Коррекционно-развивающее занятие на развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста, направлено на развитие познпвательной сферы ребенка,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_fevral.docx38.22 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие на развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

Цель: развитие самоконтроля и произвольности психических процессов.

Задачи:

  • развитие произвольности психических процессов (мышление и речи, памяти, внимания, восприятие и наблюдательности);
  • развитее произвольности;
  • развитие самоконтроля;
  • обучение приемам саморелаксации, снятия психомышечного напряжения;
  • совершенствование, самостоятельности,  уверенности, коммуникативных навыков;
  • воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование: пиктограммы «эмоции», карандаши, тетради.

Структура  коррекционно-развивающих занятия:

  • ритуал начала занятия,
  • разминка,
  • основное содержание занятия,
  • рефлексия занятия,
  • ритуал окончания.

Ход

  1.  Организационный момент

Ритуал приветствия

Психолог: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть! Давайте подарим приветливые улыбки друг другу, пусть у всех будет хорошее настроение и удачный день. А теперь улыбнитесь мне.

Психолог: Ребята, как вы приветствуете, друг друга, когда приходите утром в детский сад? Давайте поздороваемся со своими друзьями не словами, а своим телом. Когда я хлопну один раз в ладоши, вы пожмете друг другу руки. Два хлопка - можно приветствовать друг друга самыми разными частями тела: ладонями - внутренней и тыльной стороной, локтями, плечами, спинами, бёдрами, коленями, носками, пятками, ушами, носами, затылками и т.п. Три хлопка – встаньте в круг на свои места.

Психолог: Дети, а с каким настроением вы пришли на занятие? С вами хотят поздороваться «эмоции». Подойдите к ним и выберите ту, которая соответствует вашему настроению. Дети находят значок «эмоции», который отражает их настроение, и прикасаются к нему рукой.

Установка на работу

Психолог: Итак, у вас у всех хорошее настроение и это очень хорошо.  Дети, любите ли вы играть? Я хочу вас пригласить в  «Страну игр».

Правила группового взаимодействия

Цель: активизировать внимание детей.

Психолог: Чтобы наше занятие было интересным, веселым, нужно вспомнить правила, которые нам сегодня помогут (слушать педагога и друг друга, не шуметь, не выкрикивать, не повторять ответов других детей быть внимательными, думать, прежде чем говорить)

  1. Разминка

Мозговая гимнастика

- Ну, а для начала, чтобы нам хорошо думалось, давайте сделаем  гимнастику для  мозга

 « Брей – Джим» (перекрестное движение ног и рук др.)

  • Правой рукой  достать до левого уха, а левой – до правого. На хлопок меняем положение рук.
  • Правой рукой  показать левое ухо, а левой рукой – правое колено. На хлопок меняем положение рук.

Глазодвигательные упражнения

  • Быстро-быстро поморгайте глазами, как будто это крылышки мотылька.
  • Не поднимая головы, посмотрите вверх.
  • Не наклоняя головы, посмотрите вниз - влево –вправо.
  1. Основная часть

Игра «Идем в магазин»

 Цель:  развитие слуховой памяти.

- А сейчас расскажите, в  какие игры вы любите играть…. (каждый ребенок называет по одной игре). Далее дети по – одному продолжают цепочку, вспоминая  все, что было сказано перед этим. В конце игры, когда все  дети назвали свои игры, психолог задает вопрос:

- кто вспомнит все игры.

Игра «Запретное число»

Цель: развитие внимания, формирование произвольности

Правила игры: Я выбираю запретное число (например, 2); после этого произношу вслух ряд чисел. Каждый раз, когда звучит запретное число, надо хлопнуть в ладоши и улыбнуться (или нахмуриться).

Вариант. Дети по очереди считают по порядку от 1 до 10. Кому выпадает назвать запретное число, он хлопает в ладоши, не произнося его вслух. 

Самомассаж с су-Джок мячами

Я круги шаром катаю

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

 Игра «Да и нет» - не говори»

Цель: коррекция импульсивности, развитие произвольности, лабильности мышления.

Дети по очереди ловят мяч и отвечают на вопрос, избегая слов «да» и «нет»

Ты живешь в берлоге?

Ты мальчик?

Ты был в зоопарке?

Ты сейчас в детском саду?

Ты любишь мороженное?

Тебе 6 лет?

Ты любишь играть в куклы?

Сейчас зима?

Ты хочешь пойти в школу?

У тебя есть мама?

Ты сейчас спишь?

Тебя зовут Саша?

Ночью светит солнце?

Коровы летают?

Зимой жарко?

Спичечная картина – «Дом» , «Стул»

Детям даются наборы счетных палочек, листы цветного картона и картинки “Дом” и “Стул”. Психолог предлагает детям выложить их счетными палочками на цветном фоне. Цвет фона дети подбирают самостоятельно.

https://urok.1sept.ru/articles/550749/img3.gif

Упражнение «Сбрось усталость».

 «Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».

Упражнение «Продолжи предложение»

(развивает мышление, обогащает знания о противоположности).

Соль соленая, а сахар _____________.

Вода жидкая, а сметана ___________.

Тропа узкая, а дорога ____________.

Мяч круглый, а яйцо _____________.

Помидор красный, а огурец _______.

Лимон кислый, а конфета _________.

Слон большой, а мышка ___________.

Игла в воде тонет, а мяч __________.

Солнце горячее, а лед _______________.

Сахар в воде растворяется, а песок _______.

Днем свет, а ночью _____________.

Заяц бегает быстро, а черепаха ______.

Камень тяжелый, а воздушный шарик _______.

Работа в тетрадях

 Пальчиковая гимнастика

  • Одновременно двумя руками в воздухе рисуем кружочки, отделяя пальцы друг от друга. (Например,  рисуем большими пальцами и т.д.)
  • Массажируем каждый пальчик со словами

Этот пальчик самый толстый

Самый толстый и большой

Этот пальчик для того, чтоб показывать его

Этот пальчик самый длинный,  и стоит он в середине

Этот пальчик безымянный он избалованный самый

А мизинчик хоть и мал, очень ловок да удал.

Штриховка

Одновременно двумя руками заштриховать круги сверху вниз.

«Слушаем и рисуем»

(развивает внимание, ориентацию в пространстве).

Посередине листочка нарисовали дерево (березку), справа у дерева (грибок), в верхнем правом углу нарисовали (треугольник), а в левом нижнем уголке букву (А), над деревом (темное облако), а с левой стороны дерева растет (цветочек) над грибком летает маленькая (бабочка), а под деревом примостился (ежик), в нижнем правом углу нарисовали (кружочек), а между кружком и треугольником нарисовать (мячик).

  1. Заключительная часть 

Рефлексия.

Каждый ребенок по очереди проговаривает:

  • Понравилось ли вам занятие?
  • Что больше всего понравилось?
  • Какое задание вам больше всего понравилось?
  • Какое вызвало затруднение?
  • За кого ты порадовался? Что чувствовал?

Ритуал прощания. Игра «Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений.

Примерные  конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста  на развитие познавательных психических процессов ( восприятия, внимания, мышления) , а так же произвольной сферы с...

Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

Данная статья позволяет понять важность развития у детей дошкольного возраста как произвольные психические процессы так и связную речь...

Сюжетно-ролевая игра как развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

Значимость сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста, которая является предпосылкой для формирования учебной деятельности....

программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Хочу все знать!"

программа  развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Хочу все знать!"...

программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Лаборатория профессора Ума"

программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Лаборатория профессора Ума"...

Программа коррекции и развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст – это сенситивный период в развитии познавательной сферы детей. Поэтому так важно в этом возрасте проводить с детьми специально организованные занятия, которые позволя...