. Можно плавно раздувать песок, раскапывать пальцами, использовать кисточки.

5.Кроты

hello_html_m6dc34af9.gif

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Ход игры: Педагог погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменение поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то- же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

6.Клад

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

Ход игры: Предварительно ребенок осматривает и ощупывает игрушки. Малыш отворачивается, педагог прячет под песком игрушку, затем ребенок отгадывает, какую игрушку спрятал взрослый, ощупывая её.

Игры для развития диафрагмального дыхания

Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

  • Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».
  • Выдыхай медленно и плавно.
  • Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.

1. «Выровняй дорогу»

Цель: развитие плавного направленного ротового выхода.

Ход игры: От детской машинки педагог проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.

 2. «Что под песком?»

Цель: развитие плавного ротового выхода.

Ход игры: Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

 3. «Ямка»

Цель: развитие медленного плавного ротового выдоха.

Ход игры: Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.

 4. «Помоги зайцу»

Цель: развитие плавного направленного выдоха.

Ход игры: В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

 5. «Дорога к другу»

Цель: развитие плавного направленного ротового выдоха.

Ход игры: На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

 6. «Секрет»

Цель: развитие плавного направленного ротового выдоха.

Ход игры: В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

 7. «Добрый великан»

Цель: развитие плавного направленного ротового выдоха.

Ход игры: Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.

 8. «Путешествие»

На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места.

 9. «Буря»

Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю».

Автоматизация звуков

1.«Сильный мотор»

Произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

2.«Слабый моторчик»

Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.

3.«Горочка»

Набрать в руку песок и произносить звук С , насыпая горку . Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук , засыпать ее.

4.«Дорожка»

Произносить заданные воспитателем слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.

5.«Совпадение»

Педагог закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Развитие фонетического слуха и восприятия

«Спрячь ручки»

Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Слоговые дорожки»

Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«Два города»

Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

"Мой город".

Воспитатель дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

Коррекция лексико-грамматических нарушений речи

1.«Строители»

Цель: Учить правильно употреблять в речи грамматические категории:

· -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

· -приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

· -наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

Оборудование: Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости).

2.«Чего не стало»

Цель: Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.

Оборудование: Песочница с влажным песком.

Ход игры: Воспитатель стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

«ПОДБЕРИ СЛОВО»

Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик - легкий, блюдце - пластмассовое).

3.«Родные слова»

Цель: Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в образовании и употреблении родственных слов.

Ход игры: В игре с песком при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова:- песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится идиоматическое выражение «пропесочить» кого-то.

4.«Я делал -я сделал»

Цель: Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю - закапывал, откапываю - откапывал).

Оборудование: Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки.

Ход игры: Воспитатель перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т.п.)Затем воспитатель предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия(я закапываю…, я откапываю … и т.п.)

5.«Зверюшки на дорожках»

Цель: Учить детей пользоваться моделями - уметь соотносить картинки с определенными знаками. Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении единственного и множественного числа имен существительных. Закреплять знания о диких животных и их детенышах.

Оборудование: Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки деревьев, елочек, пней, игрушка лягушонок, цветные картонные кружки - модели, обозначающие диких животных: оранжевый - лиса, белый - заяц, серый - волк, коричневый - медведь и т. д.

Ход игры.

Воспитатель показывает игрушечного лягушонка, рассказывает, что он живет в болоте. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. лягушонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?

Воспитатель с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Воспитатель берет на себя роль лягушонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги.

6.«Волшебный клад»

Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям. Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиваться четкого проговаривания окончаний слов. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.

Оборудование: Песочница с мокрым песком, «волшебный клад», набор игрушек из «киндер-сюрприза», плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.

Ход игры.

В руках воспитателя - кукла-волшебница из Страны Чудес. Воспитатель говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.

Развитие связной речи

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

1.«Дорисуй картинку и составь предложение»

Воспитатель рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

«Начни предложение»

Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, воспитатель (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).

«ДРУЗЬЯ»

При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

2.«Что случилось?»

При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»;)

3.«Две игрушки»

На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Воздушный шар. Я круглый.

Мяч. Я тоже

Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу

Мяч. А если по мне ударят - я высоко подскачу.

Шар. На мне нарисован красивый цветок.

Мяч. А я украшен разноцветными полосками

Шар. Меня надувают воздухом.

Мяч. И у меня внутри воздух.

4. Разговор с руками

Воспитатель и ребенок обводят на песке силуэт ладоней. Затем Вы оживляете песочные ладошки — дорисовываете им глазки, ротик, выкладываете различными камешками и ракушками пальчики.  После этого необходимо затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?», «Что вас огорчает?», «Чего вам хотелось бы» и т. д. . При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.





















Подготовка к обучению грамоте

1.Цветы на клумбе

Цель: Научить детей определять количество слогов в словах.

Оборудование: Песочница, игрушечные цветы или нарисованные цветы на подставках.

Ход игры.

Воспитатель: Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратится в цветочную клумбу.

(зачитывает стихотворную инструкцию).

На клумбе здесь растут цветы необычайной красоты.

Любуются все их цветеньем, вдыхают запах с наслажденьем.

На клумбе три бороздки проведем, названия цветов на слоги разобьем!

Один слог в верхнюю сажаем, два слога в центре оставляем.

Три слога - в третью грядку. Теперь сажаем по порядку.

Односложные слова: мак

Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.

Трехсложные слова: ромашка, василек, лилия, гвоздика.

После выполнения задания ведущий задает детям следующие вопросы.

1. Опиши цветок по цвету, форме.

2. Где растет этот цветок?

3. Какие цветы больше всего нравятся тебе, маме, папе, бабушке?

Дети вместе сочиняют сказку о цветах.

2."Построй ступеньки".

Цель: научить детей определять количество слогов в словах.

Оборудование: песочница, домики с 1,2 и 3 окошками, картинки с изображением предметов.

Ход игры.

На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из картинок,. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами - трехсложные.

РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК

1.«Веселые соревнования»

Цель: упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами. Развивать у детей дух соревнования, стремление добиваться поставленной цели. Воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, умение достойно побеждать и проигрывать.

Оборудование: песочница (или ящик) с сухим песком, таблички с надписями «Старт», «Финиш», разноцветные пластмассовые пробки (препятствия).

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды, самостоятельно придумать названия. Воспитатель говорит, что для того, чтобы наши пальчики могли красиво рисовать, лепить, мастерить, их надо тренировать. Детям предлагается бегать наперегонки пальчиками. При этом произносить слова:

Побежали вдоль реки

Пальцы наперегонки.

Бежать пальчики должны от таблички «Старт» до таблички «Финиш». В конце игры команды получают медали.

2.«Нарисуй картину пальцем»

Цель: развивать творчество, фантазию детей, умение пальцами изображать задуманное. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя в рисунке основное. Развивать мелкую моторику руки. Формировать и совершенствовать речь.

Оборудование: песочница с мокрым песком, палочки, камушки, веточки для украшения «песочных» рисунков.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что все мы художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас - пальчики. Устраивается конкурс «песочных» картин. Педагог добивается проговаривания вслух действий детей. Украшают работы бросовым материалом. Вместе выбирают победителя. 

3. «Дорожка»

Цель: развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

Ход игры: Воспитатель проводит прямую линию и просит ребенка нарисовать рядом еще одну, примерно в 10-15 см от первой (ребенку можно сказать, что это дорожка для машинки или ручеёк для кораблика). Главное условие при проведении параллельной линии, чтобы малыш не отрывал руки, а провел свою линию одним движением. В следующий раз можно провести извилистую или ломаную линию.

hello_html_22feae27.gif

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМАХ

1.«Ковер самолет для принцессы»

Цель: учить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше-больше, выше-ниже, справа-слева), закрепить знания о геометрических формах).

Ход игры:

Взрослый рассказывает сказку.

В сказочном царстве принцесса жила,

Очень красива, добра и мила.

Вдруг прилетел огнедышащий змей,

Чтоб на принцессе жениться скорей

И унести в мир страха и тьмы,

Сделать царицей змеиной страны.

Нам надо принцессу от змея спасти,

В заморские страны ее увезти.

Построим, ребята, ковер-самолет,

Нашу принцессу он точно спасет.

Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическим орнаментом.

После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы.

1. Найди и покажи самый маленький круг.

2. Найди и покажи самый большой квадрат.

3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.

4. Каких цветов фигуры на ковре-самолете.

5. Назови, где находится красный маленький квадрат и т. д.

2. «Волшебное правращение»

Цель: закрепить представления о геометрических формах, развивать воображение.

Ход игры: Воспитатель рисует на песке круг и спрашивает ребенка, на что он похож. Затем просит малыша дорисовать картинку так, чтобы сразу стало понятно, что это такое. Круг может превратиться в яблоко, колесо, шарик и т. д.

Аналогичные задания выполняется с квадратом, овалом, треугольником.

hello_html_66cb2991.gifhello_html_m1f0c74fc.gif


3.Кто в домике живет.

Цель: закрепить знания про пространственные фигуры и формы, развить слуховую и зрительную память.

Ход игры: Это упражнение делается на мокром песке. Взрослый просит ребенка помочь ему построить домик для разных животных. Например, бегемотик хочет жить только в квадратном домике, а жираф - в прямоугольном, зайчонок - в круглом и так далее. Теперь взрослый говорит:"Помоги мне расселить жителей по их домам. Пусть вот здесь живет бегемотик (ребенок в этот момент выбирает пасочку нужной формы и строит домик из песка), а вот тут живет зайчик (ребенок строит следующий домик), ну а здесь мы поселим жирафа". Задание можно усложнять, вводя все большее количество предметов.



Опыты с песком

Цель:

1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;

2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.

4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Опыты и эксперименты с песком:

1 «Откуда берётся песок»

Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.

Ход эксперимента:

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

  • Как вы думаете, что это сыплется?
  • Возьмите лупы, рассмотрите это.
  • Как мы получили песок?
  • Как в природе появляется песок?
  • Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

2 «Из чего состоит песок»

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Ход эксперимента:

Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

  • Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
  • Как выглядят песчинки?
  • Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

 №3 «Легко ли сыпется песок»

Материал: подносы с песком.

Ход эксперимента:

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

  • Легко ли он сыпется?

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

 4 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»

Материал: «песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка.

Ход эксперимента:

Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» - резко с силой сжимаем банку.

  • Что происходит и почему?

Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.

 5 «Куда исчезла вода»

Материал: стаканчики с песком и водой.

Ход эксперимента:

В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.

  • Каким он стал?
  • Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

 6 «Лепим из песка»

Материал: подносы с мокрым песком.

Ход эксперимента:

Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания

  • Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

 №7 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.

Ход эксперимента:

Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

  • Какие фигурки получились?
  • Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

 8 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Материал: подносы с мокрым и сухим песком.

Ход эксперимента:

Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.

  • Хорошо видны отпечатки?

Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.

  • Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

 

Итоговое мероприятие: «Песочная страна» (рисование сухим песком)

Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.

  • Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.

Вывод: Сухим песком можно рисовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапи-терапия искусством.

Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего,  это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления  душевного баланса...

Занятие с элементами тренинга с применением арт-терапии и рецептивно-регулятивной формы музыкальнгой терапии "Спокойствие! Спокойствие! И еще раз спокойствие!"

Данный крнспект разработан для работы с педагогами, с целью информирования о влиянии стресса на человека. Занятие включает в себя не только опросники и мини-тесты, а так же способы борьбы с ним при по...

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...