2020-2021 г."Опытно – экспериментальная деятельность"
проект

эксперимент

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по опытно-экспериментальной деятельности средней группы на 2020–2021                                                                 

Ахметжанова З.А.   Чечулина С.В.

План работы по опытно-экспериментальной деятельности средней группы на 2020–2021 год

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре

Ведущими целями работы являются:

- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию;

- ознакомление с явлениями и объектами окружающего мира;

- развитие словаря детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.);

- приучать планировать работу и доводить ее до положительного результата;

Сентябрь

ОЭД. «Как увидеть воздух»

Цель: познакомить детей понятием воздух, некоторыми свойствами и ролью в жизни человека.

ОЭД. «Окрашивание воды».

Цель: выявить свойства воды. Вода может быть теплой и холодной. Вода прозрачная, но может иметь окраску. В воде растворяются вещества.

О. Э. Д. «Где вода?»

Цель: определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.

О. Э. Д. «Что такое ветер?

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.

Октябрь

О. Э. Д. «Когда это бывает?»

Цель: понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.

Игра – эксперимент. «Свет вокруг нас».

Цель: определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение.

О. Э. Д. «Волшебные лучики»

Цель: понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.

О. Э. Д. «Какие предметы могут плавать?»

Цель: дать представления о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предметов, а от тяжести.

Ноябрь

Экспериментальная деятельность

Игра - эксперимент. «Волшебная рукавичка»

Цель: выявить способность магнита притягивать некоторые предметы.

О. Э. Д. «Угадай-ка»

Цель: понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.

Занятие-исследование. «Есть в группе пыль чем она опасна?

Цель: дать детям понятие, чем опасна пыль в помещении, что нужно делать для того, чтобы ее не было.

Игра - «Мы фокусники».

Цель: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Декабрь

Экспериментальная деятельность

О. Э. Д. «Какого цвета снег?»

Цель: дать понятие о том, что снег, набранный в разных местах (около проезжей части дороги и на участке д/с) разные по цвету. Почему?

Игра - «Надувание мыльных пузырей»

Цель: научить пускать мыльные пузыри. Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Игра – эксперимент «Ветер по морю гуляет»

Цель: обнаружить воздух.

Игра – «Угадай-ка(2)

Цель: понять зависимость веса предмета от материала.

Январь

Экспериментальная деятельность

Игра - эксперимент «Воздух невидимка».

Цель: закрепить знания детей о том, что такое воздух, о некоторых свойствах, роли в жизни человека.

О. Э. Д. «Что в коробочке?».

Цель: познакомить со значением света, с источником света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Игра –эксперимент «Волшебная кисточка»

Цель; познакомить с получением промежуточных цветов путем смешивания двух (красного-желтого, синего и желтого).

О. Э. Д. «Какие предметы могут плавать?»

Цель: дать представления о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, от тяжести.

Февраль

Развивающая игра «Хорошо – плохо»

Цель: закреплять знания о значении чистой окружающей среды.

О. Э. Д. «Изготовление цветных льдинок»

Цель: познакомить с двумя состояниями воды – жидкий и твердый. Выявлять свойства и качества воды; превращается в лед, замерзает на холоде, принимает форму емкости.

Занятие исследовательское.

Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (твердым и жидким, выявить свойства воды чем выше температура, тем, в ней быстрее тает снег.

Игра «Что звучит?»

Цель: научить определять предметы по звучанию.

Март

Экспериментальная деятельность

Занятие – исследование.

«Освобождение бусинок из ледяного плена».

Цель: создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле; развивать мышление при выборе способа действия. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

О. Э. Д. «Откуда берется голос».

Цель: провести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Словесная игра «Узнай по голосу».

Цель:узнать по голосу».

Цель: узнать друг друга по голосу.

Игра -«Подарок Мойдодыра».

Цель: познакомить со свойствами мыла, для чего люди используют мыло.

Апрель

Экспериментальная деятельность

Занятие «Теплая капелька или колобку умыться».

Цель: познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы. Воспитывать аккуратность.

Игра- эксперимент «Умный нос».

Цель: определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа.

Игра –эксперимент «Язычок помощник»

Цель: познакомить со строением и значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов.

Игра – эксперимент «Бумажные комочки».

Цель: познакомить со свойствами бумаги, скатывание из бумаги комочков.

Май

Экспериментальная деятельность

О. Э. Д. «Стекло, его качества и свойства.

Цель: узнать предметы, сделанные из стекла, определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость)

О. Э. Д. «Узнай предмет из резины».

Цель: узнать вещи резины, определить ее качества и свойства.

О. Э. Д. «Узнай предметы из пластмассы».

Цель: узнать предметы из пластмассы, определить ее качества и свойства.

О. Э. Д. «Способность отражать предметы».

Цель6 показать, что вода отражает окружающие предметы.

Список литературы:

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

2. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд. - 2009г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

5. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. –М: Мозаика – синтез. 2006г.

7. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В. В. Москаленко.

Для осуществления опытно-экспериментальной деятельности предметная среда была дополнена приборами и оборудованием:

1. Лупы, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, шарики из разного материала, дерево, металл, мел, пластмасса.

2.Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3.Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева, камешки разных размеров, ракушки и т. д., бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.).

4.Неструктурированные материалы: песок, глина, вода, опилки, листья, пенопласт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...

Мастер - класс по экспериментальной деятельности "Веселая наука" (опытно - экспериментальная деятельность в подготовительной группе).

Представление опыта работы с детьми подготовительной группы по развитию познавательной активности через поисково - иследовательскую деятельность....