Из опыта работы
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Салтовская Наталья Валерьевна

ТЕМА «РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx36.26 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

ТЕМА «РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Чувство ритма (ритмический слух) – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Музыкальный слух – это способность улавливать связь между звуками, запоминать и воспроизводить их.

Тембровый слух - способность воспринимать и определять окраску звука, его характер. Способность отличать звучание одного  или голоса от другого. 

Динамический слух – это способность определять и отличать силу музыкального звучания, динамические оттенки.

Слуховые представления – это умение сосредотачиваться на звуках (шум ветра, шум моря)

Добрый день! Сегодня я хочу представить вам презентацию своей педагогической деятельности.

СЛАЙД 2

«Музыка – не простое развлечение и не добавление, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека...» - Д.Б. Кабалевский

       !! Музыка - это искусство, развивающееся во времени и  оно не может быть без ритма.

СЛАЙД 3

      Вы когда-нибудь задумывались о том, что такое ритм? Ведь это не только что-то из мира музыки и танцев, ритм – это сама наша жизнь. В переводе с греческого «ритм – это  соразмерность,  чередование каких-либо элементов (звуков, изображений или предметов), происходящее с определенной последовательностью.

      Новая жизнь диктует новый ритм во всем. В  наше время современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов, создает хаотичность в отношениях ребенка с миром и носит разрушительный характер. У детей часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Дети с проблемами ритмического восприятия не могут пропевать какие-либо звуки: многие не поют, а проговаривают; недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением и словом, а порой совсем не согласовывают.

СЛАЙ 4

     Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:

        -помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления (умение сосредотачиваться на звуках- шум ветра, шум моря…), чувство ритма);

       -развивает познавательные способности;

       -воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма.
      

 Развитие чувства ритма у дошкольников являлось и является одной из актуальных проблем музыкального воспитания.  Ритм  в  музыке — это её распределение во времени — последовательность длительностей звуков и пауз. 

СЛАЙД 5        

Благодаря ритму мы определяем характер музыки: мы отличаем марш от вальса, польку от колыбельной.  Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность,  поэтому развитие  чувства ритма у детей – стала для меня целью.

СЛАЙД 6

ЦЕЛЬ:

Развитие у  детей чувства ритма в различных видах музыкально-исполнительской деятельности.

ЗАДАЧИ:

    - учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки (зайка -грустный или веселый; медведь -злой или добрый, козлик испуганный) ;

- развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

- учить определять музыкальные жанры (песня, танец, марш), виды ритмики (игра, пляска, упражнение),  различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка);

- формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям;

Развитие чувства ритма помогает вызвать у детей желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических  движениях, игре на музыкальных инструментах, творческих импровизациях.      

СЛАЙД 7    ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ

В своей работе в этом виде музыкальной деятельности  я применяю  метод– «пластического интонирования» -  это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную. Дети при помощи движений рук, танцевальной импровизации показывают характер музыки, угадывают какой либо образ, фантазируют о том, какой он этот образ, что он может делать под эту музыку в соответствии с ритмом произведения.

 Работу с пластическим интонированием   начинаю с очень яркой, образной музыки, которая детям понятна, не требует большого объяснения. Дети без труда угадывают образы, с легкостью им подражают, фантазируют о том, какой он этот образ, что он может делать под эту музыку в соответствии с ритмом произведения. Например,

предлагаю детям пойти погулять на полянку и узнать, кто на ней живет, прослушав музыку. После того как  дети определи, что это за  образ, даю задание показать,   что он делает под другую музыку. Звучит колыбельная или танцевальная музыка. 

СЛАЙД 8

Использую  импровизации  с предметами. Даю такие задания: «Покажи характер произведения, используя  подходящие предметы».

В слушании музыки использую метод «Моделирования ритма» – прорисовывание ритмического рисунка прослушанного музыкального произведения каким либо предметом (кисточки, карандаши, палочки) или природными инструментами. Этот метод явился для меня педагогической находкой и я  использую  его в своей работе с детьми.

СЛАЙД 9 ВИДЕО   

СЛАЙД 10   ПЕНИЕ

     Одной из форм моей работы с детьми в певческой деятельности- это  использование вокально-речевых игр, это игры на основе голосового звукоподражания.

В певческой деятельности  с детьми я  использую вокально-речевые игры на основе имитации, то есть голосового  звукоподражания, которые интонируются в медленном или быстром темпе, тихо или громко, в разном интервальном соотношении, необходимом для моделирования содержания эмоции  (удивление, важность, нежность, злость, радость, грусть и т. д.).

Предлагаю  детям исполнить, например знакомую попевку или песню по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда, писклявым голосом; исполнить медленно или быстро, исполнить удивленно, исполнить нежно и т.д.

   Использую  так же игру «эхо», где ритм, заданный мною, точно воспроизводится ребенком. Применяю  игру «эхо-ответ» или «эхо с продолжением», когда ребенок заканчивает мою фразу или прохлопывает вариацию на нее. Тексты для упражнений подбираю ритмичные, легкие и удобные в произношении.

 

СЛАЙД 11    МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Звучащие жесты – это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами и др. 

В музыкально-ритмической деятельности я использую «звучащие жесты»,  так называемые природные инструменты - руки и ноги.

При помощи жестов  дети импровизируют сопровождение к песням, считалкам, потешкам  и стихам.

СЛАЙД 12 ВИДЕО попевки «Эники»

Виды музыкально-ритмических движений. Источниками движения считают физические упражнения (ходьба, бег, подпрыгивания, поскоки, общеразвивающие упражнения (без предметов и с ними); строевые (построения, перестроения, передвижения), танец, сюжетно-образные инсценировки (перевоплощение в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Сюжетно-образные движения связаны с элементами подражательства)

СЛАЙД 13   ФЛЕШМОБ

     Для развития музыкально-ритмического слуха у детей, я воспользовалась еще одной инновационной формой работы - это флешмоб. Он является новой и привлекательной для детей формой, побуждает к двигательной активности, а еще устраняет стеснение, помогает побороть свои комплексы, создает приподнятое настроение. При  разучивании танцевального флешмоба, я использую простые движения, главное, чтобы все танцующие эти движения выполняли синхронно. Важным моментом является то, что участие в флешмобе не требует никаких финансовых ресурсов, специальной подготовки и не занимает много времени.

     Флешмо́б (от англ. flash mob—flash— вспышка; миг, мгновение; mob - толпа; переводится как «мгновенная толпа») . Это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия и затем расходится.

     О движении «флешмоб» я узнала из средств массовой информации, когда в 2008 году в Челябинске был организован флешмоб под названием «Челябинск улыбается миру» и который вошел в "Книгу рекордов России". Почти 10 тысяч человек соорудили на центральной площади города "смайлик" диаметром 78 метров, надев на головы специальные желтые кепки. Это мероприятие меня очень заинтересовало и я захотела подробнее узнать об этом движении, его категории и  как его можно организовывать.  Начав свою педагогическую деятельность в детском саду, я решила попробовать  его применить в своей работе с детьми. Я считаю, что в современных условиях танцевальный флешмоб является одной из результативных в воспитательном аспекте технологий, привлекающих к добровольному участию большое число детей и их родителей,  а также и педагогов. Данная форма позволяет мне объединить людей всех возрастных групп одной, значимой для всех идеей.. Флешмоб может являться итогом образовательной деятельности или его частью.

Smart mob перводится как «умная толпа». И если флэшмоб – это технология собирания толпы, то смартмоб – это цель и смысл такого собирания

СЛАЙД 14     МУЗИЦИРОВАНИЕ 

-речевое музицирование (считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички)

-музицирование с инструментами: музыкальными и самодельными

     Одним из любимых видов музыкальной деятельности у детей является музицирование.

В речевом музицированиии я использую речевые упражнения основой которых является, как правило, детский фольклор.

Речевые упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха. Ритм, заключённый в словах, фразах, очень хорошо ощущается детьми: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты. Комплексное использование речи, движения и музыки воспринимается детьми с восторгом, приносит много радости и создаёт основу для творчества.

СЛАЙД 15 ВИДЕО

СЛАЙД 16

Музицирование с инструментами  доставляет детям огромное удовольствие. На занятиях я использую музыкальные инструменты, а  также самодельные (шумовые), которые помогают мне изготавливать родители моих воспитанников.

СЛАЙД 17,18  МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Повтори – придумай ритм» (цельразвивать умение придумывать и повторять ритм при игре на детских музыкальных инструментах);

- «Музыкальная сказка»  (дети подбирают инструменты, чтобы сыграть на них «музыку дождя»«песню ветра»«танец ежика»«солнечный свет»);

   - «Дирижер» (ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди);

   - «Инструментальная карусель» (Инструменты разложены на стульчиках. Под музыку дети свободно двигаются по залу, с окончанием звучания берут в руки любой понравившийся музыкальный инструмент, играют на нем).

Во всех видах музыкальной деятельности я использую музыкально-дидактические игры.

СЛАЙД 19

Продолжая знакомство  с длительностями,  мы играем с «Долгими» и «короткими» звуками.    На занятиях мы с детьми определяем звуки по величине нарисованных картинок  (солнышки, жучки, капельки, листочки). Ребята с удовольствием прохлопывают мои ритмические рисунки, а затем уже выкладывают свои. Использую дидактическую игру «Ножки и ладошки» (прохлопываем и протопываем ритмический рисунок),  игру «Музыкальное солнышко».  Игры на развитие чувства ритма включаю в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемую часть.

СЛАЙД 20  ПРИНЦИПЫ

✓ Принцип личностной направленности (создание оптимальных условияй для музыкальной деятельности, тщательный отбор материала должен соответствовать возрастным особенностям ребёнка)

✓ Принцип интеграции (способствовать всестороннему развитию ребенка, который познает объект с разных сторон) 

✓ Принцип максимального использования (это принцип от простого к сложному, который  развивает потенциал ребёнка в музыкальном развитии)

Для достижения хороших результатов, свою работу я строю на следующих основных принципах, которые вы видите на слайде.

   

И в заключении я хочу сказать: уделяя большое внимание в своей работе развитию чувства ритма, я стремлюсь к поиску качественного, эффективного, продуктивного взаимодействия с детьми. Чувство ритма дает возможность  и шанс каждому ребенку выразить себя, показать свое отношение к музыке, а воспитание с помощью музыки формирует духовно богатый мир ребенка, помогает стать ему творческой, всесторонне-развитой личностью. Спасибо за внимание!

 СЛАЙД 21  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....