Консультация "Воспитание на основе народных традиций и культуры"
консультация

Малыгина Екатерина Александровна

Консультация "Воспитание на основе народных традиций и культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_traditsii.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание на основе народных традиций и культуры

"Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи –задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству, к человеческой культуре''.

(Д. С. Лихачев)

Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек без памяти прошлого, лишенный исторического опыта своего и других народов, способен жить только сегодняшним днем.

И поэтому важнейшей основой нравственного воспитания детей является возрождение принципа народности, согласно которому обучение, воспитание и вся система образования строится с учетом психологии, языка, культуры народа, его традиций и национальных особенностей.

Достаточно ли жить в своей стране, чтобы считать себя ее частью? Что делает нас гражданами своей страны? Любовь к языку, память о прошлом, русский дух и, конечно же, знание традиций, обрядов, фольклора. Как ни грустно сознавать, современные дети далеки от природных истоков фольклора, мало знают и мало интересуются народными обрядами, песнями, танцами и т.д. В нашем детском саду главной задачей на сегодняшний день является становление основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом.

  Как на основе русских традиций пробудить национальное самосознание дошкольников?  Что можно сделать сегодня, чтобы решить проблему преемственности традиционной культуры, сохранения и передачи в живом виде новым поколениям национального культурного наследия?

Хочу поделиться опытом работы нашего детского сада в этой области.  Решаем эту задачу через праздники, развлечения, беседы,  проектную деятельность, в которую включаем не просто получение детьми знаний о культуре собственного народа, а возможность проживания русских традиций через игровую деятельность.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье.  Для этого был реализован проект «Родной свой край - люби и знай». В ходе проекта ребята пытаются найти ответ на главный вопрос: почему важно знать прошлое своей семьи? Делается это для того, чтобы вызвать у дошкольников интерес и любознательность,  расспросив родителей, бабушек или дедушек, подготовить рассказ о любом их своих предков, заглянуть в семейный фотоальбом, попробовать нарисовать на листе альбома свое генеалогическое древо. Таким образом, учим детей думать о прошлом семьи, хранить устои, традиции рода, заботиться о живых.

Обращаемся к изучению пословиц и поговорок как духовному своду правил, поучений, которые помогали жить по совести. Работу стараемся строить так, чтобы дети оценили глубину их наставлений и таким образом ощутили добрую силу практической народной философии, выраженной в них.

С помощью пословиц ребятам прививаются такие качества, как доброта, добросердечность («Ласковое слово – что весенний день»), уважение к старшим («Старый конь борозды не портит»), гостеприимство, скромность, трудолюбие («Сделал дело- гуляй смело!»), хозяйственность («Не красна изба углами, красна пирогами»), смелость («Волка бояться, в лес не ходить»), любовь к родине, патриотизм («Родимая сторона – мать, чужая – мачеха», «Где родился-там и пригодился»). Фольклор является как бы моральным кодексом, выработанным многовековым опытом людей, используемым как средство убеждения в воспитательной практике.

При изучении загадок знакомлю ребят с бытом русского народа, с его характером, помогаю понять, что он любил, ценил, а над чем подшучивал или насмехался.

Знакомимся с календарными, приуроченными к определенным праздникам песнями, сказками. Ребята открывают для себя порядок традиционной жизни русского народа, полной труда и праздников, серьезных дел и часов веселья, игр и потех, песен и преданий, обычаев и примет.

Уроки настоящего патриотизма дает проект «Поклонимся великим тем годам». Знакомлю не только с понятием русского национального характера, но и в ходе обсуждения воспитываю в дошкольниках  уважение, любовь к русскому человеку, солдату, восхищение его мужеством, отвагой, героизмом. В ходе реализации проекта дети совершили экскурсию к памятнику неизвестному солдату, встретились с ветеранами ВОВ, посетили городской краеведческий музей, разучивали стихи и песни о войне, слушали знаменитые музыкальные произведения, изготовили поздравительные открытки ветеранам.

  Наиболее эмоциональный отклик в душе детей и практическим воплощением теоретических знаний о жизни и быте наших предков является то, что мы с ребятами проводим праздники и развлечения,  в которых принимают участие не только дети, но и их родители. Праздники это неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. («День славянской культуры и  письменности», «Одежда русичей. Древний русский город», «День матери», «Рождество», «Масленица», «Троица», «Пасха», «День птиц», «Новый год», «Осенины», «День пожилого человека», «День победы» и многие др. ) Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Одна из задач — воспитание таких добродетелей, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды и другие. В ходе праздника ребята в народных костюмах, в сопровождении гармошки, балалайки показывают инсценировки русских сказок, поют песни, частушки, разучивают танцы, звучат народные песни, проводятся игры, конкурсы. Через русскую народную песню, обрядовую музыку детьми открывается и эмоционально постигается мудрость и глубина русской души.

Готовим выставку изделий народных промыслов, поделок самих ребят, что способствует появлению у дошкольников чувства своей причастности к народной культуре и чувства гордости за свой народ.

Праздникам и развлечениям предшествует тематические беседы, на  которых детям рассказываю историю возникновения, истоки этого праздника, подбираю тематические игры, песни.

Проведение таких массовых мероприятий с привлечением родителей формирует у дошкольников нравственно-эстетические качества. Результатом проводимой работы по приобщению детей к русской народной культуре является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания.

Как результат моей работы я вижу искренний интерес детей к народной культуре, их потребность обращаться к этому материалу не только на занятии, но и за его пределами. Свидетельством того служат творческие работы детей, их желание сохранять народные традиции, традиции своей семьи и возросшее в них чувство гордости за свой народ, за свое Отечество.

А нужно нам это для того, чтобы не быть иностранцами на своей родине, чтобы сформировать человека честного, любящего Отечество, способного постоять за него и за веру предков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание дошкольников на основе народных традиций. Интегративная совместная деятельность "В светлой горнице моей"

План - конспект физкультурно - музыкального досуга для детей среднего дошкольного возраста. Досуг включает в себя хороводы, забавы, эстафеты и народные игры...

Тема: Полоролевое воcпитание дошкольников на основе народных традиций, половиц, поговорок.

Цель: закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем отношение, во внешнем облике и поведении. Материал. Картинки с изображением предмето...

Осуществление гендерного подхода в развитии детей раннего возраста на основе народных традиций

ТЕКСТ ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ 1 слайд. «Осуществление гендерного подхода в развитии детей раннего возраста на основе народных традиций"2. Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой со...

«Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе народных традиций»

ТЕМА: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основенародных традиций»   «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»К. Д. Ушинский.В настояще...

Сценарий познавательно – музыкального развлечения на основе народных традиций - «Марьюшкины посиделки».

Познавательный материал о посиделках – народной традиции, обрядовой кухне, русском гостеприимстве; знакомство детей с ремеслами: прядением, вышиванием, вязанием, лаптеплетением; песенным творчеством ч...

Семинар- практикум «Духовно -нравственные основы патриотического воспитания на основе народных традиций и фольклора» 2021г.

laquo;Духовно -нравственные основы патриотического воспитания на основе народных традиций и фольклора»...

Рабочая программа экологического воспитания и образования дошкольников на основе народных традиций и культуры "Берёзка"

Программа экологического воспитания и образования дошкольников на основе Федерального государственного образовательного стандарта. ...