Фотокалендарь наших дел как способ формирования начальных представлений о времени
методическая разработка

Власова Светлана Владимировна

 

Для формирования у дошкольников представлений о времени педагоги используют  различные приемы и формы работы: разучивание песен, стихов, беседы в режимных моментах, работают с различными календарями и т.д. но этих приемов недостаточно. Такие выводы педагоги нашего учреждения сделали по результатам собственных наблюдений.Время – это действительно сложный объект познания дошкольниками.  Представление о нем возникает в процессе жизни на основе личного опыта, а любая деятельность приобретает смысл только при условии личной заинтересованности ее участников. Учитывая эти условия, педагоги разработали и апробировали новый уникальный способ формирования начальных временных представлений у дошкольников – ведение фотокалендарей.

Суть таких календарей состоит в следующем. В течение дня воспитатель фотографирует детей за различными делами. Это могут быть как традиционные мероприятия, например, утренний сбор, так и необычные яркие события, например, появление в группе чего-то нового, интересные игры, праздники, путешествия и т.д.) За весь день получается минимум три фотографии, отражающие события утра, дня и вечера. После ужина дети решают, какую из фотографий они выберут для календаря, размещают ее в кармашке сегодняшнего дня. По приходу родителей, дети обязательно показывают им новое фото рассказывают им чем занимались утром, днем и вечером; почему выбрали именно эту фотографию; проговаривают в таких беседах содержание уже прошедших днях недели с использованием слов – названий этих дней. Например, «Мама, сегодня утром мы играли с новой игрушкой, которую принес Саша, днем – лепили снеговика, вечером – читали сказку… Самым веселым делом была игра, поэтому мы и выбрали эту фотографию для календаря. В понедельник мы ходили в музей, во вторник – строили летучий корабль, вчера Ваня и Катя катались на санках, сегодня играли с Роботом, а что же будет завтра?»

 

Так, в течение недели заполняется первый календарь. В понедельник все фотографии убирают в условленное место, и заполнение начинается вновь. По прошествии месяца на общем совете происходит выбор фотографии для второго календаря, в котором количество и расположение кармашков соответствует количеству и последовательности месяцев в году. Фотография с самым ярким, по мнению детей, событием месяца с их участием размещается в соответствующем кармашке. Этот календарь также всегда находится в приемной на видном месте. Так, дети в беседах со сверстниками и взрослыми вспоминают и проговаривают, что, например, в сентябре был веселый праздник на улице, в октябре был карантин, и все сидели дома, в ноябре снимали для мамы фильм и т.д. В случае затруднений в названии месяцев и дней недели, взрослые напоминают их детям. Кроме этого, понимая значение таких пособий, взрослые сами ненавязчиво подводят детей к повторению названий временных мер и их 
последовательности.

 

Знакомство детей с единицами времени осуществляется в системе последовательности, где знание одних интервалов времени служат основанием для ознакомления с последующими и раскрывают детям существенные характеристики времени: текучесть, непрерывность, необратимость.

Образовательная деятельность, построенная таким образом, превращается

- для дошкольников в занимательное дело, в котором они главные заинтересованные участники. Дети с интересом следят за пополнением календаря, участвуют в выборе фотографий для него.

- для педагогов – в эффективный способ формирования начальных временных представлений.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственной образовательной деятельности по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни по теме:"Спортом занимайся, правильно питайся и с болезнями не знайся!" для детей 2 младшей группы

Дети в игровой форме знакомятся с заболевшей белочкой, уточняют, почему она кашляет и чихает. Белый медведь рассказывает белочке о пользе правильного питания и занятий  спортом....

Рабочая программа "Физическое развитие. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни" для детей 1 младшей группы

В рабочей программе представлены содержание программы, подробный тематический план на один год....

Интегрированное занятие в первой младшей группе по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни «В здоровом теле, здоровый дух»

Дать  детям представления оздоровом образе жизни. Сформировать культурно-гигиенические навыки и привычки....

Познавательно-образовательный проект: «Формы взаимодействия ДОУ с семьёй с целью формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»

Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею (средство) от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражн...

Конспект по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни в средней группе на тему: "Помогают нам всегда-ушки, носик и глаза"

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...