Проект "Ребусы - гимнастика для ума" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Горькавая Наталья Сергеевна

Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ при организации проектной деятельности детей и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №62 «Журавушка» города Нижневартовска

Педагогический проект

«Ребусы – гимнастика для ума»

Подготовил:

воспитатель Горькавая Н.С.

2020 год

  1. Актуальность проекта

         Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Через органы чувств - это единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, человек  размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений. В основе  актуальности проекта лежат идеи отечественных и зарубежных педагогов - психологов по проблемам развития мышления: Л.С. Выготского, П.П. Блонского, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, В.В Давыдова, А.И. Мещерякова, И.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.В. Брушлинского, Ж. Пиаже, М. Монтессори.

               Эксперименты таких ученых, как: А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин и др. по изучению детских рассуждений, понимания причинно - следственных отношений, образование у них научных понятий позволили определить возраст, начиная с которого возможно и целесообразно успешное формирование у детей первоначальных логических умений. Исследования ученых доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5 - 6 летнего возраста.

               Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. Усвоение знаний происходит в результате мышления, представляет собой решение мыслительных задач. П.П. Блонский подчеркивал: «Мышление - та функция, интенсивнейшее развитие которой является одной из самых характерных особенностей детей».

               Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, педагогические эксперименты психологов и педагогов убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских  способностей и доказали, что основным условием развития мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности.

Сегодня дошкольное образование сделало значительный шаг вперед во всех направлениях воспитательно-образовательного процесса. Дошкольная педагогика постоянно пополняется новыми и новыми исследованиями, направленными на разностороннее развитие ребенка. В последнее время взрослые все больше внимания уделяют интеллектуальному развитию детей: они нагружают ребенка новой информацией, знаниями, совершенно не думая о том, что важное звено развития ребенка дошкольного возраста - это игра. И сегодня существует множество игр, которые позволяют развивать психические познавательные процессы без ущерба для здоровья детей. К таким играм можно отнести игры-загадки, головоломки, ребусы, кроссворды и т.п. Одной из задач обучения детей старшего дошкольного возраста является формирование у них логического мышления, а загадки, ребусы, кроссворды являются хорошим средством развития у детей логического мышления. Как показывает практика, в дошкольных учреждениях очень редко используются головоломки, кроссворды, ребусы. В основном, эти виды игр используются в школе. Да и в педагогике проблема использования игр-загадок, ребусов, головоломок и кроссвордов является мало изученной.

Игровые методы и приемы направлены на повышение интереса, положительных эмоции, они помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

В свое время Е. А. Флерина обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. В современных исследованиях выявлено, что эти методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно.

Проблемно-поисковые методы развивают у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную поисковую деятельность.

К 6 годам ребенок может решать мыслительные задачи не только практическим действием и оперированием представлениями. Он уже усваивает понятия и пользуется ими при решении задач и в своих суждениях. Но развитие логического мышления - еще пока лишь возможность дошкольника, которую педагогу нельзя упускать. Однако познание ребенком окружающего мира остается преимущественно чувственным. Но и оно качественно меняется. Снижаются пороги восприятия, т.е. повышается чувствительность органов чувств: ребенок лучше различает и дифференцирует звуки, цвета, запахи и другие свойства. Интенсивно формируется система сенсорных эталонов.

Значительную роль в обследовании объектов восприятия наряду с рукой играет глаз, который к концу старшего дошкольного возраста становится ведущим органом познания.

В этом возрасте так же большую роль играет развитие воображения, создания ребенком собственных замыслов, моделей действия, схем явлений и их детализации. Это очень важно для развития индивидуальности ребенка, гибкости и пластичности его не только мыслительной, познавательной деятельности, но и практической, продуктивной.

У старшего дошкольника начинают уравновешиваться процессы торможения и возбуждения, вследствие чего появляется способность к волевым действиям. Ребенок уже может ставить цель и сознательно ее добиваться: произвольно запомнить что-либо, научиться чему-либо, сделать что-нибудь. Причем он может уже добиваться цели не только быстро достижимой, но и несколько отдаленной во времени. Интересы ребенка становятся относительно устойчивыми. Безусловно, непроизвольная деятельность все еще преобладает и является более продуктивной.

Если сделать деятельность ребенка интересной, увлекательной, то он достигнет очень многого: будет проявлять любознательность, станет наблюдательным, проявит стремление к преодолению препятствия, к поиску решения любой возникающей перед ним проблемы.

Люди всех возрастов и больших и маленьких, проявляют большой интерес к играм-головоломкам, к занимательным задачам. Но одно из почётных мест занимают ребусы разных видов, с разными правилами разгадывания.

Для детей работа с ребусами решает очень много педагогических задач:

  • Знакомство с окружающим его миром и явлениями природы;
  • Развивает логическое мышление, память, воображение.
  • Расширяют кругозор детей;
  • Развивают зрительную и моторную память; внимание через яркие рисунки, картинки.
  • Развивает речь ребёнка через разгаданные слова, загадки, пословицы, небольшие стишки.

  1. Цель проекта

Развитие логического мышления у старших дошкольников через разгадывание и составления ребусов.

  1. Задачи проекта
  1. Развивать логическое мышление, активность, инициативность, способность отстаивать свою точку зрения.
  2. Организовать в группе игровую развивающую среду для повышения познавательного и интеллектуального интереса воспитанников;
  3. Повысить мотивацию детей к познанию окружающего мира посредством проблемного обучения;
  4. Способствовать созданию активной позиции родителей в развитии познавательных способностей дошкольников.
  1. Адресная направленность проекта

Воспитанники подготовительной группы к школе группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

  1. География проекта

Тюменская область, город Нижневартовск, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №62 «Журавушка».

  1. Сроки реализации проекта

Вид проекта – среднесрочный (3 недели).

  1. Нормативно-правовая база проекта
  1. Закон РФ «Об образовании»
  2.  ФГОС дошкольного образования
  3. Труды: Л .С. Выготского, П.П. Блонского, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, В.В Давыдова, А.И. Мещерякова, И.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.В. Брушлинского, Ж. Пиаже, М. Монтессори, Е.А. Флериной.
  4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений
  1. Календарный план реализации проекта

Этапы реализации проекта

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Подготовительный

- Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по теме проекта;

- Подготовка развивающей среды в группе;

- Подбор игровой мотивации;

- Разработка плана работы с детьми и родителями;

1 неделя

Воспитатель

Основной

Знакомство детей с тем, как надо действовать, что надо делать, с чего начинать, в каком порядке действовать. Основной акцент делается на методах, способах выполнения действия.

Активизация родителей по составлению совместно с детьми буклетов, мини-книжек «Ребус – это зарядка для ума», «Как разгадать ребусы?»

2 неделя

воспитатель

Заключительный

Выставка детско-родительских работ «Вот так ребус»

Презентация проекта «Ребусы- гимнастика для ума» на педагогическом совете ДО

3 неделя

Воспитатель

  1. Ожидаемый результат

- обогащение предметно-развиваюшей среды группы для повышения познавательного и интеллектуального интереса воспитанников;

- повышения мотивации детей к познанию окружающего мира через решение и разгадывание ребусов;

- умение ребёнка логически мыслить, находить связь между предметами, осуществлять анализ и синтез при разгадывании ребусов.

  1. Риски, связанные с реализацией проекта

Предполагаемые трудности и непредвиденные эффекты

Возможности преодоления

Низкая активность родителей при реализации проекта

Использование всех активных форм и методов для привлечения родителей, создание инициативной группы родителей для привлечения менее активных родителей для реализации проекта

  1. Жизнеспособность проекта

Продолжать работу по развитию логического мышления дошкольников, используя ребусы всех видов в общеобразовательной и совместной деятельности, развивать умения самостоятельно составлять ребусы воспитанниками.

Осветить и распространить данный педагогический проект и его значимость среди коллег, на специализированных сайтах интернета

Вывод

Работая над темой «Ребусы – гимнастика для ума», я постаралась показать значимость развития логического мышления. Анализ специальной литературы показывает, что без развитого логического мышления ребенку трудно будет даваться обучение в школе. Приобретенные навыки в дошкольном возрасте служат фундаментом для получения знаний и способностей в более старшем возрасте.

         Известно, что мышление имеет целенаправленный характер.  Мыслительный процесс начинается с решения проблемной ситуации, с постановки вопроса взрослым.

         Средствами решения выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, умозаключение… Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне дидактических игр и упражнений.

          Работа над темой привела к достижению намеченной цели. Для этого необходимо выполнение условий:

- стимулировать практическую деятельность;

- развивать способности к мыслительным операциям;

- развитие самостоятельности;

- создание предметно – развивающей среды;

- содействовать овладению родителями методами использование игр и упражнений для развития логического мышления.

          Целенаправленная, систематическая работа с детьми по развитию логического мышления позволяет достичь определенных результатов.

        Дети овладели способностью анализу и синтезу, классификации, сравнение, у них не возникает трудности при установлении причинно-следственной связей,  своих возрастных особенностей. Думаю, что в дальнейшем это даст возможность хорошо усваивать в процессе обучения предлагаемый материал.  

  1. Список используемой литературы
  1. Асанин С., «Смекалка для малышей». (Занимательные задачи, головоломки, ребусы.)., Москва., «Омега»., стр. 127 – 211.
  2. Городкова Т.В., Елкина Н.В. «Детские кроссворды»., М., 2014. – 353с.
  3. Кордемский Б.А.  Математическая смекалка. — М.: ГИФМЛ, 1958. — С. 189-194.
  4. Ливинский В. Журнал  «Не скучай», стр. 193 – 197.
  5. Лучшие математические игры и головоломки, или самый настоящий математический цирк / пер. с англ. М. И. Антипина. — М.: АСТ, Арель,2009. — С. 123. — 255 с..
  6. Математические шарады и ребусы/Н.В.Удальцова - М.: Чистые пруды, 2010 – 32с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика», вып.35). 
  7. Мочалов Л.П.  Головоломки. — М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1980. — 128 с..

Электронные ресурсы

1.http://womanadvice.ru/matematicheskie-rebusy
2.
http://galia.rusedu.net/post/5445/101714

3.http://chitalochka-ru.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey/pravila-razgadyivaniya-rebusov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс гимнастики после сна «Киски» для детей старшего дошкольного возраста

Данный комплекс гимнастики после сна помогает организму ребенка после пробуждения включиться в активные действия. Я советую начать пробуждение с нескольких упражнений в постели и  рядом с кровать...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Оздоровительная гимнастика с элементами стретчинга для детей старшего дошкольного возраста».

В программе представлены различные здоровьезберегающие технологии: Коммуникативные игры; суставная гимнастика; стретчинг; подвижные игры; точечный самомассаж; дыхательные упражнени...

«Художественная гимнастика как универсальное средство физического воспитания и оздоровления детей старшего дошкольного возраста»

«Великая ценность каждого человека – здоровье, оно не мыслимо без систематических занятий физическими упражнениями» Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы заклады...

Опыт работы: «ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ»

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ Сведения об авторе опыта: Кочубей Наталья Анатольевна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 105» г. Краснодара, инструктор по физической культуре, 8(861)224-53-80Тема оп...

Конспект физкультурного занятия с элементами психогимнастики - релаксации и гимнастики «Йога» для детей старшего дошкольного возраста

Конспектфизкультурного занятия с элементами психогимнастики -релаксации и гимнастики «Йога»для детей старшего дошкольного возраста...

Комплекс ритмической гимнастики "Лялечка" для детей старшего дошкольного возраста

Комплекс ритмической гимнастики "Лялечка" для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека гимнастики пробуждения для детей старшего дошкольного возраста

Комплекс гимнастики последневного снадля старшей группы Воспитатель: Степанова А.А. КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 1I. В кроватках1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль...