«Учебно-методическое обеспечение современного занятия с использованием информационных технологий в контексте реализации ФГОС ДО»
компьютерная программа
Информационно-коммуникационные технологии в образовании представляют собой комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.
Специфика внедрения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников заключается в использовании компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника и существенно позволяет расширить возможности педагога.
Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-metodicheskoe_obespechenie.docx | 26.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учебно-методическое обеспечение современного занятия с использованием информационных технологий в контексте реализации ФГОС ДО»
Актуальность:
Информационно-коммуникационные технологии в образовании представляют собой комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.
Специфика внедрения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников заключается в использовании компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника и существенно позволяет расширить возможности педагога.
Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В октябре 2013 года был принят федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В данном стандарте прописаны обязательные требования к дошкольному образованию.
Отметим, что внедрение в систему образования стандартов второго поколения, так называемых ФГОС, ознаменовало кардинальные изменения в образовательном процессе. Новые стандарты ориентированы на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
В основе стандарта дошкольного образования заложены следующие основные положения:
• Принцип уникальности детства как важного этапа развития человека;
• Принцип равноправного уважительного взаимодействия взрослых (родителей и педагогов) и детей;
• Принцип игровой деятельности специфической для детей данной возрастной группы.
При этом стандарт дошкольного образования учитывает индивидуальные потребности и особенности ребенка. Вводится такое понятие как «образовательные потребности» ребенка, которые зависят от различных факторов, таких как состояние здоровья ребенка, индивидуальные потребности и прочее.
Стандарт дошкольного образования в процессе своей реализации направлен на решение следующих задач:
1) сохранение и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
состояние здоровья ребенка, индивидуальные потребности и прочее.
Стандарт дошкольного образования в процессе своей реализации направлен на решение следующих задач:
1) сохранение и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;
6) формирования общей культуры личности детей;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
На основе данных принципов дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) должно выстроить свою работу таким образом, чтобы иметь возможность реализовать поставленные задачи и создать условия для «позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности».
Таким образом, в соответствии с принятыми ФГОС, дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦТОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ С УЧЕТОМ ФГОС
В условиях внедрения ФГОС ДО в образовательный процесс, использование ИКТ в дошкольном учреждении осуществляется в различных игровых технологиях.
Выделяют следующие технологии:
1. Компьютерные игры – развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. Выделим:
• развивающие игры (игры на развитие математических представлений, игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению, игры для музыкального развития);
• игры, направленные на развитие основных психических процессов;
•игры как прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое развитие детей.
2. Интерактивное обучение, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа Power Point.
3. Технология комплексных (интегрированных) занятиях (досугах, т. е. технология разрабатывается по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание). Занятия включают в себя разнообразную продуктивную деятельность детей.
При этом отметим, что выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время выбор различных компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Оговоримся, что большинство из игровых технологий не рассчитаны на реализацию задач, поставленных в ФГОС. Соответственно, данные технологии могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.
Отметим, что на современном этапе ИКТ в дошкольном образовательном учреждении используется в основном для автоматизированных систем управления. Данная технология реализуется в учреждении с целью осуществления управления, организации педагогического процесса, методической службы. Использование ИКТ в ДОУ обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов, специалистов, медиков. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ, повышению его эффективности в условиях инклюзивного обучения и воспитания дошкольников, расширению границ образовательного пространства за счет активного включения родителей и детей, не посещающих детский сад.
Таким образом, ФГОС предусматривает и дает возможность использовать информационно-коммуникационные технологии в условиях образовательного процесса в дошкольном учреждении.
ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ДОУ
Отметим, что в образовательном процессе при внедрении ИКТ с учетом ФГОС в дошкольное учреждение возникает ряд проблем. Исследователи выделяют следующие:
• При внедрении ИКТ как игровой технологии возникают вопросы, связанные с возникновением негативных проявлений использования данных средств (влияние игры на состояние психического и физического здоровья ребенка, отказ от коммуникаций, возникновение ранней компьютерной зависимости);
• При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера (техническая поддержка);
• Проблема профессиональной компетенции педагогов, не только использование современной техники, но и умение создавать собственные образовательные ресурсы.
Обратим внимание, что в периодической печати в последнее время ведется дискуссия по проблеме разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования высказывают свою позицию с различных методологических подходов.
К негативным последствиям внедрения ИКТ в образовательный процесс ДОУ относят:
• влияние компьютера на здоровье детей (малоподвижность, ухудшение зрения, головные боли и др.);
• зацикливание ребенка на компьютерной игре (уход от реальности, погружение в виртуальный мир и др.);
Тем не менее, выделяют и положительные последствия дозированного использования ИКТ в детский садах:
• использование развивающих игр способствует развитию детей;
• коллективное участие в игре помогает избежать зависимости;
• дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир.
Исследователи отмечают, что использование ИКТ должно быть направлено на развивающий компонент образовательного процесса. Целесообразно использовать информационные технологии в развитии познавательных способностей дошкольников. Грамотное использование технических информационных средств позволяет расширить возможности образовательного процесса.
На сегодняшний день необходимо решить задачу развития ИКТ в дошкольном образовательном учреждении с учетом ФГОС. Создание образовательных комплексов как средства обучения и как компонента воспитательно-образовательной системы ДОУ в соответствии с ФГОС, должно включать в себя средства для образования, воспитания и развития детей.
Таким образом, комплекс ИКТ доступен всем педагогам, и может быть использован для повышения качества образовательного процесса.
Список литературы:
Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании, современный образовательный стандарт, 2019
Алфёрова И.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОО [Электронный ресурс] / И.В. Алферова. – М.: Maam.ru, 2014
Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие [Текст] / К.Ю. Белая. - Москва: ТЦ Сфера, 2004. — 64 с.
Всё о ФГОС: новости, успехи в реализации, примеры рабочих программ и учебных планов [Электронный ресурс] / Советы опытных педагогов о реализации ФГОС в образовательной среде. М.: ФГОС Всероссийский портал, 2015
Ерыкова Н. А. Игры на интерактивной доске по развитию речи старших дошкольников [Текст] / Н.А. Ерыкова // Справочник старшего воспитателя. - 2014. - №5. - с. 48-55.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. - 50 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ссылка на публикацию в Интернете статьи "Современные подходы к использованию информационных технологий в образовании"
Наш ребенок и компьютер... На каком этапе следует нам познакомить наше чадо с ПК и следует ли это делать до школы?...
Учебно-методическое пособие для инструкторов по плаванию "Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию в дошкольном образовательном учреждении"
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию в ДОУ....
Проект Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры с воздушными шарами с использованием ИКТ – технологий в условиях реализации ФГОС ДО. «Шарики воздушные, легкие летучие».
Проект для детей раннего возраста содержит игры для развития сенсорного восприятия окружающего мира ребенком. Недельный проект, в котором каждый день проводится 6 различных игровых занятия. Среди них ...
Проект Воспитание детей раннего возраста через развитие мелкой моторики рук с использованием ИКТ – технологий в условиях реализации ФГОС ДО. «Мои успехи».
Проект разработан для проведения в группах раннего возраста. Содержит 30 игровых занятий. Главным в проекте является развитие мелкой моторики рук....
«Овощи и фрукты - полезные продукты»Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми второй младшей группы с использованием игровых технологий, в условиях реализации ФГОС.
Цель: формировать обобщенные представления об овощах и фруктах, уточнить представления о многообразии овощей и фруктов; умение обобщать понятия по существенным признакам, отражать результат обобщения ...
ЗДОРОВЬЕ-СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
В настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется физкультурно-оздоровительное. Здоровый ребёнок – это жизнерадостный, любознательный, устойч...
Современные образовательные технологии в контексте реализации ФГОС ДО
Доклад из опыта работы...