Главные вкладки

    Мастер – класс «Здоровьесберегающие технологии педагога-психолога в ДОУ»
    консультация

    Чайкина Татьяна Борисовна

    Мастер – класс «Здоровьесберегающие технологии педагога-психолога в ДОУ»

     «Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс

     санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований

                к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего,

    забота о гармоничной полноте всех физических, духовных сил

            и венцом этой гармонии является радость творения».

    В.А. Сухомлинский

     

    Цель: применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога

     

    Задачи: знакомство педагогов с разнообразными методами и приемами, которые оказывают положительное воздействие на организм ребенка

     

    Ход мастер-класса:

    Добрый день, уважаемые педагоги! Я  хотела бы Вам предложить принять участие в мастер - классе по использованию здоровьесберегающих технологий в  работе с детьми.

    Одна из самых главных проблем - это состояние здоровья детей. Мы живем в эпоху экономических кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию – как бы вопреки экстренным ситуациям.

    Ребенок же беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

    Проблема сохранения психологического здоровья является актуальной. И особенно хорошо, что о его поддержании и формировании рассуждают педагоги и психологи дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых и семью, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Для сохранения психологического здоровья используются здоровьесберегающие технологии. Это система мер, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития и обучения. Это формы и методы, используемые в ДОУ для укрепления и сохранения здоровья.

           

    Здоровьесберегающие технологии, которые я использую в работе:

    - Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

    - Арт - терапия  (лат. аrs – искусство, творчество, греч. therapeia – лечение, исцеление) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Я в своей работе использую такие направления арт-терапии как:

    • Сказкотерапия – это лечение сказкой, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.
    • Пескотерапия (песочная терапия) — это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, слышать внутреннее настоящее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы. Песок — прекрасный материал для работы с детьми любого возраста.
    • Изотерапия – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Для изотерапии можно использовать следующие материалы: бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки. Все, чем можно рисовать.
    • Цветотерапия – наука, изучающая цвета. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка.
    • Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии.

    - Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка.

    - Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. 

    - Дыхательная гимнастика - это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка.

    - Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения,  регулированию мышечного напряжения, развитию кинестетической и тактильной чувствительности, пространственных восприятий и представлений,  используется для коррекции уровня тревожности и агрессивности.

    Я предлагаю начать нашу встречу  со знакомства. И не просто познакомимся. Сегодня мы с вами придумаем себе тренинговое имя. Каждый может взять себе любое имя, какое он хочет. Может свое настоящее или игровое, может вымышленное или из сказки. Напишите свое имя на визитной карточке и прикрепите. Возьмите тот цвет фломастера, который вам нравится, который ближе к вашему состоянию души (в конце мастер-класса зачитать значения цветов для педагогов).

    1. Психогимнастика формирует умения и навыки  владения выразительными  движениями - средствами человеческого общения, вырабатывает у детей положительные черты характера, корректирует поведение, снижает эмоциональное напряжение.

    Я предлагаю вам принять участие в упражнении «Подарок»

    Каждый дарит своему соседу справа воображаемый  подарок (изображаем мимикой, пантомимикой), но не называем предмет конкретно. Тот, кому адресован, должен сам догадаться о том, что ему подарили.

    1. Сказкотерапия способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятию тревожности, повышению самооценки, снятию агрессивных проявлений.

    Упражнение «Волшебная палочка»

    Все сидят в кругу, тот к кому в руки попадает волшебная палочка, говорит пожелание участникам РМО.

    1. Пальчиковая гимнастика – это развитие моторики

    Упражнение «Замок»

    На двери весит замок                      (Сложить пальцы в замок)

    Кто его открыть бы смог?

    Постучали,                                         (постучать рука об руку)   

    Покрутили,                                 (покрутить кистями рук, не разжимая пальцы)

         Потянули             (потянуть кисти в разные стороны, не разжимая пальцы)

    И открыли!                                         (резко расцепить пальцы)

     

    1. Пескотерапия (песочная терапия).

    Упражнение «Сон улитки»

    Дети подходят к столам с подсветкой для рисования на песке, выполняют рисунок в соответствии с текстом:

     Снится улитке, что ползет она по песочку – мягко шуршит песочек под ней.

     Ползла, ползла улитка и увидела цветочек (дети рисуют одним пальчиком цветок).

     Подползла, понюхала – чудесный запах!

     Дальше поползла, вдруг пошел дождь покажите, как он капает? (Рисуют капли подушечками пальцев.).

     От дождя целый ручеек получился (3- мя пальцами рисуют волны).

     Решила улиточка обсушиться – легла и рожки свои подставила солнышку (рисуют солнышко).

     Высохла, дальше поползла. Захотела улитка есть – нарисуйте вкусный грибок (рисуют грибок).

     Ой, какой вкусный грибок! Поела и дальше поползла. Ползла, ползла, да и устала!

     Прилегла на травку (рисуют 2-мя пальцами травку).

     Мягкая травка! Отдохнула и поползла домой на мягкую перинку.

     Нарисуйте домик улитке.  Молодцы! Вот такой приснился сон улитке.

     Мы с вами вместе, дружно пофантазировали, какой сон приснился улитке. А теперь давайте покажем и нашим гостям, что у нас получилось.

     

    1. Музыкотерапия

    Упражнение для расслабления «Морское дно» предназначено, прежде всего, для детей старшей группы. Музыкальный материал для упражнения — аудиозапись пьесы «Лунный свет» Клода Дебюсси.

    Дети произвольно размещаются по группе. Педагог проговаривает текст, согласуя его с движением музыки: «Дети, сейчас мы окунемся в морскую глубину.

    Сначала проверим, работает ли наше снаряжение для дыхания под водой: спокойно, без напряжения вдохните, теперь выдохните. Со снаряжением все в порядке, поэтому погружаемся!

    Сделайте спокойный глубоких вдох, а с выдохом опуститесь на самое дно. Вокруг вас — лишь чистая голубая вода. А теперь ощутите, что вы — морские волны, которые легко качаются вместе с музыкой. Вокруг вас плавают разноцветные жители моря — почувствуйте их присутствие, рассмотрите внимательно.

    Вдруг течение изменилась! Все волны зашевелились, начали перемещаться, путешествовать морской глубиной, встречать новых морских жителей… А теперь наступила ночь. В полной темноте морская вода засияла — это светящиеся микроскопические водоросли, рачки, удивительные медузы. Волны постепенно успокаиваются и ложатся на дно».

    1.  А сейчас я  хочу предложить Вам еще один путь к здоровью - это релаксация. Все мы знаем, что релаксация – это глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы) Сама по себе релаксация  имеет широкий спектр показаний  и при правильном применении способна оказать мощный исцеляющий эффект.

    Упражнение «Облако»

    Представьте себе, теплый, летний вечер. И  вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака. Они такие воздушные, белые, разной формы. То в виде круга или сердца, то, как будто белогривая лошадка или же собачка. Вокруг все тихо и спокойно. Вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете подниматься все выше и выше к облаку, самому пушистому и красивому. Ваше тело становится легким, как облачко. Вы поднимаетесь и ложитесь на облачко. Оно такое пушистое и мягкое. Оно вас гладит и нежно обнимает. Вам хорошо и приятно. Вы полностью расслаблены и спокойны. И вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку и откройте глаза.

    Подведение итогов: Уважаемые коллеги! Я надеюсь, что время, проведенное со мной, подарило  Вам не только знания для вашей педагогической деятельности, но и ощущение здоровья.  Я желаю Вам успехов и всего самого доброго! Надеюсь, что  в вашей педагогической копилке появятся новые игровые  методы использования здоровьесберегающих технологий, с которыми вы поделитесь с родителями. Пусть вас и ваших воспитанников всегда сопровождает добро и  радость общения!

     

     

     

     

     

    Значения цветов:

    Описание основных цветов

    Ниже приводится описание основных цветов. На основании предпочтения того или иного цвета каждый самостоятельно может сделать вывод о своих психологических особенностях.

    Белый — синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает.

    Черный — цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное , нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой , более яркий, броский, свидетельствует о том, что пессимистические настроения часто развеиваются. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя .Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке.

    Серый — любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера. Часто серый цвет оказывается также предпочтительным при сильных переутомления как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира. В ситуациях психологического тестирования этот цвет используется как средство защиты от проникновения другого во внутренний мир испытуемого.

    Красный — цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. К тому же — альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает — комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях. Красный цвет символизирует возбуждение, энергетизм. Отвращение, игнорирование красного отражает органическую слабость, физическое или психическое истощение.

    Коричневый — выбирают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Предпочтение коричневого отражает, прежде всего, стремление к простым инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям. Вместе с тем, выбор этого цвета в качестве наиболее предпочитаемого указывает также на определенное физическое истощение.

    Желтый — символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенным, с которым трудно завязать знакомство. Желтый цвет получается от смешивания зеленого и красного и является цветом энергетизма.

    Синий — цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он — образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности. Проще говоря, выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое, а отрицание его означает, что человек избегает расслабления. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается.

    Зеленый — цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще. Люди же эксцентричные, добивающиеся поставленных задач не целенаправленной волевой активностью, а посредством эмоций, отвергают зеленый цвет как несимпатичный. Наряду с ними, зеленый цвет отвергают люди, находящиеся на грани психического и физического истощения.

    Оранжевый — любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. В геральдике этот цвет означает также лицемерие и притворство.

    Розовый — это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей же излишне прагматичных этот цвет вызывает раздражение.

    Фиолетовый цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре.

     

    Советы от арт - терапевта Виктории Назаревич

    Что делать?


    1. Устал – рисуй цветы, 
    2. Злой - рисуй линии, 
    3. Болит – лепи, 
    4. Скучно – заполни листок бумаги разными цветами, 
    5. Грустно – рисуй радугу, 
    6. Страшно – плети макраме или делай аппликации из тканей, 
    7. Ощущаешь тревогу – сделай куклу-мотанку,
    8. При возмущении – рвите бумагу на мелкие кусочки,
    9. Чувствуешь беспокойство – складывай оригами, 
    10. Хочешь расслабиться – рисуй узоры, 
    11. Важно вспомнить – рисуй лабиринты, 
    12. Ощущаешь неудовольствие – сделай копию картины, 
    13. Чувствуешь отчаяние – рисуй дороги;
    14. Надо что-то понять - нарисуй мандалы,
    15. Надо быстро восстановить силы – рисуй пейзажи,
    16. Хочешь понять свои чувства – рисуй автопортрет, 
    17. Важно запомнить состояние - рисуй цветовые пятна, 
    18. Если надо систематизировать мысли – рисуй соты или квадраты,
    19. Хочешь разобраться в себе и своих желаниях– сделай коллаж, 
    20. Важно сконцентрироваться на мыслях – рисуй точками, 
    21. Для поиска оптимального выхода из ситуации – рисуй волны и круги,
    22. Чувствуешь что «застрял» и надо двигаться дальше – рисуй спирали,
    23. Хочешь сконцентрироваться на цели – рисуй сетки и мишени.


     


     


     


     


     


     


     


     


     


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     


     


     


     


     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_klass_zdorovesberegayushchie_tehgologii.docx50.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер – класс «Здоровьесберегающие технологии педагога-психолога в ДОУ»

     «Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс

     санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований

                к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего,

    забота о гармоничной полноте всех физических, духовных сил

            и венцом этой гармонии является радость творения».

    В.А. Сухомлинский

    Цель: применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога

    Задачи: знакомство педагогов с разнообразными методами и приемами, которые оказывают положительное воздействие на организм ребенка

    Ход мастер-класса:

    Добрый день, уважаемые педагоги! Я  хотела бы Вам предложить принять участие в мастер - классе по использованию здоровьесберегающих технологий в  работе с детьми.

    Одна из самых главных проблем - это состояние здоровья детей. Мы живем в эпоху экономических кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию – как бы вопреки экстренным ситуациям.

    Ребенок же беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

    Проблема сохранения психологического здоровья является актуальной. И особенно хорошо, что о его поддержании и формировании рассуждают педагоги и психологи дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых и семью, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Для сохранения психологического здоровья используются здоровьесберегающие технологии. Это система мер, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития и обучения. Это формы и методы, используемые в ДОУ для укрепления и сохранения здоровья.

           

    Здоровьесберегающие технологии, которые я использую в работе:

    - Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

    - Арт - терапия  (лат. аrs – искусство, творчество, греч. therapeia – лечение, исцеление) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Я в своей работе использую такие направления арт-терапии как:

    • Сказкотерапия – это лечение сказкой, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.
    • Пескотерапия (песочная терапия) — это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, слышать внутреннее настоящее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы. Песок — прекрасный материал для работы с детьми любого возраста.
    • Изотерапия – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Для изотерапии можно использовать следующие материалы: бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки. Все, чем можно рисовать.
    • Цветотерапия – наука, изучающая цвета. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка.
    • Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии.

    - Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка.

    - Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. 

    - Дыхательная гимнастика - это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка.

    - Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения,  регулированию мышечного напряжения, развитию кинестетической и тактильной чувствительности, пространственных восприятий и представлений,  используется для коррекции уровня тревожности и агрессивности.

    Я предлагаю начать нашу встречу  со знакомства. И не просто познакомимся. Сегодня мы с вами придумаем себе тренинговое имя. Каждый может взять себе любое имя, какое он хочет. Может свое настоящее или игровое, может вымышленное или из сказки. Напишите свое имя на визитной карточке и прикрепите. Возьмите тот цвет фломастера, который вам нравится, который ближе к вашему состоянию души (в конце мастер-класса зачитать значения цветов для педагогов).

    1. Психогимнастика формирует умения и навыки  владения выразительными  движениями - средствами человеческого общения, вырабатывает у детей положительные черты характера, корректирует поведение, снижает эмоциональное напряжение.

    Я предлагаю вам принять участие в упражнении «Подарок»

    Каждый дарит своему соседу справа воображаемый  подарок (изображаем мимикой, пантомимикой), но не называем предмет конкретно. Тот, кому адресован, должен сам догадаться о том, что ему подарили.

    1. Сказкотерапия способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятию тревожности, повышению самооценки, снятию агрессивных проявлений.

    Упражнение «Волшебная палочка»

    Все сидят в кругу, тот к кому в руки попадает волшебная палочка, говорит пожелание участникам РМО.

    1. Пальчиковая гимнастика – это развитие моторики

    Упражнение «Замок»

    На двери весит замок                      (Сложить пальцы в замок)

    Кто его открыть бы смог?

    Постучали,                                         (постучать рука об руку)    

    Покрутили,                                 (покрутить кистями рук, не разжимая пальцы)

         Потянули             (потянуть кисти в разные стороны, не разжимая пальцы)

    И открыли!                                         (резко расцепить пальцы)

    1. Пескотерапия (песочная терапия).

    Упражнение «Сон улитки»

    Дети подходят к столам с подсветкой для рисования на песке, выполняют рисунок в соответствии с текстом:

     Снится улитке, что ползет она по песочку – мягко шуршит песочек под ней.

     Ползла, ползла улитка и увидела цветочек (дети рисуют одним пальчиком цветок).

     Подползла, понюхала – чудесный запах!

     Дальше поползла, вдруг пошел дождь покажите, как он капает? (Рисуют капли подушечками пальцев.).

     От дождя целый ручеек получился (3- мя пальцами рисуют волны).

     Решила улиточка обсушиться – легла и рожки свои подставила солнышку (рисуют солнышко).

     Высохла, дальше поползла. Захотела улитка есть – нарисуйте вкусный грибок (рисуют грибок).

     Ой, какой вкусный грибок! Поела и дальше поползла. Ползла, ползла, да и устала!

     Прилегла на травку (рисуют 2-мя пальцами травку).

     Мягкая травка! Отдохнула и поползла домой на мягкую перинку.

     Нарисуйте домик улитке.  Молодцы! Вот такой приснился сон улитке.

     Мы с вами вместе, дружно пофантазировали, какой сон приснился улитке. А теперь давайте покажем и нашим гостям, что у нас получилось.

    1. Музыкотерапия

    Упражнение для расслабления «Морское дно» предназначено, прежде всего, для детей старшей группы. Музыкальный материал для упражнения — аудиозапись пьесы «Лунный свет» Клода Дебюсси.

    Дети произвольно размещаются по группе. Педагог проговаривает текст, согласуя его с движением музыки: «Дети, сейчас мы окунемся в морскую глубину.

    Сначала проверим, работает ли наше снаряжение для дыхания под водой: спокойно, без напряжения вдохните, теперь выдохните. Со снаряжением все в порядке, поэтому погружаемся!

    Сделайте спокойный глубоких вдох, а с выдохом опуститесь на самое дно. Вокруг вас — лишь чистая голубая вода. А теперь ощутите, что вы — морские волны, которые легко качаются вместе с музыкой. Вокруг вас плавают разноцветные жители моря — почувствуйте их присутствие, рассмотрите внимательно.

    Вдруг течение изменилась! Все волны зашевелились, начали перемещаться, путешествовать морской глубиной, встречать новых морских жителей… А теперь наступила ночь. В полной темноте морская вода засияла — это светящиеся микроскопические водоросли, рачки, удивительные медузы. Волны постепенно успокаиваются и ложатся на дно».

    1.  А сейчас я  хочу предложить Вам еще один путь к здоровью - это релаксация. Все мы знаем, что релаксация – это глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы) Сама по себе релаксация  имеет широкий спектр показаний  и при правильном применении способна оказать мощный исцеляющий эффект.

    Упражнение «Облако»

    Представьте себе, теплый, летний вечер. И  вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака. Они такие воздушные, белые, разной формы. То в виде круга или сердца, то, как будто белогривая лошадка или же собачка. Вокруг все тихо и спокойно. Вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете подниматься все выше и выше к облаку, самому пушистому и красивому. Ваше тело становится легким, как облачко. Вы поднимаетесь и ложитесь на облачко. Оно такое пушистое и мягкое. Оно вас гладит и нежно обнимает. Вам хорошо и приятно. Вы полностью расслаблены и спокойны. И вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку и откройте глаза.

    Подведение итогов: Уважаемые коллеги! Я надеюсь, что время, проведенное со мной, подарило  Вам не только знания для вашей педагогической деятельности, но и ощущение здоровья.  Я желаю Вам успехов и всего самого доброго! Надеюсь, что  в вашей педагогической копилке появятся новые игровые  методы использования здоровьесберегающих технологий, с которыми вы поделитесь с родителями. Пусть вас и ваших воспитанников всегда сопровождает добро и  радость общения!

    Значения цветов:

    Описание основных цветов

    Ниже приводится описание основных цветов. На основании предпочтения того или иного цвета каждый самостоятельно может сделать вывод о своих психологических особенностях.

    Белый — синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает.

    Черный — цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное , нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой , более яркий, броский, свидетельствует о том, что пессимистические настроения часто развеиваются. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя .Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке.

    Серый — любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера. Часто серый цвет оказывается также предпочтительным при сильных переутомления как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира. В ситуациях психологического тестирования этот цвет используется как средство защиты от проникновения другого во внутренний мир испытуемого.

    Красный — цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. К тому же — альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает — комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях. Красный цвет символизирует возбуждение, энергетизм. Отвращение, игнорирование красного отражает органическую слабость, физическое или психическое истощение.

    Коричневый — выбирают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Предпочтение коричневого отражает, прежде всего, стремление к простым инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям. Вместе с тем, выбор этого цвета в качестве наиболее предпочитаемого указывает также на определенное физическое истощение.

    Желтый — символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенным, с которым трудно завязать знакомство. Желтый цвет получается от смешивания зеленого и красного и является цветом энергетизма.

    Синий — цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он — образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности. Проще говоря, выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое, а отрицание его означает, что человек избегает расслабления. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается.

    Зеленый — цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще. Люди же эксцентричные, добивающиеся поставленных задач не целенаправленной волевой активностью, а посредством эмоций, отвергают зеленый цвет как несимпатичный. Наряду с ними, зеленый цвет отвергают люди, находящиеся на грани психического и физического истощения.

    Оранжевый — любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. В геральдике этот цвет означает также лицемерие и притворство.

    Розовый — это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей же излишне прагматичных этот цвет вызывает раздражение.

    Фиолетовый цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре.

    Советы от арт - терапевта Виктории Назаревич

    Что делать?


    1. Устал – рисуй цветы, 
    2. Злой - рисуй линии, 
    3. Болит – лепи, 
    4. Скучно – заполни листок бумаги разными цветами, 
    5. Грустно – рисуй радугу, 
    6. Страшно – плети макраме или делай аппликации из тканей, 
    7. Ощущаешь тревогу – сделай куклу-мотанку,
    8. При возмущении – рвите бумагу на мелкие кусочки,
    9. Чувствуешь беспокойство – складывай оригами, 
    10. Хочешь расслабиться – рисуй узоры, 
    11. Важно вспомнить – рисуй лабиринты, 
    12. Ощущаешь неудовольствие – сделай копию картины, 
    13. Чувствуешь отчаяние – рисуй дороги;
    14. Надо что-то понять - нарисуй мандалы,
    15. Надо быстро восстановить силы – рисуй пейзажи,
    16. Хочешь понять свои чувства – рисуй автопортрет, 
    17. Важно запомнить состояние - рисуй цветовые пятна, 
    18. Если надо систематизировать мысли – рисуй соты или квадраты,
    19. Хочешь разобраться в себе и своих желаниях– сделай коллаж, 
    20. Важно сконцентрироваться на мыслях – рисуй точками, 
    21. Для поиска оптимального выхода из ситуации – рисуй волны и круги,
    22. Чувствуешь что «застрял» и надо двигаться дальше – рисуй спирали,
    23. Хочешь сконцентрироваться на цели – рисуй сетки и мишени.
















    Упражнение «Рисование на песке». На протяжении всего упражнения звучит медитативная музыка.

    Психолог: Для этого необходимо разровнять песок руками, чтобы он был гладким и ровным. Возьмите палочку в руку и обведите свою ладонь. Чтобы было удобнее рисовать, пальцы расставьте шире и обведите их. Ребята, для того, чтобы никакая песчаная буря не смогла разрушить наш рисунок, давайте выложим его контур фасолью.

    /Психолог предлагает детям взять фасоль с подноса/

    Психолог: Посмотрите, какие у вас получилисьпортреты ваших ладошек! А теперь, давайте оживим наши ладошки: сделаем глаза, нос, рот.

    /Дети украшают из разнообразного бросового материала (пуговицы, бусинки, камушки, ракушки и т.п.) свои рисунки на песке/

    Психолог: Какие замечательные, веселые, симпатичные у вас получились ладошки!

    /После завершения работы с песком психолог предлагает детям вытереть руки влажными салфетками/

    Психолог: Ребята, скажите, пожалуйста, какое настроение у ваших ладошек?

    /Ответы детей: веселое, радостное и т.п./

    Приёмы здоровьесберегающих технологий

    в работе педагога–психолога с учащимися

             Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения,  регулированию мышечного напряжения, развитию кинестетической и тактильной чувствительности, пространственных восприятий и представлений,  используется для коррекции уровня тревожности и агрессивности.

    Предлагаются следующие упражнения:

    «Море шариков»

    Цель: развитие пространственных восприятий и ощущений, воображения.

    Ход игры: Дети лежат в сухом бассейне. Им предлагают представить, что они плавают в море на спине (животе). Дети имитируют движения, плавание.

    «Дыши и думай»

     Цель: развитие образа тела, воображения.

    Ход игры: Дети лежат на спине. Им предлагают сделать глубокий вдох, поднять голову и подумать о чем-нибудь хорошем, улыбнуться.

    Сеансы психофизической разгрузки

    Цель: снижение уровня психоэмоционального напряжения, тревожности, развитие пространственного восприятия.

    Виды упражнений

     - медленные перевороты со спины на живот, с живота на спину;

    - медленные движения вперед-назад;

    - спрятать в шариках руки (ноги);

    - спокойно лежать в любой удобной позе.

             Песочная терапия 

    Стабилизирует эмоциональное состояние, способствует развитию познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики), совершенствуетпредметно-игровая деятельность, развивает  коммуникативные навыки у детей.

    Все игры по песочной терапии делятся на три направления:

    - обучающие игры – направлены на развитие мелкой моторики. Тем самым ребенок говорит, что он чувствует, тем самым развивает речь.

    - познавательные игры – с их помощью мы помогаем познать всю многогранность нашего мира.

    - проективные игры – с их помощью мы осуществляем коррекцию в развитии ребенка.

    Упражнения:

     «Песочный ветер» Ребенок через трубочку «выдувает» рисунок.

    «Песочная аппликация». Выполняется на листе бумаги на заданную или произвольную тему.

    «Следы». Создать отпечатки своих ладошек, пальчиков. Можно использовать фигурки животных.

     Проигрывание различных ситуаций, историй.

    Сказкотерапия – способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышению самооценки, применяется для снятия агрессивных проявлений.

    Можно использовать следующие методические приемы:

    - рассказывание  сказки с позиции сказочного персонажа;

    - групповое рассказывание  сказки;

    - отгадывание сюжета или персонажей;

    - превращение в сказку любой жизненной истории;

    - сочинение сказки экспромтом;

    - постановка (разыгрывание) сказки;

    • сказочная имидж-терапия;
    • сказочное рисование;
    • изготовление кукол;
    • песочная терапия.

             Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы).

    Упражнения на релаксацию:

    «Ленивчики»

    Сегодня мои дети много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что все детки решили полениться, и легли понежиться на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, детки дышат легко и свободно. Так приятно отдыхать, на ковре тепло, спокойно.

    Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши ручки, отдыхают ваши ножки …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя и тепла наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

    «Водопад»

    Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет, как мягкие волшебные снежинки, падает на ваши ручки. Но эти снежинки не холодные, а теплые и пушистые, они легко прикасаются к вашим щечкам, лобику, задевают шейку. Белый свет, который несут с собой волшебные снежинки, освещает ваши плечики, животик, гладит ваши пальчики, ножки. Ваше тело становится мягким и расслабленным. Всем деткам спокойно и приятно отдыхать под белым светом водопада. Детки спокойно дышат, отдыхают. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебные снежинки белого света наполнили вас свежими силами и энергией.

    Релаксация «Цветок»

    (Звучит спокойная расслабляющая музыка.)

    Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны.

    Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево.

    “Воздушные шарики”

    Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик … (пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

     “Облака”

    Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

    Арт терапия

    Применение изотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ позволяет получить положительные результаты:

    • создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;
    • обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование социально приемлемыми формами — у детей с агрессивными проявлениями ;
    • оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний;
    • развитие произвольности и способности к саморегуляции;
    • уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

    Виды упражнений в арт терапии

    Цель этих занятий,  научить ребёнка, освобождаться от негативных мыслей, думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в  полной мере проявляя свои способности.

    «Прижми  и отпечатай». Отпечатывать можно всё,  что  захочется листья, цветы,  и т.д.     Краски — неизведанный мир, мир цвета. Дети замечают, что лес бывает голубым,   утром — оранжевым, вечером выглядит багровым.   Работа с красками по-разному влияет на настроение. Разность цвета создаёт разность восприятие   действительности, может быть выражена красками.

    «Цветовые угадайки»: ребенок должен угадать, какие краски из ограниченного набора были использованы, чтобы получить определенный смешанный тон, и воспроизвести этот результат.

     «Весёлые кляксы»

     «Волшебные нитки» 

    Для работы нужно взять №10 нитки и нарезать по 20- 25 сантиметров.   Развести акварель или взять цветную тушь, опустить  в краску нитки, чтобы они пропитались.   Держать нитки следует за кончики. Уложить  нитку на лист бумаги, сверху придавить другим листом кончик ниточки должен обязательно высовываться. Далее потянуть  кончик ниточки, одновременно прижимая верхним листом.   На каждый новый цвет  использовать   чистый лист  бумаги.   Посмотреть на свой рисунок   фломастером или красками  и кистью  дорисовать тот образ, который увидели на бумаге.

     Техника   «Мыльные пузырьки»:  берём   гуашь, мыло, воду.    Опустить в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри.   Взять лист бумаги и осторожно прикасаться ею к пузырям, как   бы  перенося их на бумагу  (как переводную картинку).   Получаются удивительные  отпечатки. На что же они похожи? Можно дорисовать и сделать  картину, открытку и т.д.

    Техника  выдувание: позволяет нарисовать красивые  цветы.

    Для  этого  нужно  поставить каплю красной краски на бумагу, взять трубочку, дуть резко на каплю сверху так, чтобы капля разлеталась в стороны и получилась звездочка, рядом с    красной нарисовать жёлтую звездочку,   получится   живописный    цветок, рядом нарисовать способом  примакивания   листики вокруг цветов: опустить одной стороной в жёлтую краску, другой стороной опустить  кисть в  зелёную краску, приложить кисть боком к бумаге, получится двухцветный отпечаток, нанести  темно-зеленым   цветом по контуру листика усики.  Рисунок можно оформить в рамочку и получится замечательный подарок маме, сестрёнке, бабушке и т.д.

    Музыкатерапия

    Музыка регулирует психоэмоционального состояния детей:

    • уменьшает чувства тревоги и неуверенности;
    • уменьшает раздражительность, разочарование;
    • снимает напряженность в отношениях с другими людьми ;
    • улучшает самочувствие, активность, настроение ;
    • уменьшает злобность, агрессию.

    Для прослушивания учащимся предлагается различная музыка, но для достижения расслабленного состояния рекомендуются:

    - “Канон” Пахельбеля;

    “Маленькая ночная серенада” Моцарта;

    “Адажио” Альбинони,

    Эффективность применения вышеперечисленных технологий зависит от реализации ряда принципов, которые должны определять характер взаимоотношений педагога и детей:

    - принцип партнерского общения;

    - принцип гуманного отношения к детям;

    -  принцип творчества и спонтанности.

    Хочется отметить, что сочетание разнообразных методов и приёмов здоровьесбережения, регулярное их использование в практике позволит нам сохранить здоровье наших детей, научит их заботиться о себе.

    Список использованной литературы

    1. Специальная педагогика. / Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2009. – 400 с.
    2. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 208 с.

    3.  Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка. Москва, 2005.

    4. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Практические рекомендации. – Москва, 2006.

    5. С. А. Черняева Психотерапевтические сказки и игры. Санкт – Петербург, 2003

    Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №1 р.п. Чунский

    Мастер – класс «Здоровьесберегающие технологии педагога-психолога в ДОУ»

    Подготовила: педагог-психолог

    Зиганшина Д.М.

    Чунский,  5 декабря 2019 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя - логопеда»

    главная цель этого мастер класса - познакомить родителей с разнообразными методами и приемами здоровьесберегающих технологий, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей....

    Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда»

    Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук свойственны детям с ...

    Мастер -класс "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда"

    Представлен материал из опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологии в логопедической практике: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жи...

    Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

    Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

    Мастер-класс для педагогов-психологов на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии»

    В данном материале демонстрируется возможность применения здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы с использованием элемен...