опытно-экспериментальная деятельность детей в средней группе
консультация (средняя группа)

Машинина Юлия Александровна


Консультация для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников среднего возраста»

Любой ребенок по своей природе — исследователь, а экспериментирование — один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольника.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательные области, прогулки.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, важно воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Правила при выборе темы экспериментальной деятельности:

 тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;

 тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;

 педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно;

 тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

 тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Дети младшей, средней, а иногда и старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

При организации и проведении исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста необходимо придерживаться следующих правил в данной работе.

  • Детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не можем заставить ребенка, во время любого эксперимента ребенок должен захотеть этим заниматься.
  • Не следует строго регламентировать продолжительность опыта: как и в игре, ребенок занимается с увлечением, не следует его прерывать только потому, что время истекло.
  • Дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста.
  • Необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.
  • Соблюдение правил безопасности – это предмет особого внимания, так как дошкольники, в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

Экспериментирование в средней группе (4-5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Опыты проводятся, как в организованной деятельности, так и в свободной и совместной воспитателем деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что: бумага рвется, мнется, не разглаживается, в воде намокает и т.д.; ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т.д.; вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т.д.; воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д. Провели простейший опыт с водой: - «Почему осенью бывает грязно?» Сделали вывод: при соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.

В средней группе познакомили детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода), показали взаимосвязь с живой природой. Для этого использовали следующие опыты: превращение воды в лёд; превращение льда в воду. Так же с детьми 4-5 лет исследуем и объекты неживой природы: песок, снег, камни, воздух, вода, пробуем делать пену и пр. Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели опыт: - мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки). В средней группе впервые начинаем проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею». Дети сами делают выводы.

Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей среды.

В результате организации детского экспериментирования у детей развивается познавательная активность, проявляется интерес к поисково – исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней, об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах, о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, и др., о применении их человеком в своей деятельности.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Литература.

1. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.

Москва. Сфера. 2015.

2. Л. В. Рыжова. Методика детского экспериментирования.

Москва. Детство-Пресс. 2015.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М., 2004.

4. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:


Консультация для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников среднего возраста»

Любой ребенок по своей природе — исследователь, а экспериментирование — один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольника.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательные области, прогулки.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, важно воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Правила при выборе темы экспериментальной деятельности:

 тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;

 тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;

 педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно;

 тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

 тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Дети младшей, средней, а иногда и старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

При организации и проведении исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста необходимо придерживаться следующих правил в данной работе.

  • Детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не можем заставить ребенка, во время любого эксперимента ребенок должен захотеть этим заниматься.
  • Не следует строго регламентировать продолжительность опыта: как и в игре, ребенок занимается с увлечением, не следует его прерывать только потому, что время истекло.
  • Дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста.
  • Необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.
  • Соблюдение правил безопасности – это предмет особого внимания, так как дошкольники, в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

Экспериментирование в средней группе (4-5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Опыты проводятся, как в организованной деятельности, так и в свободной и совместной воспитателем деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что: бумага рвется, мнется, не разглаживается, в воде намокает и т.д.; ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т.д.; вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т.д.; воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д. Провели простейший опыт с водой: - «Почему осенью бывает грязно?» Сделали вывод: при соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.

В средней группе познакомили детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода), показали взаимосвязь с живой природой. Для этого использовали следующие опыты: превращение воды в лёд; превращение льда в воду. Так же с детьми 4-5 лет исследуем и объекты неживой природы: песок, снег, камни, воздух, вода, пробуем делать пену и пр. Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели опыт: - мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки). В средней группе впервые начинаем проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею». Дети сами делают выводы.

Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей среды.

В результате организации детского экспериментирования у детей развивается познавательная активность, проявляется интерес к поисково – исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней, об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах, о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, и др., о применении их человеком в своей деятельности.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Литература.

1. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.

Москва. Сфера. 2015.

2. Л. В. Рыжова. Методика детского экспериментирования.

Москва. Детство-Пресс. 2015.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М., 2004.

4. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе. Тема: "Дорога в старшую группу".

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе. Тема: "Дорога в старшую группу". Поможет показать знания детей средней группы на конец учебного года....

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по патриотическому воспитанию по теме: «Мир детям мира»

Задачи приоритетной образовательной области: 1. Познакомить со значением слов мир, символ, со значением цветов в государственной символике, познакомить с символом мира; показать причины возникнов...

Конспект открытого опытно-экспериментального и исследовательского занятия в средней группе «Лаборатория чудес» по теме: «МОЛОКО. МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»

Воспитатель: Бирюкова М.М.Цель: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности в познавательно-исследовательском ...

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе на тему: «Дорога в старшую группу»

Цель: формировать математические, конструктивные способности, коммуникативные навыки, расширять активный словарь детей....

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе «Дорога в старшую группу»

Конспект НОД  детей в средней группе «Дорога в старшую группу» (интегрированное занятие)...