Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с учетом особенностей их возраста «ШКОЛА ДОБРА»
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Елена Ивановна Киселева

Проект «Школа добра» определяет основные ориентиры направлений работы в оказании помощи дошкольным работникам, родителям в формировании у детей морально-нравственных норм и правил, основанных на культурно-этнических традициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shkola_dobra.docx248.83 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по духовно-нравственному воспитанию

дошкольников с учетом особенностей их возраста

«ШКОЛА ДОБРА»

IMG_3448Актуальность. Постановка проблемы. Ранний и дошкольный возраст — уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в эти возрастные периоды закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ребёнка с самим собой и окружающим миром, происходит освоение самых разных способов деятельности и осуществление себя в них, обретается опыт. Когда малыш начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому «пришельцу», нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Это всё - знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств - и составляет понятие нравственность. Без неё человек не может жить среди других людей. И если он за всю свою жизнь не соприкоснется с подобным нравственным богатством, то не познает истинной ее ценности, будет далек от настоящего счастья. Именно поэтому вопрос о формировании основ духовной этики встает очень остро в наше время, когда получение материальных благ является приоритетным. «Наставь дитяти при начале пути его, он не уклонится от него, когда и состарится», - советуют нам Соломоновы притчи.

К сожалению, за последние годы отмечается проблема снижения духовно-нравственных ценностей не только среди родителей, но и специалистов-практиков, работающих с детьми дошкольного возраста. Так как в современном обществе чтится культ материальных благ, а не духовные богатства. Ведь люди в погоне за укреплением материального достатка, часто забывают или не придают значения человеческой культуре, которая представляет собой сплав материальных и духовных ценностей. Все это должно быть развито в человеке в равновесии, то есть необходимо одинаково заботиться, и о материальном достатке, и о духовно-нравственном воспитании (интеллектуальном, эстетическом и этическом).

Вызывает большую тревогу и то, что средства массовой информации, особенно телевидение, в настоящее время все больше и больше пропагандируют зло, жестокость, насилие, что наносит существенный вред психике ребенка. Бесконтрольно проведенное время у телевизора ребенком отрицательно сказывается на его душевном здоровье.

Еще одна из причин снижения духовно-нравственных ценностей - это смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет - это сензитивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственной сфер. Современные педагоги нагружают детей энциклопедическими знаниями, упуская при этом формирование и развитие духовно развитой личности ребенка-дошкольника. А ведь именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Рабочая гипотеза предполагает, что данный проект «Школа добра» будет способствовать формированию духовно-нравственных отношений между взрослыми и детьми (воспитатель-ребенок-родитель).

Ведущая идея проекта - показать взрослым и детям «драгоценный» путь жизни - путь единый, всечеловеческий путь любви. Никогда мы не сможем научить детей милосердию, добросердечию, великодушию, благородству, сострадательности по отношению к окружающим, если взрослые не станут для них ярким примером для подражания по соблюдению норм и правил поведения в обществе. Взрослые должны научить детей любить, любить сердцем и душой!

Проект «Школа добра» определяет основные ориентиры направлений работы в оказании помощи дошкольным работникам, родителям в формировании у детей морально-нравственных норм и правил, основанных на культурно-этнических традициях.

Теоретическая база. Приступая к изучению проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников, мной было проанализировано большое количество литературных источников. Чтобы лучше понять термины «духовность» и «нравственность», я обратилась к трудам В.А.Сластенина и Е.В.Бондаревской.

«Нравственность — личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека» (В. А. Сластенин).

«Духовно-нравственное воспитание - деятельность, направленная на овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение» (Е. В. Бондаревская).

В основу  работы с детьми по нравственному воспитанию была положена идея Сухомлинского В. А. о том, что, ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

Теоретическую основу проекта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников составили положения «Концепции дошкольного воспитания» (1989 г.) о необходимости приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям, идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека (И.Ильин, Д.Лихачев и др.).

Выдвинутая И.А. Ильиным идея воспитания «духовно-зрячего» человека, ориентированного на вечные основы духовного бытия, сегодня представляется особенно актуальной.

Некоторые аспекты педагогических воззрений И.А. Ильина, в частности вопросы семейного, национального, патриотического, правового воспитания, духовного самосовершенствования личности, рассмотрены в работах Ю. Азаова, Н.А. Асташовой, И.М. Коняевой, В.К. Крючкова, В.В. Макаева, В.Л. Мосолова, Л.И. Новиковой, СП. Пимчева, Г.И. Ризза, И.Н. Сиземской, Д.А. Сысуева, А.А. Терентьева, IO. Шестуна.

Научное наследие И.А. Ильина характеризуется ярко выраженной педагогической направленностью. Основополагающей философско-педагогической идеей И.А. Ильина является приоритет духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе. Для научной концепции И.А. Ильина характерен аксиологический подход, позволивший ученому выделить религиозно-нравственные ценности православия как приоритетные, которые он неразрывно связывал с духовно-нравственным развитием личности, рассматривал ее не только как продукт биологического, психического и социального развития, а в первую очередь как категорию духовную.

Основными философско-педагогическими категориями в воззрениях И.А. Ильина являются: «духовность», «религиозность», «патриотизм», «вера», «свобода», «совесть», «любовь», «сердечное созерцание», «добро», «зло», «очевидность», «предмет», «предметность», «самовоспитание», «взаимовоспитание».

Среди аксиологических приоритетов системообразующую роль И.А. Ильин отводил духовности, определяя ее как внутреннюю «направленность» человека, которая придает всей человеческой жизни и всей культуре высшую ценность. Необходимым условием формирования духовности ученый считал обращение человека не только к внешнему, чувственно-материальному, но и к своему внутреннему опыту.

Проблему национального воспитания ученый исследовал, интерпретировав русскую идею как «творческую идею» воспитания русского национального характера, основой которого считал религиозность, а главными движущими силами - любовь и веру.

Цели и задачи:

Цель: Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития духовно-нравственного потенциала личности дошкольника и формирование потребности в поддержании культуры здоровья, необходимого для успешного включения в процесс обучения и воспитания.

Задачи:

  1. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами гуманистической педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
  2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  3. Формирование социокультурной среды в группе, ориентируясь на возрастные особенности детей.

Стратегические:

  • Изучить духовно-нравственный потенциал личности дошкольника в целях его дальнейшего развития.
  • Внедрить в практику работы детского сада проект по духовно-нравственному развитию личности.
  • Выстроить систему сотрудничества с социальными партнерами по созданию условий для развития духовно-нравственных ценностей дошкольников.
  • Создавать условия для формирования единого коллектива детей, родителей и сотрудников детского сада, ориентированного на духовно-нравственные ценности и традиции детского сада.

Тактические:

  • Изучить социальный статус группы.
  • Разработать план мероприятий по работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
  • Разработать план совместных мероприятий с социальными партнерами.
  • Разработать цикл совместных тематических мероприятий для детей и их родителей.

Основные принципы. Для развития и становления духовной этики ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения необходима организация систематической работы с учетом следующих принципов:

I. Принципы духовно-нравственного воспитания.

  • Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
  • Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
  • Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и особенностями, присущими им традициям).

II. Принципы отбора содержания образования.

  • Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
  • Учет требований программы «Воспитание и обучение в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой,В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).
  • Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

III. Принципы организации занятий.

  • Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения.

Основные характеристики деятельности

1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

2. Реализация проекта рассчитана на пять лет.

Этапы реализации проекта

1 этап с 2010-2011. (теоретико-поисковый)

  • Изучить исследуемую проблему в теории и практике;
  • Определить цель, задачи;
  • Составить план работы   по развитию духовно-нравственных ценностей;

2 этап работы 2011- 2014 г. (практический)

  • Составление плана мероприятий по работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, совместных мероприятий с социальными партнерами, совместных тематических мероприятий для детей и их родителей.
  • Проведение диагностики по социально-нравственному воспитанию детей.
  • Составление социального паспорта семьи.
  • Проведение открытых занятий для педагогов ДОУ;

3 этап 2015 (аналитический)

  • Осуществить обработку, анализ и систематизацию полученных в ходе экспериментальной работы данных, их интерпретацию с формулированием выводов и практических рекомендаций.
  • Трансляция опыта работы.

  1. Проект  рассчитан  на четыре возрастные группы: с 3 до 4, с 4 до 5, с 5до 6 и с 6 до 7 лет.

Он не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.

Формы и методы работы.

Для реализации проекта предлагаются  следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время чтения педагогом рассказов; экскурсий в картинную галерею; наблюдений; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий по городу, целевых прогулок; моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения литературных произведений воспитателем; чтения стихотворений детьми, воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций; проведения конкурсов, тематических вечеров.

Практический метод используется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность; провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); организовать постановку сказок, литературных произведений; провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей.

Формы работы с детьми:

  • Кружковые занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
  • Проведение совместных праздников.
  • Использование аудиозаписей и технических средств обучения.
  • Экскурсии, целевые прогулки .
  • Детская благотворительность.
  • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы:

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Основное внимание в проекте уделяется работе с семьей.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • вечера вопросов и ответов;
  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы);
  •  анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • экскурсии; совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.

Реализацию проекта осуществляют: воспитатель, узкие специалисты, социальные партнёры (заключение договоров с ЭЭЦ «Гармония», школой Искусств №2, ЦБС «Детская библиотека»).

 Ожидаемые результаты и оценка результативности реализации данного проекта.

Прежде, чем оценить уровень духовно-нравственного воспитания дошкольников, мною систематизированы материалы по:

  • педагогической диагностике социально-нравственного развития дошкольников;
  • анкетированию родителей;
  • статистическим  данным (количество участников в мероприятиях институционального и муниципального уровня и их отзывы).

Прогнозируется, что возрастет:

  •  активность участия родителей и детей в мероприятиях различного уровня;
  • уровень сформированности   чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций у дошкольников;
  •  повышение уровня духовно-нравственного развития дошкольников;
  • познавательная активность дошкольников, умение выстраивать толерантные отношения с окружающими людьми.

Список литературы:

1. Азаров Ю. Босоногие Сократы // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 1.

2. Баныкин Н. Семь лекций о живой этике. - Новосибирск, 1991.

3. Воспитание нравственных чувств у дошкольников /Под ред. Н. Виноградовой.- М., 1989.

4. Воспитание гуманных чувств у детей. /Под ред. Л. Прокодиенко, В. Котырло.-Киев, 1987.

5. Дьяченко Г. Духовный мир. - М., 1990.

6. Жуков В. Естествознание. Этика. - М., 1992.

7. Иванова И. Не хлебом единым. //Дошкольное воспитание.- 1993. - № 4.

8. Квитовский Ю. Через эмоции к высокой духовности. // Дошкольное воспитание.- 1992. - № 1.

9. Мень А. Свет миру //Дошкольное воспитание. - 1991. - № 7.

10. Перепелицын М. Философский камень. - М., 1993.

11. Полунина В. Искусство и дети. - М., 1982.

12. Пономаренко Г. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей. //Дошкольное воспитание. - 1992. - № 3.

13. Рерих Н. Древние источники. - М., 1998.

14. Рерих С. Свет искусства - М., 1996.

15. Скворцова Л. Формирование у детей интереса к русскому фольклору.//Дошкольное воспитание. - 1993. - № 5.

16. Формановская Н. Речевой этикет и вежливость. //Дошкольное воспитание. - 1990. - № 4.

17. Халдин Ю. Пробуждение души. // Знание. - 1985. - № 4.

18. Цветник духовности. - М., 1909.

19. Шемурина А. Эстетическая грамматика. - М., 1991.

20. Щуркова Н. Собрание пестрых дел. - М., 1994.

Методы диагностики социально-нравственного развития детей дошкольного возраста

Для исследования развития нравственной сферы детей (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты нравственного развития) используются психодиагностические методики Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко.

Метод «Беседа». С помощью метода беседы можно выявить этические знания и представления о нравственных качествах детей дошкольного возраста.

Цель. Изучение представлений детей о нравственных качествах.

Подготовка исследования. Подготовить вопросы для беседы:

  1. Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
  2. Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
  3. Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
  4. Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
  5. Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Проведение исследования. Беседы проводятся индивидуально. Ребенку задаются вопросы, внимательно выслушиваются.

Обработка данных. Выделение количества качеств, объяснение которых смогли дать дети. Данные соотнести с примерным содержанием представлений дошкольника о нравственно-волевых качествах:
В 3 — 4 года. Складываются элементарные этические знания и представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков развиваются знания и представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.
4 — 5 лет. Развиваются этические знания и представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.
5 — 6 лет. Развиваются обобщенные этические знания и представления о справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах («Правдивый — тот, кто не берет чужих вещей, всегда говорит правду и т. п.»).
6 — 7 лет. Продолжают развиваться обобщенные этические знания и представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Методика «Закончи историю». С помощью методики проверяются знания о нравственных нормах, о правилах поведения в той или иной ситуации, умение оценивать поступки других. Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Инструкция: «Мы будем рассказывать истории, а ты их закончи». Детям предлагаются следующие примеры ситуаций:

История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Затем проводится обработка результатов.
0 баллов — ребенок не мог оценить поступки детей (низкий уровень).
1 балл — ребенок оценивал поступки детей, но не правильно (низкий уровень)
2 балла — ребенок не все поступки детей оценил правильно (средний уровень).
3 балла — ребенок все поступки детей оценил правильно (высокий уровень).

Методика «Сюжетные картинки». Цель: выявить у детей умение отличать хорошие поступки от плохих, давать моральную оценку этим поступкам, демонстрировать эмоциональное отношение к нравственным нормам.

Индивидуально каждому ребенку предъявляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Дается инструкция: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.

Обработка результатов:
0 баллов — ребенок неправильно раскладывал картинки (в одной стопке оказались картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции были неадекватными или отсутствовали.
1 балл — ребенок правильно раскладывал картинки, но не мог обосновать свои действия; эмоциональные реакции были неадекватными (низкий уровень).
2 балла — ребенок правильно раскладывал картинки, обосновал свои действия, эмоциональные реакции были адекватными, но слабо выраженными (средний).
3 балла — ребенок обосновал свой выбор (возможно, называл моральную норму); эмоциональные реакции были адекватными, яркими, проявлялись в мимике, активной жестикуляции и т. д. (высокий уровень)

Метод наблюдения, в том числе включенного наблюдения, когда в играх, совместных делах разговорах с детьми мы оцениваем:
— эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего приходите в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт со взрослым и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм агрессивность;
— коммуникативные умения дошкольников со сверстниками и взрослыми: проявляют ли инициативность, активность в общении или застенчивость, робость, нерешительность; умеют ли взаимодействовать со сверстниками — разрешать конфликты, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты; вежливо общаться, вступать в контакт, принимать предложения сверстников и взрослых;
— проявления детей в различных видах деятельности (умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т. д.).

В результате подобранных методик можно выявить уровень социально-нравственного развития детей дошкольного возраста.

Диагностика социально - нравственного развития детей

(вторая младшая группа).

Представления, умения, навыки

Диагностические методики

Ребёнок и взрослые

  1.  Понимает различия взрослых людей по половому признаку (тётя, дядя, бабушка, дедушка).

  1. Выделяет особенности внешности, причёски, одежды, обуви взрослых людей.

  1. Различает эмоциональные состояния взрослых людей: радостный, грустный, сердитый.

  1. Выделяет на картинках факты доброго отношения взрослых к детям, и наоборот.

Задание: найди на картинке дядю (тётю, бабушку и т. д.). Положи сюда картинки, на которых изображены тёти, а сюда — дяди, бабушки — дедушки  и т. д.

Беседа с ребёнком с использованием иллюстраций: Кто это? Как узнал? Бабушка может носить туфли на высоких каблуках? Кто носит их? Тётя может быть с бородой? У кого может быть борода? Дедушка носит платье?  Дядя красит губы? И т. д

Задание: в одну сторону положи картинки, где все радостные. В другую — где все грустные, в третью — где все сердитые.

Беседа с использованием иллюстраций: Кто это? (Бабушка) Что делает? (Кормит котёнка). Это хорошо? Почему? Кто это? (Мама). Что делает? (Стирает бельё дочке). Это хорошо? Почему и т. д.

Ребёнок и сверстники

  1. Знает и различает изображения детей по половому признаку (мальчик, девочка).

  1. Выделяет особенности внешности, причёски, одежды, обуви мальчиков и девочек.

  1. Знает и различает элементарные состояния детей на картинках и детей своей группы: радостный, грустный, испуганный.

  1. Устанавливает связь между соответствующим эмоциональным состоянием детей  или  игровых персонажей литературных произведений и их последующими действиями. Понимает, что если кто-то плачет или огорчён, надо помочь ему.

  1. Может высказать свои предположения в разрешении проблемно-игровых ситуаций гуманистического характера.

  1. Знает, что в детском саду дети обращаются друг к другу по именам, разговаривают приветливо, проявляют внимание друг к другу, делиться игрушками; охотно вступает во взаимодействие с другими детьми в процессе игр, общих дел.

Задание: Выбрать картинки, где изображёны мальчики (девочки).

Беседа с использованием иллюстраций: Кто это? Как узнал? Мальчик может носить платье? Шляпку? Что носит мальчик? У девочки бывают очень короткие волосы? Какие причёски бывают у девочек? И т. д.

Д/и «Настроение». Детям предлагается набор  картинок с изображением различных эмоциональных состояний. Задание: определить настроение.

Обсуждение стихотворений А. Барто «Наша Таня громко плачет», «Идёт бычок качается» (с использованием иллюстраций). Почему Таня плачет? Как ей можно помочь? Почему бычок боится? Как ему можно помочь? И т. д.

Детям предлагаются ситуации на выбор воспитателя, например, «Наш зайчик поранил лапку». Что делать?

Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

Отношение ребёнка к самому себе

  1. Знает свое имя, фамилию, пол.

2.  Узнаёт свои вещи, игрушки, книжки среди других вещей.

  1. Задаёт вопросы при освоении нового действия, а также вопросы об окружающей действительности: «Для чего это?», «Почему?», «Как?», «Где?».

  1. Быстро преодолевает негативные состояния, стремится к положительной оценке окружающих.

Беседа с ребёнком: Какая у тебя фамилия? Кто ты: мальчик или девочка?

Игровая ситуация: Пока вы все спали, приходила собачка, искала косточку, забралась в шкафчики, вытащила всю одежду, а я не помню — чья это одежда. Найдите свои вещи и уберите на место.

Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

Уровни освоения.

НИЗКИЙ: Ребёнок проявляет боязнь и недоверие к окружающим. Контакты со сверстниками непродолжительны, часто конфликтует с ними. Ребёнок плохо различает людей по половому признаку. Не различает эмоциональные элементарные состояния. Общее эмоциональное состояние неустойчиво.

СРЕДНИЙ: Ребёнок приветлив с окружающими, проявляет активный интерес к словам и действиям взрослых и детей. По показу и побуждению взрослых повторяет положительные действия и эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких, товарищей, игровых персонажей. Большинство заданий выполняет верно.

ВЫСОКИЙ: Все задания выполняет правильно. Ребёнок проявляет активность в общении с окружающими, охотно включается в совместную деятельность. Относится к сверстникам дружелюбно, правильно реагирует на ярко выраженные эмоциональные состояния окружающих.

Диагностика социально - нравственного развития детей

(средняя группа).

Представления, умения, навыки

Диагностические методики

Ребёнок и взрослые

  1.  Понимает различия взрослых людей по половому признаку (тётя, дядя, бабушка, дедушка).

  1. Выделяет особенности внешности, причёски, одежды, обуви взрослых людей.

  1. Различает эмоциональные состояния взрослых людей: радостный, грустный, сердитый, испуганный.

  1. Выделяет на картинках факты доброго отношения взрослых к детям, и наоборот.

5.  Узнают и называют людей отдельных профессий (врач, дворник, пожарник, милиционер, продавец, повар и т. д.).

  1. Самостоятельно выполняют правила общения со взрослыми (здороваются, прощаются, обращаются на «Вы», по имени и отчеству).

  1. Устанавливает связь между соответствующим эмоциональным состоянием взрослых  и их последующими действиями.

  1. Понимают, что в семье все заботятся друг о друге

Задание: найди на картинке мужчину (женщину, бабушку и т. д.). Положи сюда картинки, на которых изображены женщины, а сюда — мужчины, бабушки — дедушки  и т. д.

Беседа с ребёнком с использованием иллюстраций: Кто это? Как узнал? Бабушка может носить туфли на высоких каблуках? Кто носит их? Женщина может водить машину?  Дедушка может быстро бегать? Бабушка может долго стоять в автобусе?   И т. д

Задание: в одну сторону положи картинки, где все радостные. В другую — где все грустные, в третью — где все сердитые и т. д.

Беседа с использованием иллюстраций: Кто это? (Бабушка) Что делает? (Кормит котёнка). Это хорошо? Почему? Кто это? (Мама). Что делает? (Стирает бельё дочке). Это хорошо? Почему и т. д.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей разных профессий. Кто это? Что делает на своей работе?

Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

Беседа с использованием иллюстраций: почему радуется мама? Почему рассердился дедушка? И т. д.

Беседа: Как мама заботится о тебе? Как папа помогает маме? Как ты помогаешь родителям, бабушке, дедушке? Что они тебе говорят потом?

Ребёнок и сверстники

  1. Различает детей разного пола и возраста (грудные дети, дошкольники, школьники).

  1. Выделяет особенности внешности, причёски, одежды, обуви мальчиков и девочек.

  1. Знает и различает элементарные состояния детей на картинках и детей своей группы: радостный, грустный, испуганный, сердитый.

  1. Устанавливает связь между соответствующим эмоциональным состоянием детей  и их последующими действиями

  1. Может высказать свои предположения в разрешении проблемных  ситуаций гуманистического характера.

  1. Проявляет интерес к играм сверстников, их делам, поступкам.

Д/и «Кому что нужно?». (Подбор предметов в соответствии с полом и возрастом детей).

Беседа с использованием иллюстраций: Кто это? Как узнал? Мальчик может носить платье? Шляпку? Что носит мальчик? У девочки бывают очень короткие волосы? Какие причёски бывают у девочек? И т. д.

Д/и «Настроение». Детям предлагается набор  картинок с изображением различных эмоциональных состояний. Задание: определить настроение.

Беседа с использованием иллюстраций: почему мальчик плачет? Почему девочка смеётся? Почему мальчик сердится? Почему девочка боится?

Проблемная ситуация текущего дня: Почему Саше сегодня стало грустно в саду? Почему Серёжа вышел из игры?

Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

Отношение ребёнка к самому себе

  1. Знает свое имя, фамилию, пол, возраст.

2.  Имеет представления о своём организме, о назначении некоторых органов.

  1. Проявляет активное стремление к самостоятельным действиям.

  1. Выполняет общие правила, требования взрослого.

Беседа с ребёнком: Какая у тебя фамилия? Кто ты: мальчик или девочка? Сколько тебе лет?

Беседа: Где находится сердце? Зачем человеку мозг, нос, уши? Что делает наш желудок? Для чего нужны руки, ноги?  И т. д.

Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

Уровни освоения.

НИЗКИЙ: Поведение ребёнка и его общение с окружающими неустойчиво. Ребёнок либо проявляет робость и скованность, либо черты агрессивности, нежелание следовать правилам или требованиям взрослого, упрямство. Не различает эмоциональные состояния взрослых и сверстников.

СРЕДНИЙ: Ребёнок стремится к положительным формам поведения. В случае совершения действий, оценённых взрослым отрицательно, старается не повторять их вновь. Стремится к взаимодействию со сверстниками, пытается понять их замыслы. Замечает ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника, близких, проявляет сочувствие.

ВЫСОКИЙ: Ребёнок охотно вступает в общение. Выполняет элементарные правила поведения с взрослыми и сверстниками. Проявляет умение понять ситуацию и эмоциональное состояние окружающих. Стремится к самостоятельности. В играх с правилами в случае недоразумений ссылается на правила игры.

Диагностика социально-нравственного развития  детей

(Старшая группа)

Представления, умения, навыки

Диагностические методики

Ребёнок и взрослые

  1. Имеет знания об общем ходе возрастного развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек.

  1. Имеет представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина — любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение).
  2. Имеет представления о том, что от поведения детей зависит настроение и чувства взрослых.

4.  Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния взрослого по мимике, жестам, позе.

5.  Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый).

Д/упр. «Выложи цепочку». Вопросы: Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой?

Инд. Беседы с детьми: Как мама заботится о тебе? Где она работает? Что она рассказывала о работе? Чем мама любит заниматься в свободное время?

Анализ бытовых ситуаций: Почему сердится мама? Как она себя ведёт при этом? Как ты должен был повести себя в данной ситуации? Что обрадовало папу? Что он сказал? Как ты ещё хочешь его порадовать?

Рассматривание ил. с изображением разных эмоциональных состояний. Что чувствует этот человек? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

Анализ героев литературных произведений. Оценка качеств личности персонажей. (Красная шапочка добрая или хитрая? Что можно сказать о характере бабушки? В чём это проявляется? И т. д.)

Ребёнок и сверстники.

  1. Имеет представления о некоторых характерных особенностях детей разного возраста и пола, некоторых характерных особенностях их внешнего вида, любимых занятиях.

  1. Имеет представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников.

  1. Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе.

  1. Умеет самостоятельно объединяться в небольшой группе детей для деятельности (труд, игра), определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров, оценивать результат и характер взаимоотношений.

  1. Понимает, почему нужно выполнять правила.

Игра «Что кому?». Предлагается набор картинок с изображением мальчика, девочки, младенца, подростка. Набор предметных картинок: соска, машина, кукла, портфель. Предлагается разложить картинки по парам.

Вопросы: Кто самый внимательный в группе? Кто никогда не опаздывает? Кто всегда делится игрушками? У кого кудрявые волосы и т. д.

Рассматривание иллюстраций с разными эмоциональными состояниями: Что чувствует этот ребёнок? Какое у него настроение?

Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни, сюжетно-ролевые игры.

Беседа: Зачем человеку выполнять правила поведения: уступать друг другу, не кричать, быть приветливым по отношению к взрослым и детям, уметь научить другого тому, что умеешь делать сам, играть дружно, быть справедливым, соблюдать очерёдность?

Отношение ребёнка к самому себе.

  1. Знает свое имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату своего рождения, место работы родителей.

  1. Знает  родословную семьи.

  1. Имеет представление о своем организме, о назначении некоторых органов.

  1. Знает правила пользования электроприборами, знает, куда обращаться если случилась беда.

  1. Знает элементарные правила дорожного движения.

  1. Знает некоторые сведения о городе Губкинский, где он находится, свой адрес.

Индивидуальная беседа с ребёнком.

Вопросы: Как зовут бабушек (дедушек)? Как звали их мам (пап)? Кем они были?

Работа с иллюстрациями: Покажи, где сердце, желудок, и т.д. Зачем человеку мозг, уши, нос? Как сохранить их здоровье? Что можно делать и чего нельзя? И т. д.

Вопросы по картинке. Набор предметных картинок с изображением электроприборов. Вопросы: Что это? Как правильно пользоваться? Чего нельзя делать? Если случилась беда, что делать?

Д/И на правила дорожного движения.

Рассматривание иллюстраций города. Вопросы: Как называется город где ты живёшь? Назови свой адрес.

Уровни освоения.

НИЗКИЙ: Поведение ребёнка неустойчиво. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребёнок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Не проявляет интереса к различным сторонам жизни: история города, родословная семьи.

СРЕДНИЙ: Ребенок стремится к положительным формам пведения. Он имеет представления о культуре поведения и старается выполнять их. В общении стремится к взаимодействию со сверстниками, понимает их эмоциональное состояние, может сочувствовать близким и окружающим его людям. Проявляет интерес к истории города, прошлому своей семьи и т. д.

ВЫСОКИЙ: Поведение и общение ребёнка устойчиво и положительно направлено. Ребёнок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения. Охотно вступает в общение. Умеет сам выдвинуть идеи, организовать партнёров для игры. Правильно понимает эмоциональное состояние людей, активно выражает готовность помочь. Старается быть самостоятельным и рассудительным.

Диагностика социально-нравственного развития  детей

(Подготовительная группа)

Представления, умения, навыки

Диагностические методики

Ребёнок и взрослые

  1. Имеет знания об общем ходе возрастного развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек.

  1. Имеет представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина — любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение).
  2. Имеет представления о том, что от поведения детей зависит настроение и чувства взрослых.

  1. Имеет представления о культурных традициях своей семьи.

5.  Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния взрослого по мимике, жестам, позе.

6.  Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый).

  1. Имеет представления о том, как образуются отчества и взрослое имя человека.

8. Имеет представления о многообразии народов мира, некоторых особенностях внешнего вида, национальной одежды.

Д/упр. «Выложи цепочку». Вопросы: Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой?

Инд. Беседы с детьми: Как мама заботится о тебе? Где она работает? Что она рассказывала о работе? Чем мама любит заниматься в свободное время?

Анализ бытовых ситуаций: Почему сердится мама? Как она себя ведёт при этом? Как ты должен был повести себя в данной ситуации? Что обрадовало папу? Что он сказал? Как ты ещё хочешь его порадовать?

Инд беседа с ребёнком: Как вы встречаете Новый год? Другие праздники? Есть ли в вашей семье что-то такое, чего нет в других семьях?

Рассматривание ил. с изображением разных эмоциональных состояний. Что чувствует этот человек? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

Анализ героев литературных произведений. Оценка качеств личности персонажей. (Красная шапочка добрая или хитрая? Что можно сказать о характере бабушки? В чём это проявляется? И т. д.)

Вопросы: Девочку зовут Оля. Как её будут звать, когда она вырастет? У Вовы папу зовут Алексей. Как будет полное имя Вовы, когда он вырастет?

 Инд. Беседа с ребёнком: Как называется наша планета? Какие страны мира ты знаешь? Воспитатель предлагает показать на картинке людей разных народов мира и назвать их.

Ребёнок и сверстники.

  1. Имеет представления о некоторых характерных особенностях детей разного возраста и пола, некоторых характерных особенностях их внешнего вида, любимых занятиях.

  1. Имеет представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников.

  1. Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе.

  1. Умеет самостоятельно объединяться в небольшой группе детей для деятельности (труд, игра), определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров, оценивать результат и характер взаимоотношений.

  1. Понимает, почему нужно выполнять правила, их гуманистический смысл.

Игра «Что кому?». Предлагается набор картинок с изображением мальчика, девочки, младенца, подростка. Набор предметных картинок: соска, машина, кукла, портфель. Предлагается разложить картинки по парам.

Вопросы: Кто самый внимательный в группе? Кто никогда не опаздывает? Кто не любит расчёсываться? У кого кудрявые волосы и т. д.

Рассматривание иллюстраций с разными эмоциональными состояниями: Что чувствует этот ребёнок? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни, сюжетно-ролевые игры.

Беседа: Зачем человеку выполнять правила поведения: уступать друг другу, не кричать, быть приветливым по отношению ко взрослым и детям, уметь научить другого тому, что умеешь делать сам, играть дружно, быть справедливым, соблюдать очерёдность?

Отношение ребёнка к самому себе.

  1. Знает своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату своего рождения, номер телефона, место работы родителей.

  1. Знает  родословную семьи.

  1. Знает о назначении некоторых внутренних органов человека и условия их нормального функционирования.

  1. Знает правила пользования электроприборами, знает, как оказать первую медицинскую помощь.

  1. Знает элементарные правила дорожного движения.

  1. Имеет представления о школе, жизни школьника.

  1. Проявляет самостоятельность, избегает опёки старших в привычных ситуациях.

  1. Владеет элементарным самоконтролем, приёмами сопоставления своих действий или своей работы с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их.

Индивидуальная беседа с ребёнком.

Вопросы: Как зовут бабушек (дедушек)? Сколько у них детей? Как звали их мам (пап)? Кем они были?

Работа с иллюстрациями: Покажи, где сердце, лёгкие, и т.д. Зачем человеку сердце, легкие, желудок? Как сохранить их здоровье? Что можно делать и чего нельзя? И т. д.

Вопросы по картинке. Набор предметных картинок с изображением электроприборов. Вопросы: Что это? Как правильно пользоваться? Чего нельзя делать? Если случилась беда, что делать? Если человек тонет, каковы твои действия?

Д/И на правила дорожного движения.

Беседа: Что делают в школе? Как называются занятия в школе? Как называется школьная сумка? Как проходит день школьника?

Д/и «Режим дня школьника». Ребёнку предлагается разложить картинки в нужной последовательности.

Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни.

Ребёнку предлагается построить сложную постройку по образцу; сложить поделку из бумаги, согласуя свои действия с предложенным алгоритмом; выполнить определённые действия по словесной инструкции педагога (например, подойди к полочке красоты, возьми самую большую поделку, потом зайди в центр экспериментирования, возьми ветродуй и всё это принеси сюда). Анализ: Где допустил ошибки? Что сделал не так?

Уровни освоения.

НИЗКИЙ: Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребёнок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение. Не проявляет интереса к различным сторонам жизни: история города, родословная семьи, школа и т. д.

СРЕДНИЙ: Поведение и общение ребёнка положительно направлены. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляет внимание к истории города, прошлому своей семьи и т. д.

ВЫСОКИЙ: Поведение и общение ребёнка устойчиво и положительно направлено. Ребёнок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными способами культурного поведения. Охотно вступает в общение. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров. Правильно понимает эмоциональное состояние людей, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность. Проявляет активный интерес к миру, к своему будущему положению школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».

Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...

Проект «ДОБРОМУЛЬТ». Духовно-нравственное просвещение старших дошкольников с помощью создания мультфильмов. Старший дошкольный возраст.

Проект «ДОБРОМУЛЬТ».Духовно-нравственное просвещение старших дошкольников  с помощью создания мультфильмов.Старший дошкольный возраст....