Проект: "Воспитание нравственности и патриотизма через народную мудрость".
методическая разработка

вера ивановна кочановская

Экономические и политические изменения, произошедшие в России в последние десятилетия, привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны извечных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования гражданственности и патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата обществом, прежде всего в среде молодежи, традиционно российского патриотического сознания.
Современное общественное развитие России остро высветлило необходимость вывести на новый уровень систему патриотического воспитания. В целях формирования у молодежи высоких нравственных, морально-психологических качеств, составляющих основу патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества создана государственная программа 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ.

ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ НАРОДНУЮ МУДРОСТЬ»

                                                                  Музыкальный руководитель

                                           МДОАУ №104

                                                                   Кочановская Вера Ивановна


 Наименование проекта: «Воспитание нравственности и патриотизма через народную мудрость».

Вид проекта: творческий

Возраст детей: 6-7 лет

Сроки реализации: 1 учебный год, 1 ОД в неделю – 30 мин., 12 ОД  в квартал, 36 ОД в год.

Цель:                                                                                            Формирование нравственных начал посредством фольклора.

 Формировать в ребенке лучшее человеческие качества; человеколюбие, честность уважение, бережного отношения к созданию рук человеческих, настойчивость целеустремленность. Способствовать воспитанию чувства красоты через мудрое народное слово, отточенные  веками музыкальные интонации, органичной традиционной пластикой. Заложить основы осознание ребенка как необходимой части природы.  

Задачи:

Образовательные.

               1.       Формировать культурно-исторические представления о Родине.

              2.    Дать детям начальное представление о фольклоре как  источнике                народной мудрости, красоты и жизненной силы.

 

               3. Обучение знаний традиционного русского поэтического и                         музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения дошкольного       возраста.

         4.     Знакомство с традиционным народным календарем обрядами,

                                                                         

          5.   Заложить основы осознания ребенком  как необходимой частице  

               природы и общества.

 

         6.    Формирование вокальных качеств.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей любовь и уважение к прошлому своего края, своей страны.
  • Учить нравственным нормам поведения, основанным на национальных традициях уважительного отношения к людям старшего поколения как носителям мудрости, традиций и народных идеалов.
  • Формировать образ матери-источника жизни, хранительницы очага.
  • Прививать любовь к народному творчеству.

Развивающие:  

  • Способствовать общему развитию ребенка, формируя историческое сознание, прививая  любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе).
  • Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

  • Формировать творческую активность ребенка, развивать у детей эмоции, воображение и фантазию.

  • Способствовать развитию творческого потенциала ребенка.


Актуальность проекта:

Экономические и политические изменения, произошедшие в России в последние десятилетия, привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны извечных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования гражданственности и патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата обществом, прежде всего в среде молодежи, традиционно российского патриотического сознания.
Современное общественное развитие России остро высветлило необходимость вывести на новый уровень систему патриотического воспитания. В целях формирования у молодежи высоких нравственных, морально-психологических качеств, составляющих основу патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества создана государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» (постановление Правительства РФ от 11.07.05 №422).

Начало 21 в. для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе. Активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности. Уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как дно из базовых направлений в области образования.

В «Концепции модернизации российского образования на период до  2010г.» определены приоритетные направления, среди которых одним из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования.

Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое также посредством дошкольных учреждений.

На первой ступени (дошкольное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач дошкольного образования – развитие творческого потенциала детей. Это помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Таким образом, мы  даем детям возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе занятий с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи. Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий решение целого комплекса задач: воспитания у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, к родной улице и городу, формирования в нем чувства  хозяина – человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны, любит труд и уважает людей труда, с уважением относится к традициям своего народа, проявляет интерес к общественной жизни.

Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа, есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Приобщение детей к культурным традициям нашей Родины происходит на протяжении всего дошкольного детства Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации,  устанавливается связь ребенка с ведущей сферами бытия. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Закладываются функции не только здоровья, но и нравственности.

Поэтому в своей работе я поставила цель: формирование нравственных начал посредством фольклора.

Фольклор – народная мудрость.

Воспитание на фольклорной основе дает возможность формировать в ребенке лучшее человеческие качества; человеколюбие, честность уважение, бережного отношения к созданию рук человеческих, настойчивость целеустремленность. Мудрое народное слово, отточенные  веками музыкальные интонации, органична традиционная пластика – все это способствует воспитанию чувства красоты, помогает заложить основы осознание ребенка как необходимой части природы.  

Реализация проекта:

I этап – подготовительный

  1. Актуализация темы изучения быта русской избы. Заинтересовать идеей родителей и детей.
  2. Совместное составление плана работы (воспитатель – родитель – дети).

II этап – реализация:

  • Подбор информации в книгах, журналах, в интернете;
  • Рассказы родителей, родственников;
  • Работа с «домашней утварью», национальными костюмами.

В педагогическом процессе используются следующие методы:

  • Обращение к личному опыту детей;
  • Беседа;
  • Использование художественного слова: прослушивание музыкально-поэтических произведений, аудио записи;
  • Решение проблемных задач;
  • Тематические творческие задания;
  • Разучивание песенного репертуара.
  • Метод сравнительного анализа;
  • Разучивание русских народных плясок.
  • Развлечение «Народный календарь»                                                              III этап – подведение итогов
  • Анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями;
  • Подготовка, проведение праздников «Народного календаря»:  «Рождество, Масленица, Жаворонки, Пасха»;
  • Сбор отзывов о детских и родительских впечатлениях;
  • Интеграция с образовательной областью «Художественное творчество».

Партнеры проекта:

Дети, родители, воспитатели.

Выводы:

Дети познакомились с истоками русского народного быта.

Изучение народных плясок и песен является основой для дальнейшего развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей.

Критерии эффективности:

  • Обеспеченность методической литературой.
  • Уровень усвоения программы детьми.
  • Реализация программы.
  • Удовлетворенность  родителей.

Этапы и сроки реализации проекта:

Этапы и сроки

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

Организационно – подготовительный

Обоснование  актуальности темы, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, иллюстраций. Обсуждение с родителями  детей вопросов, связанных с проведением проекта.  Составление тематического планирования.

Изучена методическая литература; подобраны открытки, книги с иллюстрациями; составлен тематический план.

Реализация

Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

Создание презентаций.

 Проведение работы  в соответствии с планом.

Заключительный

Анализ результатов деятельности.

Обобщение результатов работы.

Все участники проекта результатами
удовлетворены

Предполагаемые результаты:

  • У детей повысится интерес к историческим ценностям Оренбуржья.
  •  Сформируется первоначальное представление о «Народном календаре».
  • Дети будут проявлять интерес к русской национальной культуре не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности.
  • У детей сформируется устойчивый интерес к истории родного края.
  • Дети научатся исполнительству народных песен и танцев, что явится основой для дальнейшего развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей.
  • Родители научатся творчески подходить к  формированию у детей интереса к культурному наследию родного края. 
  • Повысится профессиональный уровень педагогов.

Формы работы, используемые при проведении мониторинга:

  • изучение психолого-педагогической и методической литературы;
  • педагогическое наблюдение;
  • беседа с детьми;
  • изучение продукта детского творчества;

Критерии мониторинга освоения детьми темы «Оренбургский пуховый платок»:

Высокий уровень: дети имеют представления о природе и истории Оренбургского края.

  • выразительно исполнять движения под музыку;
  • самостоятельно изображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
  • освоить большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений;
  • прохлопывать правильно и ритмично несложные ритмические рисунки;
  • выполнять танцевальные движения с предметами;
  • ритмично двигаться под музыкальное сопровождение;
  • в танцах поочередно менять движения;
  • выполнять музыкально–ритмические движения (прямой галоп, хороводный шаг, приставной шаг, приставной шаг с приседанием, поскоки, выставление ноги на пятку и носок, шаг с притопом);
  • передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
  • импровизировать, при этом использовать оригинальные и разнообразные движения;
  • точно и правильно исполнять движения в танцевальных композициях.


Литература:

  1. Н.Е.Веракса;  А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольника». Москва. Издательство «Мозаика – Синтез». 2009 г.
  2. «Географический атлас Оренбургской области». — М.: Издательство ДИК, 1999. — 96 с.: с ил., карт. Стр. 79.
  3. «Декоративно – прикладное искусство детям». Дошкольное воспитание №3 – 1997 г., с.21.
  4. Н.О.Дунаев «О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка». Журнал «Дошкольное воспитание» № 6 - 2007 г. /стр. 35-40/
  5. В.Н.Журавлёва «Проектная деятельность старших дошкольников». Издательство «Учитель». 2009 г.
  6. В.В.Зябкина « Эмоциональное освоение мира». Журнал «Воспитатель ДОУ» № 1 – 2009 г. /стр. 119-128/
  7. «Истоки творчества». Тюмень. 1999 г.
  8. Л.Д.Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике». Приложение к журналу «Управление ДОУ». Москва. Издательство «Сфера». 2010 г.
  9. Народные художественные промыслы ССР. М., 1998
  10. Оренбургский пуховый платок. Автор: Любава Фридрихс
  11.  «Оренбургский пуховый платок» И. Бушухина. Оренбург, 2001 г.
  12.   «По родному краю (Краеведческие очерки)». Чкаловское книжное издательство, 1954 г.
  13.  Уланов И. Оренбургский пуховый платок. Челябинск, 1997
  14. Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду». Москва., 1961

   

 

Признание красоты оренбургских пуховых платков



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно -нравственное воспитание дошкольников через народные праздники и традиции

    На Земле не встречается двух одинаковых культур, принадлежащим разным народам. Поэтому мы и говорим о народной культуре, характерной для данного конкретного народа, конкретной нац...

Статья "Через народную мудрость к музыкальному воспитанию"

В статье говорится об опыте "погружения" в фольклор в начале учебного года в детском саду для преодоления трудностей адаптационного периода у воспитанников. А также о привитии всех видов муз...

Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа

Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для  исследования русской народной культуры, быта и декоративн...