Творческий проект "Радуга звуков"
проект (старшая группа)

Творческий проект по музыкальному развитию «Радуга звуков» разработан для старших дошкольников с целью развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством применения музыкально-дидактических игр.

Практическая значимость данного материала будет полезна для музыкальных руководителей, воспитателей т.к. этот материал можно использовать в организации образовательного процесса по музыкальному развитию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzykalnyy.docx59.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 п. Вохма» 
Вохомского муниципального района Костромской области

Творческий проект

«Радуга звуков»

Музыкальный руководитель

 Попова Наталья Леонидовна

Вохма

2020

Творческий проект

«Радуга звуков»

Содержание

Стр.

1.

Паспорт проекта

2

2.

Пояснительная записка /Обоснование проекта

4

2.1.

Цель и задачи проекта

5

3.

Особенности реализации проекта

6

3.1.

Механизм  оценки эффективности проекта

6

3.2.

Применение педагогических технологий

7

4.

Планирование деятельности

8

4.1.

Организационный этап

8

4.2.

Деятельностный этап

9

4.3.

Обобщающий этап

10

5.

Литература

10

6.

Приложения

11

Приложение 1. Диагностика  музыкальных способностей детей

11

Приложение 2. Музыкально-дидактические игры

13

1. Паспорт проекта

Название и тип проекта

Творческий  проект«Радуга звуков»

Автор-разработчик

Музыкальный руководитель Попова Наталья Леонидовна

Участники проекта

 Музыкальный руководитель, воспитатели, родители, воспитанники ДОУ

Сроки

Один учебный год:  с сентября 2020 по май 2021

Основания для разработки проекта

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

7. Программа развития ДОУ «Детский сад №2 п.Вохма ».

9. Образовательная программа дошкольного образования ДОУ «Детский сад №2 п.Вохма ».

10. Рабочая программа музыкального руководителя ДОУ «Детский сад  №2 п. Вохма».

Цель проекта

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством применения музыкально-дидактических игр.

Задачи проекта

1. Создать условия для развития музыкальных способностей дошкольников.

2. Обеспечить комплексный подход для музыкального развития детей посредством применения различных педагогических технологий.

3. Развить музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

4. Организовать партнерское взаимодействие с родителями по вопросам музыкального развития детей на основе применения дидактических игр.

Этапы проведения проекта

I этап. Организационный

 Цель: Создание условий дляреализации творческого проекта, включающих психолого-педагогическое обеспечение, методическое обеспечение и организацию развивающей предметно-пространственной среды.

II этап. Деятельностный

Цель: Разработка и реализация образовательных и досуговых мероприятий, обеспечивающих развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

III этап. Обобщающий Аналитический

 Цель: Проведениемониторинговых мероприятий ипредставление результатов проекта.

Планируемые результаты проекта

Для воспитанников:

1. Развиты базовые музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

2. Развиты специальные музыкальные способности в соответствии с возрастными характеристиками: эмоциональная отзывчивость на музыку, способность к музыкальному творчеству, музыкальное мышление, музыкальная память.

3. Приобретён опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе музыкальной  деятельности.

4. Развит интерес к музыкальной деятельности и желание участвовать в музыкальных мероприятиях.

5. Развиты личностные качества: самостоятельность, творческая и познавательная активность, инициативность, доброжелательность в общении.

Для родителей:

1. Сформированы психолого-педагогическая культура, теоретические знания и практические умения  по вопросам развития музыкальных способностей детей.

2. Приобретён педагогический опыт активного участия в музыкальном образовании своего ребенка.

3. Обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок.

4. Развит интерес и желание участвовать в музыкальных образовательных и досуговых мероприятиях ДОУ.

5. Установлено единство с музыкальным руководителем в музыкальном воспитании, обучении и развитии детей.

Для музыкального руководителя:

1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач по развитию музыкальных способностей детей.

2. Внедрён в образовательный процесс комплекс дидактических игр, а также современные технологии обучения, воспитания и развития дошкольников.

3. Пополнена развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ дидактическим и иллюстративным материалом по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

4. Разработан учебно-методический комплект: различные дидактические игры и музыкально-игровые упражнения, иллюстративный и информационный материал, мастер-классы для родителей, консультации для родителей и воспитателей, презентации.

Форма итогового мероприятия

Музыкальное мероприятие совместно с родителями «Юные музыканты».

Продукты проекта

  1. Презентация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи».
  2. Фотовыставка «Музыкально-дидактические игры для дошкольников».
  3. Оформление методической папки «Применение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста».
  4. Публикация «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения музыкально-дидактических игр в образовательной деятельности».

2. Пояснительная записка

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, задачами художественно-эстетического развития дошкольников являются ценностно-смысловое восприятие произведений музыкального искусства, становление у ребенка эстетического отношения к окружающему миру, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Данные задачи можно реализовать лишь при условии, что у ребенка развиты базовые музыкальные способности: музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма. Анализ мониторинга и педагогические наблюдения за детьми позволили выявить проблему. 

Проблема Я установила, что в процессе музыкальной деятельности многие мои воспитанники были скованы, достаточно часто затруднялись в исполнении песенных и двигательных импровизаций. У них были сложности с воспроизведением четкого ритмического рисунка, с точным интонированием мелодий. Некоторые ребята не могли применить уже имеющийся музыкальный опыт в самостоятельной музыкальной деятельности.

 Таким образом, были выявлены противоречия: 
- между необходимостью развития музыкальных способностей детей и недостаточной организацией различных видов музыкальной деятельности дошкольников; 
- между необходимостью накопления музыкального опыта детьми и отсутствием у многих воспитанников музыкально-творческих проявлений из-за не развитой музыкальной памяти, чувства ритма, не сформированных музыкально-ритмических умений и навыков, которые приобретаются в процессе специального                           обучения. 
В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на построение такой формы взаимодействия с детьми, в процессе которой проявляются индивидуальные творческие особенности каждого ребенка, происходит развитие этих способностей. При этом сам ребенок становится активным и инициативным в деятельности, то есть становится не объектом, а субъектом образовательного процесса. 
Я считаю, что такой формой взаимодействия являются музыкально-дидактические игры. 

Актуальность

Необходимость решения указанной проблемы актуализирует разработку данного проекта и обусловлена поиском более эффективных педагогических способов воздействияна развитие музыкальных способностей детей.

Таким эффективным способом можно считать применение различных музыкально-дидактических игр в процессе взаимодействия с дошкольниками. Это даствозможность музыкальному руководителю разнообразить и обогатить комплекс методов, приемов и средств образовательного процесса.

Приоритетная задачаНа сегодняшний день неоспоримо положение о том, что дидактическая игра является мощным средством всестороннего развития личности ребенка, источником усвоения различных знаний и умений. Это специально организованный вид деятельности, который помогает изучению музыкального материала, ставит перед детьми определенные музыкально-дидактические задачи, учит их самостоятельному решению этих задач и ориентирована на активное творческое преобразование.

В музыкальном образовании дошкольников всегда придавалось особое значение дидактическим играм. Так как благодаря им развивается способность к осмысленному восприятию содержания и выразительных средств музыки, развивается музыкальность и творческая активность. Только в процессе применения комплекса музыкально-дидактических игр можно обеспечить полноценное музыкальное развитие ребенка.

К тому же, игры  помогают решить задачи музыкального развития детей во всех основных видах музыкальной деятельности: восприятии, пении, музыкально-ритмической деятельности, музицировании и творчестве.

Исходя из актуальности темы, были определены цель и задачи проекта.

2.1. Цель и задачи проекта

Цель проекта:

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством применения музыкально-дидактических игр.

Задачи проекта:

1. Создать условия для развития музыкальных способностей дошкольников.

2. Обеспечить комплексный подход для музыкального развития детей посредством интеграции образовательных областей и применения различных педагогических технологий.

3. Развить музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

4. Организовать партнерское взаимодействие с родителями по вопросам музыкального развития детей на основе применения дидактических игр.

3. Особенности реализации проекта

Методологическим основанием для реализации  проекта являются:

  1. Теория деятельности, в рамках которой музыкальный руководитель должен помнить, что ребенок  как личность развивается именно в деятельности.Только через собственную деятельность он  усваивает научные достижения и культуру, способы познания мира, формирует и совершенствует личностные качества. Поэтому необходимо выстраивать такое взаимодействие с воспитанниками, при котором будет происходить не передача готовых знаний, а организация детской деятельности, в процессе которой дети сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных ситуаций и задач. Знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются только при условии активных действий самих дошкольников.
  2. Концепция личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия музыкального руководителя с детьми. В образовательном процессе очень важно ориентироваться на личность воспитанника, раскрытие его способностей, создание условий для самореализации ребенка, гармонии отношений с окружающими. Взаимодействие с детьми носит личностно-ориентированный характер.
  3. Интеграция образовательных областей по ФГОС и применение современных технологий в образовательном процессе. В данном случаеу дошкольников формируются элементарные представления о различных видах музыкального искусства, ценностно-смысловое восприятие и понимание музыкальных произведений,развивается эстетическое отношение к окружающему миру. Таким образом, у каждого ребенка развивается позиция активного участника в музыкальной деятельности и исполнителя-создателя музыкальных произведений.

3.1. Механизм  оценки эффективности проекта

  1. Анкетирование родителей.
  2. Анализ реализации этапов проекта.
  3. Анализ продуктов проекта.
  4. Анализ развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по музыкальному развитию дошкольников.

5. Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике О.П. Радыновой из программы «Музыкальные шедевры» (см. Приложение 1).

3.2. Применение педагогических технологий

В проекте используются:

1. Здоровьесберегающие  технологии:

- дыхательная гимнастика (с использованием различных приспособлений: мыльных пузырей, салфеток, вертушек, ваты и др.);

- артикуляционная гимнастика (включены логопедические игры и упражнения, игры на ритмодекломацию, речедвигательные игры, коммуникативные игры);

- пальчиковые игры (комплекс различных движений и поз для пальцев рук).

2. Личностно-ориентированная технология. Педагогическая ценность этой технологии в том, что в рамках индивидуализации образовательной деятельности учитываются психологические и возрастные особенности каждого ребенка, его потенциальные возможности в музыкальной деятельности.

3. Игровые технологии.Самым эффективным средством для развития музыкальных способностей детей являются игровые технологии. В результате, игровые технологии позволяют:

-поддерживать самостоятельные игры детей;

- сформировать умения у воспитанников играть или заниматься каким-либо делом рядом и вместе со сверстниками;

- развить способности объединяться на основе интереса к деятельности.

4. Информационно-коммуникационные технологии. Применение данных технологий способствует формированию основ информационной культуры музыкального руководителя и воспитанников.

В проекте ИКТиспользуются для:

- подбора иллюстративного и дидактического материала;

- разработки информационных материалов: презентаций, видеосюжетов, видеороликов;

-  для методического сопровождения проекта;

- для  оформления документации, отчетов.

5. Развивающие технологии. Благодаря им у детей в процессе  проекта развиваются музыкальные представления и личностные качества. В рамках развивающих технологий применяются:

- игровые проблемные ситуации;

- проблемные и поисковые вопросы;

- карточки-схемы, творческие задания;

- игры: «Хорошо-плохо», «Да-нетка» (ТРИЗ) и др.

Таким образом, технологии помогают решить важнейшие современные задачи, а именно:

1) осуществить такое взаимодействие с детьми, при котором воспитанники самостоятельно узнают новые знания путём решения доступных проблемных ситуаций;

2) ориентировать  музыкального руководителя на потенциальные возможности каждого ребенка;

3) включить дошкольников не только в музыкальную, но и в активную речевую, познавательно-исследовательскую, художественно-эстетическую и физическую  деятельность.

4. Планирование деятельности

4.1. Организационный этап

Мероприятия этапа

Участники

Ожидаемый

результат

Сроки

1.

Проведение мониторинга родителей    

«Развитие музыкальных способностей у Вашего ребенка»).

Родители

Выявить представления родителей об их образовательных потребностях

Сентябрь

2.

Проведение

 вводной диагностики

Воспитанники

Выявить уровень музыкальных способностей детей

Сентябрь

3.

Проведение консультаций:

-  для педагогов «Реализация образовательного потенциала группы по развитию музыкальных способностей у воспитанников»;

-Для родителей  Как развивать музыкальные способности детей в домашних условиях».

 Родители

педагоги

Повысить педагогическую компетенцию родителей в вопросах музыкального развития детей.

Сентябрь

4.

Разработка буклетов, папок-передвижек: «Что такое музыкальные способности?», «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», «Как развить творческую самостоятельность ребенка в музыкальной деятельности».

Музыкальный руководитель

Повышение

компетентности и профессионального мастерства педагогов

Повысить уровень педагогической компетенции родителей.

Октябрь

5.

Разработка плана совместных мероприятий с родителями и педагогами.

Педагоги, родители, музыкальный руководитель

повысить степень вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

Октябрь

6.

Разработкакомпьютерных музыкально-дидактических игр и подбор цифрового иллюстративного материала для игр.

Музыкальный руководитель, педагоги

Обогащение предметно –развивающеймузыкальной среды.
Развитие творчества детей.

Октябрь

4.2.  Деятельностный этап

Мероприятия этапа

Дата

1.

НООД

Воспитанники,педагоги

Знакомство детей в процессе НОД и режимных моментов с разнообразными дидактическими играми и пособиями во всех видах музыкальной деятельности (из пособий Н.А. Ветлугиной, Н.Г. Кононовой,  А.Н. Зиминой, З.Я Роот, Э.П. Костиной и др.)

В течение всего проекта

2.

Проведение творческой мастерской для родителей по изготовлению музыкально-дидактических игр.

Родители

Активизировать работу с родителями, вовлечь в  совместную работу.

Ноябрь

3.

Открытое образовательное мероприятие «Музыкальная шкатулка» (занятие на основе музыкально-дидактических игр и с применением различных технологий).

Музыкальный руководитель, воспитанники

педагоги, родители.

.

Ноябрь

4.

Проведение мастер-класса для родителей «Как играть с детьми в музыкально-дидактические игры».

Родители, педагоги, Воспитанники

Родители научились играть с детьми  в музыкальные игры.

Декабрь

5.

Организация смотра-конкурса предметно-пространственной среды в группах по развитию музыкальных способностей воспитанников.

Педагоги,

Родители

воспитанники

Пополнилась предметно развивающая среда.

Январь

6.

Организация игрового моделирования с воспитателями «Педагогическое сопровождение самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе».

Педагоги

Педагоги организуют условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе.

Январь

7.

Проведение совместного с родителями тематического досуга «Музыкальные игры нашей семьи».

Родители

Воспитанники

 Родители поделились опытом  проведения семейных музыкальных игр.

Февраль

8.

Проведение творческой мастерской «Музыкальные эксперименты».

Родители

Воспитанники

Развитие творческого воображения детей,формирование исполнительских навыков в музыкальных видах деятельности

Март

9.

Проведение  итогового мероприятия«Юные музыканты».

Педагоги

Воспитанники

Родители

Организация и подведение итогов проекта

Апрель

4.3. Обобщающий этап

Мероприятия этапа

Дата

1.

Анкетирование родителей с целью реализации задач проекта.

Родители

Май

2.

Анализ  соответствия оснащенности групп и музыкального зала оборудованием и пособиями, способствующими музыкальному  развитию дошкольников.

Музыкальный руководитель

Май

3.

Проведениеитоговых диагностических мероприятий с детьми.

Воспитанники

Музыкальный рук-ль

Май

4.

Итоговое мероприятие совместно с родителями «Юные музыканты».

Воспитанники

Родители

Педагоги

Май

5.

Представление результатов проекта в форме:

1. Презентации «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи».

2. Фотовыставки «Музыкально-дидактические игры для дошкольников».

3. Оформления методической папки «Применение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста».

4. Публикации «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения музыкально-дидактических игр в образовательной деятельности».

Музыкальный руководитель

Май

Критерии

Показатели

1.

Сформированы психолого-педагогическая культура, теоретические знания и практические умения по вопросам развития музыкальных способностей детей.

Анализ реализации проекта

Реализованы образовательные и досуговые мероприятия

3. Анализ продуктов проекта

Представить развитые музыкальные способности детей

4. Анализ развивающей предметно-пространственной среды  в доу по музыкальному развитию

Организована и пополнена предметно-развивающая музыкальная среда в ДОУ дидактическим и иллюстративным материалом по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

5. Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике О.П. Радыновой из программы «Музыкальные шедевры» (см. Приложение 1

Результаты диагностики Радыновой

5. Литература:

  1. Виноградов Л.Развитие музыкальных способностей у дошкольников.- М.: Издательство: Речь, 2009.
  2. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008.
  3. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Замуруева О.В. Развиваем музыкальный и ритмический слух. – М.: Феникс, 2015.
  5. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста.- М, Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  6. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: учебное пособие для воспитателей и музыкальных руководителей дет. садов. — М.: Просвещение, 1986.
  7. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. - М.: Просвещение, 1982.
  8. Костина Э.П. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.
  9. Лазарева О. Ю., Шестакова Л. А. Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 164-167. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1309/ (дата обращения: 04.11.2018).
  10. Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2007.
  11. Микляева Н.В., Галкина М.А., Демина В.А. Музыкальное развитие дошкольников. - М: Сфера, 2015.
  12. Равчеева И.П. Организация, проведение и формы музыкальных игр. Интеллектуально-творческое развитие старших дошкольников – Волгоград, Учитель, 2015.
  13.  Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  14. Роот З.Я. «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста» Айрс-Пресс – 2005.

6.Приложения

Приложение 1.

Диагностика  музыкальных способностей детей

( по Радыновой О.П. из программы «Музыкальные шедевры»)

Младшая группа

Ладовое чувство:

1. внимание;

2. просьба повторить;

3. наличие любимых произведений;

4. внешние проявления (эмоционально-двигательная активность ребенка во время звучания музыки);

5. узнавание знакомой мелодии.

Музыкально-слуховые представления:

1. подпевание знакомой мелодии с сопровождением.

Чувство ритма:

1. воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка, мелодии из 3-5 звуков;

2. соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки;

3. соответствие ритма движений ритму музыки;

Средняя группа

Ладовое чувство:

1. внимание;

2. просьба повторить;

3. наличие любимых произведений;

4. внешние проявления (эмоциональные);

5. высказывания о характере музыки (двухчастная форма);

6. узнавание знакомой мелодии по фрагменту;

7. определение, закончилась ли мелодии;

8. определение правильности интонации в пении у себя и других.

Музыкально-слуховые представления:

1. пение знакомой мелодии с сопровождением;

2. пение малознакомой попевки (после нескольких ее прослушиваний) с сопровождением;

3. воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне.

Чувство ритма:

1. воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии;

2. соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями;

3. соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

Старшая и подготовительная группы

Ладовое чувство:

1. внимание;

2. просьба повторить;

3. наличие любимых произведений;

4. внешние проявления (эмоциональные);

5. высказывания о музыке с контрастными частями;

6. узнавание знакомой мелодии по фрагменту;

7. определение, закончилась ли мелодия;

8. окончание на тонике начатой мелодии.

Музыкально-слуховые представления:

1. пение знакомой мелодии с сопровождением;

2. пение знакомой мелодии без сопровождения;

3. пение малознакомой мелодии без сопровождения;

4. подбор по слуху хорошо знакомой короткой попевки на металлофоне;

5. подбор по слуху малознакомой попевки.

Чувство ритма:

1. воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии;

2. соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с малоконтрастными частями;

3. соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

Оценка результатов по пятибалльной системе.

Диагностическая карта

Ф.И. ребенка, возраст, группа

Ладовое чувство

Музыкально-слуховые представления

Чувство ритма

№ задания

Оценка

№ задания

Оценка

№ задания

Оценка

Приложение 2.

Музыкально-дидактические игры

Игры на развитие музыкального восприятия:

1. «Покажи характер музыки»

Цель: формировать умение выражать характер музыки посредством цветовой гаммы.

Оборудование: карточки с изображением различных цветов и оттенков.

Ход игры: Музыкальный руководитель предлагает прослушать музыкальное произведение (или отрывок). После прослушивания задаёт вопросы по характеру, темпу, ритму и другим средствам музыкальной выразительности. Затем предлагает выразить настроение музыки посредством цвета и показать выбранную карточку.

2. «Угадай настроение»

Цель: развивать способность детей сравнивать настроения людей и музыкальных произведений.

Оборудование: карточки с изображением различной мимики человека: улыбается, удивляется, грустит и т.д.

Ход игры: Музыкальный руководитель предлагает прослушать музыкальное произведение (или отрывок). После прослушивания даёт задание: выбрать подходящую к настроению музыки карточку, отображающую настроение человека.

3.«Музыкальная семья»

Цель:  упражнять в различении жанра музыкального произведения.

Оборудование: карточки с изображением основных жанров музыки: песни, танца, марша.

Ход игры: Музыкальный руководитель рассказывает детям о музыкальной семье, в которой дружно живут братец-марш, братец-танец и сестричка-песня. После прослушивания дети угадывают вид музыкального жанра и поднимают карточку с изображением поющего, танцующего или марширующего ребенка.

Игры на развитие чувства ритма:

1.«Ложки-поварёшки»

(Рекомендована родителям для игры в домашних условиях).

Цель: Развивать ритмические навыки, используя деревянные и железные ложки.

Оборудование: деревянные и металлические ложки.

Ход игры: Музыкальный руководитель задает несложный ритмический рисунок деревянными или металлическими ложками. Дети повторяют.

Варианты игры:

1. Сначала выполняют задание дети, у которых деревянные ложки. А затем дети, у которых металлические ложки.

2. Первая часть ритмической фразы исполняется детьми, у которых деревянные ложки, а вторая часть – детьми, у которых металлические ложки.

2. «Ритмические истории про ребят»

(Игра может проводиться во вторую половину дня воспитателем в группе).

Цель: Развивать ритмический слух посредством игры на детских музыкальных инструментах.

Оборудование: металлофон, деревянные ложки, музыкальный молоточек, бубен, угольник.

Ход игры:

Педагог вместе с детьми сочиняет рассказ о ребёнке из этой же группы: «Пошла наша Ирочка гулять, вышла из квартиры, спустилась по лестнице (игра на металлофоне). Во дворе она увидела соседскую девочку Наташу. Вместе они стали прыгать через скакалку (игра треугольнике). Но вдруг солнышко ушло за тучку и закапал дождик. Кап-кап-кап (игра на ложках). Сначала он капал медленно, а затем всё быстрее и быстрее. И пошел сильный ливень (к игре на ложках присоединяется игра на барабанах). Девочки перестали скакать и быстро побежали домой  (игра на металлофоне).

3. ««Потеряшки»

Возраст: 5-7 лет

Вид игры: Игра на развитие чувства ритма.

Цель:Упражнять детей в восприятии и различении простых ритмических рисунков.

Дидактические задачи:

 - воспитывать умение играть вместе, подчиняться правилам игры;

 - закрепить знания о длительности звуков;

 - воспитывать умение слушать ритм и сопоставлять с записанным на карточках ритмическим рисунком.

Дидактический материал: 3 игрушки, напёрстки, перчатки, карточки с ритмическим рисунком, картонные домики разного цвета.

Правила игры: Число участников –4-6 (можно индивидуально). У ведущего на руке надета игрушка – топотушка или перчаточная кукла, на ногах у которой (на пальцах ведущего) надеты напёрстки. Игрушка  потерялась, не может найти дорогу домой. Чтобы ей вернуться в свой домик, мы можем подсказать, по какой дорожке ей нужно идти. Игрушка протопывает ритмический рисунок своей дорожки, дети повторяют его (на руке надета перчатка, на пальцах напёрстки) и указывают на карточку с таким ритмом, называя цвет домика, в котором живёт эта игрушка. Таким образом, дети «спасают» 3-х  «потеряшек

                                        «Ритмическая разминка»

Возраст: 5 – 7 лет

Вид игры: Игра на закрепление у детей чувства ритма, 3-х частной музыкальной формы, развитие психических процессов.

Цель: Развитие общей музыкальности детей.

Дидактические задачи:

- развитие чувства ритма

- закрепление 3-х частной музыкальной формы

- формирование коммуникативных качеств

- развитие комбинаторных действий, умений действовать по образцу и замыслу

- развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, мышления

Дидактический материал:Ритмические палочки по две на ребенка, карточки с изображением ритмического рисунка, карточки с графическим изображением предметов (дом, снежинка, елка, бантик, бабочка и т. п.), любая 3-х частная форма музыкального произведения, например, «Звездная полька», Австрия.

Правила игры:Число участников – вся группа. Дети заранее разделены на команды по 3 человека, в руках у каждого по две ритмические палочки. На первую часть музыки дети свободно двигаются по залу, выполняя руками «моталочку» перед собой. На вторую часть музыки дети выполняют ритмический рисунок, изображенный на предложенной карточке. На третью часть музыки дети ищут свою команду в условленном месте и собирают предложенное графическое изображение. Ведущим может быть как музыкальный руководитель, так и ребенок. Количество детей в одной команде может варьироваться, в зависимости от предложенного графического рисунка. Затем игра повторяется с другими карточками.

5. «Учимся  танцевать сидя»

(Игра может проводиться во вторую половину дня воспитателем в группе).

(Рекомендована родителям для игры в домашних условиях).

Цель: Развивать чувство ритма.

Оборудование: не требуется.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Педагог предлагает повторить за ним ритмический рисунок, который он прохлопывает или исполняет при помощи притопывания.

Возраст: 5 – 7 лет

Вид игры: Игра на развитие чувства ритма, психических процессов.

Цель: Развитие чувства ритма.

Дидактические задачи:

- развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, мышления

- развитие креативных способностей: творческого воображения и фантазии

- формирование артикуляционно- телесных и двигательных ощущений, элементарных -- ритмических рисунков

- развитие ритмического слуха на основе простейших ритмов с речевой поддержкой

- развитие коммуникативных качеств, умения сотрудничать

Дидактический материал: Мнемотаблица, карточки с изображением ритмического рисунка, ритмические палочки.

Правила игры:Число участников – вся группа. В мнемотаблице зашифровано стихотворение О.С.Боромыковой «Дятел».

Дятел сядет на сучок:

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Дятел смотрит, где жучок:

Туки-туки-туки-тук,

Снег идет, метут метели:

Так-так, так-так-так,

Прячьтесь птицы, прячьтесь звери:

Туки-туки-туки-так.

 Назначается ребенок ведущий, который проговаривает строчку из мнемотаблицы, и в пустую клетку ставит  карточку с изображением ритмического рисунка. Дети повторяют строчку из мнемотаблицы  и отстукивают ритмическими палочками заданный ритм. Игра повторяется снова со следующей строчки. Отстукивать ритмический рисунок можно любым другим способом, например, звучащими жестами. Как вариант игры, можно разделить детей на две подгруппы: первая читает строчку из мнемотаблицы, сопровождая речь звучащими жестами, вторая подгруппа отстукивает заданный ритм палочками.

Игры на развитие звуковысотного слуха:

1. «Три медведя»

Цель: Развивать звуковысотный слух.

Оборудование: фигурки из плоскостного кукольного театра «Три медведя»:  Михайло Иваныч, Настасья Петровна, Мишутка.

Ход игры: Музыкальный руководитель напоминает детям сказку «Три медведя» и сопровождает голоса зверей звуками на фортепиано в разных регистрах. После этого исполняет отдельно эти звуки и предлагает угадать, чей голос  звучит. Спрашивает: «Почему ты так считаешь?».

2«С добрым утром!»

Возраст:5 – 7 лет

Вид игры: Игра на развитие звуковысотного слуха у дошкольников.

Цель: Формирование восприятия музыки через приобщение детей к миру звуков, развития музыкальных сенсорных способностей.

Дидактические задачи:

- учить различать контрастные звуки по высоте, динамике;

- совершенствовать музыкально – слуховые представления;

- формировать у детей основные понятия, связанные со свойствами звуков, и закрепление этих понятий в речи: высоко – низко, громко – тихо;

- развивать чувство фразы в форме музыкальных диалогов: вопрос – ответ;

- развитие ассоциативности мышления;

- формирование навыков общения, взаимодействия, коммуникативных качеств;

Дидактический материал: Мнемотаблица, карточки с изображением: «Курица – цыплята», «Утка – утята», «Птица – птенчики», металлофон.

Правила игры:Число участников – вся группа. Дети делятся на две подгруппы: первая – мамы, вторая – дети. У каждой подгруппы в руках соответствующие карточки. Игру проводит сначала музыкальный руководитель, затем можно назначить ведущими детей, один будет показывать карточки мнемотаблицы, другой играть на металлофоне. Дети проговаривают или поют на простейшую мелодию первую половину куплета, вторая половина куплета поется по ролям и сопровождается показом карточек. После каждого куплета ведущий ударяет по пластине металлофона «ДО» первой октавы или  «ДО» второй октавыи спрашивает: «Чей голос поет?» Дети поднимают соответствующие карточки и поют тот  или иной  звук еще раз.

 В мнемотаблице зашифровано стихотворение «С добрым утром!».

1. Утром солнышко встает, всех на улицу зовет.

Первой рано птичка встала и птенцов своих позвала:

 «Чик – чирик, мои друзья,

 Вылетайте из гнезда!»  («Чик – чирик» дети поют на звуке  «До» первой октавы).

Птенцы к маме вылетали, песней маме отвечали:

«Чик- чирик, чик - чирик, чик - чирик!» (дети поют на звуке  «До» второй октавы).

2. Утром солнышко встает, всех на улицу зовет.

И наседка рано встала и цыплят своих позвала:

«Ко – ко – ко, ко – ко – ко, не ходите далеко!» («Ко – ко – ко» дети поют на звуке  «До» первой октавы).

И цыплята выходили, с мамой тоже говорили:

 «Пи- пи – пи, пи – пи – пи, будем рядом с мамой мы!» («Пи – пи – пи» дети поют на звуке  «До» второй октавы).

3. Утром солнышко встает, всех на улицу зовет.

Утка тоже рано встала и утят к себе позвала:

« Кря – кря – кря, кря – кря – кря, умываться всем пора!» («Кря – кря – кря» дети поют на звуке  «До» первой октавы).

И утята выходили, с мамой уткой говорили:

 «Кря – кря – кря, кря – кря – кря, мы с водичкою друзья!» («Кря – кря – кря» дети поют на звуке  «До» второй октавы).

Игры на развитие музыкальной памяти, слуха и логики:

1. «В чьем домике играет музыка?»

(Игра может проводиться во вторую половину дня воспитателем в группе).

Цель: Формировать умение различать в музыкальном произведении средства музыкальной выразительности (мелодию, тембр, темп, ритм и др.).

Оборудование: панно с изображением различных домов: избушка на курьих ножках, домик зайчика (на двери изображение зайца), домик лисы (на двери изображение лисы), дом медведя (на двери изображение медведя). Карточки с изображением животных и Бабы Яги.

Ход игры:Педагог  раздает детям карточки с изображения животных и Бабы Яги.

Говорит: «Однажды ребята пошли в лес за грибами. Вдруг видят на полянке несколько домиков. И слышат, что в каждом домике играет своя музыка. Давайте угадаем, из какого домика слышна эта музыка?». Затем играет различные музыкальные произведения. После каждого произведения задает вопросы о характере, темпе, ритме произведения. А также спрашивает: «Как вы думаете, из какого домика может звучать эта музыка?»

2. «Музыкальные загадки»

Цель: Развивать музыкальную память и слуховое внимание.

Оборудование: картинки, иллюстрирующие содержание знакомых детям музыкальных произведений.

Ход игры: дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе картинки. Музыкальный руководитель проигрывает музыкальное произведение или песню. Ребенок, угадавший название произведения, подходит к столу и берёт нужную картинку. Если ответ правильный, то все дети аплодируют.

Вариант игры: Игра может проводиться во вторую половину дня воспитателем в группе. В этом случае воспитатель включает аудиозапись на магнитофоне или компьютере.

3.«Композиторы и песни» (Игра с использованием ИКТ)

Цель: Развивать музыкальную память и способность рассказать о композиторе и песне.

Оборудование: мультимедийный экран, ноутбук,записи программных произведений  П.И. Чайковского, Д.Б. Кабалевского, М.И. Глинки и др.;  слайды с портретами композиторов.

Ход игры: Музыкальный руководитель показывает на мультимедийном экране портреты композиторов, а дети должны назвать их имена и фамилии. После этого музыкальный руководитель включает запись произведения, дети должны назвать само произведение и композитора, написавшего его. За правильные ответы ребенок получает баллы. Выигрывает тот, кто набрал больше баллов.

Игры на развитие творческих способностей:

1. «Театр зверей» (Игра с использованием ИКТ)

Цель: Способствовать освоению способов творческих действий.

Оборудование: мультимедийный экран, ноутбук, видеозапись диких зверей, аудиозаписи музыкальных произведений: К. Сен-Санс, П.И Чайковский, П. Мориа и др.

Ход игры: В процессе просмотра видеозаписимузыкальный руководитель предлагает назвать диких животных и охарактеризовать их. Затем включает запись музыкального произведения и предлагает придумать движения для того или иного зверя. Дети импровизируют под музыку.

Вариант игры (усложнение в зависимости от уровня музыкального развития детей): После разговора о животных дети самостоятельно выбирают музыку и по своему желанию придумывают движения  для того или иного зверя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека творческих заданий по обучению старших дошкольников правильному произношению звуков по методике ТРИЗ

Картотека творческих заданий по обучению старших дошкольников правильному произношению звуков по методике ТРИЗ...

Информационно - творческий проект "В мире гласных звуков и букв"

Этот проект значим для всех его участников:Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.Педагоги: продолжение освоения ме...

Музыкально-Творческий Проект "Звуки вокруг нас"

1. ПРОЕКТ «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЗВУК?» 1.1 ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ  I этап: - Определение проблемы - Выбор темы проекта - Определение цели проекта - Определение задач про...

План творческой мастерской "Звук"

План творческой мастерской "Звук"  с алгоритмом  выстраивания работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Познавательно-творческий проект "Звуки вокруг нас"

АктуальностьМультфильмы, телевизионные передачи, компьютерные игры – основной вид досуга современных детей. И как следствие этого, педагоги и психологи отмечают у большинства первоклассников син...

Музыкально-познавательный творческий проект «Звук - волшебник»

В дошкольном периоде музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребёнка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств....