Этапы речевого развития детей дошкольного возраста
консультация

Сажаева Надежда Константиновна

Материал представлен в виде таблицы, в которой отображены возрастные периоды ребенка, и новообразования в речевом развитии детей дошкольного возраста. Данные носят примерный характер и у каждого конкретного ребенка могут проявляться индивидуально. Материал носит информационный характер, адресован родителям детей дошкольного возраста, а также педагогам, работающими с данной возрастной категорией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_rechevogo_razvitiya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы речевого развития у детей дошкольного возраста

Возраст

Новообразования в речи

2 года

- понимает действия и предметы на картинках;

- выполняет просьбы, состоящие из двух действий;

- понимает значения предлогов на, под. Задаёт вопросы «что это?», «где?»;

- в активном словаре насчитывается около 50 слов, в основном существительных и глаголов, используемых в бытовом общении;

- фразы из 2-4 слов;

- появляется местоимение «я»;

- использует некоторые падежи, начинает говорить от первого лица;

- пропускает слоги в середине слов для упрощения, неустойчивое произношение звуков (то правильно, то неправильно).

3 года

- произносит твёрдые звуки С, З, Ц;

- адекватно использует названия цветов, местоимения «я», «ты», «мне». Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», осваивает падежи, времена глаголов;

- вначале использует самые значимые слова в предложении, опуская, например, второстепенные предлоги;

- согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода);

- согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде. Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи;

- замечает неправильное звукопроизношение у других детей;

- связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются обобщения понятий, оценочные слова;

- любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи, может дословно запоминать текст, однако пересказа своими словами ещё не даёт. Понимает несложные сюжетные картинки;

- начинает подбирать рифмы к словам;

- пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- называет своё имя, пол, возраст;

- понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («Сходи в спальню и принеси свою игрушку»);

- к трём годам словарь ребёнка составляет 1200-1300 слов;

- в это время у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками. Создаются слова с «предметным» переосмыслением неясных слов: кусарики (сухарики), колоток (молоток), мазелин (вазелин).

4 года

- словарный запас достигает 2000 слов;

- в активной речи появляются слова второй степени обобщения;

- словарный запас обогащается за счёт наречий, обозначающих пространственные и временные признаки;

- появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей;

- в речи всё меньше ошибок на словоизменение основных частей речи;

- у многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Рь;

- связная речь ещё не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен;

- хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

5 лет

- качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составлять рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности;

- начинает формироваться внутренняя речь – свёрнутая, сокращённая форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности;

- значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения;

- грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений;

- звукопроизношение полностью нормализовалось;

- появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия;

- дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

6-7 лет

- овладевает связной речью, способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности;

- речь правильная, но возможны ошибки при построении сложных предложений;

- произношение всех звуков правильное;

- умеет изменять громкость голоса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Статья "Этапы речевого развития детей дошкольного возраста"

Статья направлена на обзор и анализ становления речи ребенка дошкольника....

Презентация «Актуальные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста на современном этапе».

В презентации представлены материалы, отражающие современное состояние и проблемы речевого здоровья дошкольников, факторы влияющие на речевое развитие детей в дошкольном возрасте. Предназначена для пе...

Отчет по самообразованию в группе старшего возраста комбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста» По теме: «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»

Отчет по самообразованию в группе старшего возрастакомбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного воз...

Этапы речевого развития ребенка дошкольного возраста

Речь формируется постепенно.  Рассмотрим этапы нормального речевого развития ребенка....