Проект по экономическому образованию дошкольников «Финансовая грамотность»
проект (старшая группа)

Рункова Любовь Васильевна

Финансовая грамотность становится

навыком, необходимым для каждого человека

в двадцать первом веке. Поэтому разработка

и внедрение стратегий финансового образования

в ДОУ является важным направлением .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekonomicheskomu_obrazovaniyu_doshkolnikov.docx41.77 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по экономическому образованию дошкольников «Финансовая грамотность» 

 

 

Проект по экономическому образованию дошкольников «Финансовая грамотность»Проект по экономическому образованию дошкольников «Финансовая грамотность»

                                                                         Подготовила :Рункова Л.В.

Вид проекта: познавательно – информационный.

Актуальность Программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели группы, социум.

Финансовая грамотность становится

навыком, необходимым для каждого человека

в двадцать первом веке. Поэтому разработка

и внедрение стратегий финансового образования

в ДОУ является важным направлением .

 Сейчас малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы, педагоги, должны объяснить своим детям следующие финансовые вопросы: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участки детского сада), а также складывается первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги , труд, товар, цена. И этическими: честность, щедрость, экономичность.

Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями , учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей, как результат труда людей.  В них воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

 Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как с одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально – коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.

Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания – ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье – реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие.

 Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь.

Цель проекта: помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально – экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Задачи:

1. Дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним.

2. Сформировать понимание значения труда в жизни человека.

3. Рассказать о процессе производства товаров и их потреблении.

4. Познакомить с термином «реклама».

5. Научить полезным бытовым привычкам.

6. Способствовать развитию разумных потребностей.

 7.понимать и ценить окружающий предметный мир  .

Проект состоит из трех разделов .

1 этап – Организационный

  • Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансовая грамотность».
  • Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап – Практический

  • Реализация проектных мероприятий  

3 этап — Заключительный

  • Итоговое мероприятие: развлечение по сказке К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, а также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.

Формы работы:

беседа, обсуждение, дискуссия

 просмотр презентации, мультфильма

чтение художественной литературы

      игровые ситуации

      решение проблемных ситуаций

      рассматривание сюжетных картинок

      сюжетно-ролеваяигра                                                                                                                 продуктивная деятельность

Предполагаемый результат

Результат проектной деятельности :

Исходя из вышеизложенного ,можно сделать вывод: в результате целенаправленной работы в течение года по данному направлению изменились качественные результаты , которые  положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У дошколят появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

Опыт показывает, что только совместная работа  дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей .

Список литературы:

 1. Антонова Ю.Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.: ил.

2. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А. М. Виноградовой. М. - 1989.-159 с.

3. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157 с.

4. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. - 1989.-137 с.

5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или ,как мы играем в экономику :Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.

6. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2006.-88 с.

7. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с. 12-16

8. Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с.

9. Шатова А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с. 21-23.

10. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256 с.

11. Шорыгина Т. А.Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономическое образование дошкольника

Иновационный проект МБДОУ №149 г.Тулы "Игра как средство экономического образования дошкольника. Проект используется в двух возрастных группах компенсирующей направленности для детей с ОНР 5 - 6 лет и...

Конспект нод по экономическому образованию дошкольников "Путешествие в сказочное королевство Царя-Гороха".

Приобщать дошкольников к экономической действительности.Заложить основы экономических знаний, которыми можно будет пользоваться в будущем.Вызвать у детей желание стать людьми, ведущими ответстве...

Экономическое образование дошкольников

В статье представлен НОД по экономическому образованию на тему: "Елабуга купеческая" для детей  6-7 лет с нарушенным зрением (занятие с учетом ФГТ)...

Проект "Обучение дошкольников финансовой грамотности"

Проект "Обучение дошкольников финансовой грамотности"...

Проект "Финансы с детства" формирование финансовой грамотности у дошкольников.

Проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....

«Формирование основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста» Проект по экономическому воспитанию дошкольников

laquo;Формирование основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста»Проект по экономическому воспитанию дошкольников...