Папка по самообразованию по теме " Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет"
методическая разработка

Шиткина Ирина Николаевна

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста - помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2019_-_2020_uch.god_.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 56 «Ромашка» города Рубцовска

(МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56 «Ромашка» города Рубцовска) 

пер. Гражданский, 14-А, г.  Рубцовск, Алтайский  край 658200  

телефон 8(38557)4-67-83, 8(38557)4-58-73, эл. адрес: ds56@ngs.ru

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Шиткина Ирина Николаевна

(Ф.И.О.)

Воспитатель

(Должность)

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4 -5 лет

(Название темы)

Сентябрь 2019 год

(Начало изучения темы)

Май 2020года

(Окончание изучения темы)

Рубцовск, 2019


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О. педагога  Шиткина Ирина Николаевна                                 

Дата рождения   03.08.1979                                                                                

                                                                         

Стаж работы в должности 18 лет                                                                          

Образование (название учебного заведения и год  окончания)

Рубцовское педагогическое училище, год окончания - 2000                                              

Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении Квалификационная категория высшая, 14.06.2016 год, №1055 Приказ об установлении квалификационных категорий педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций города

Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили)  

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» по

теме: «Психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС» 72 часа 2018г

                                                                             

                                                   

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»

«Начало искусства слова – в фольклоре»

Максим Горький

«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое»
  Константин Дмитриевич Ушинский

Актуальность

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

         Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

  Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель: 

Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

   Задачи:

-  Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.

-   Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

-   Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

-   Внедрение новых форм работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей.

Предполагаемый результат:  У детей сформированы первоначальные представления и базовые знания об устном народном творчестве. Дети готовы к творческой деятельности в любой образовательной области.

Этапы самообразования:

Этап I «Организационный»

Подбор и изучение методической литературы по теме, подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования, разработка методического материала и т. д.

Этап II «Практический»

Реализация плана сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

Этап III «Аналитический»

Определение эффективности реализации плана посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников. 

В 2019-2020 учебном году мной будут пройдены следующие этапы самообразования:

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь 2019 – Май 2020

Изучение методической литературы

1.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М.,2005

2.Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. М., 2005

3.Гриценко З.А. Положи твоё сердце у чтения. М., 2004

4.Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго… М., 2004

5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981

6.Л.М.Гурович, Л.Б. Береговая, Л.И. Логинова «Ребенок и книга» М.; Просвещение, 1992 .

Составлен перспективный план работы на учебный год.

Октябрь 2019

Что такое загадка?

Познакомить с загадкой как с самостоятельным жанром. Что такое рифмованные загадки? Учить отгадывать рифмованные загадки на основе наглядности. Разгадывание загадок об овощах и фруктах. «Отгадай загадку-нарисуй отгадку».Рисование овощей и фруктов.

Досуг «Комната загадок».

Создание картотеки «Загадки для детей».

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку».

Ноябрь

2019

 Что такое сказки о животных?

Познакомить детей с жанром литературного творчества Русской народной сказкой.

Познакомить детей со сказками, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы. Учить драматизировать знакомую сказку.

Подбор русских народных сказок для оформления книжного уголка.

Постановка сказки «Теремок»

Декабрь

2019

Заклички, считалки.

Познакомить детей с произведениями русского фольклора, такими как   заклички, считалки. Дать понятие, что такое закличка, считалка. Учить детей использовать знакомые считалки в играх.

Проведение подвижных игр с художественным словом.

Создать картотеку «Подвижные игры с художественным словом»

Январь

2020

Что такое бытовые сказки?

Познакомить детей со сказками в основе которых лежат события каждодневной жизни. Обсуждение с детьми характеров сказочных персонажей: кто добрый? Кто злой? Кто хитрый? Кто коварный? Просмотр мультфильмов по сюжетам знакомых бытовых сказок.

Развлечение «Прощание с ёлкой»

Февраль

2020

Что такое волшебные сказки?

Познакомить со сказками, в основе которых лежит преодоление чего-то при помощи волшебных предметов, чуда или волшебных помощников.

Дидактическая игра «Бывает-не бывает» Учить детей различать где правда, а где вымысел; что может быть в жизни, а что нет. Выставка рисунков и поделок «Мой любимый сказочный герой»

Драматизация любимой сказки.

Март

2020

Что такое колыбельная песня?

Познакомить детей с историей возникновения колыбельных песен. Чтение колыбельных песен с рассматриванием иллюстраций. Слушание колыбельных песен.

Папка передвижка «Колыбельные песни».

Апрель - Май

2020

Игры-драматизации по мотивам любимых сказок.

Вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению.

Оформление папки-передвижки для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»...

Самообразование на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"

Самообразование на тему "Влияние устного народного творчества на раазвитие детей"...

Отчет по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста».

В очете по самообразования раскрывается тема устного народного творчества и огромное влияние на развитие речи младших дошкольников"...

Самообразование на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»

Самообразование воспитателя на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет» ...

Самообразование на тему:"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"2019-2020 год

Самообразовательная деятельностьНа тему: «Влияние устного народного творчествана развитие речи детей 3-4 лет.2019-2020 год     Цель работы: объединить усилия педагогов и...